Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 05:34, дипломная работа
Поставленная цель определила следующие задачи работы:
- изучить теоретические основы корпоративного управления в банках;
- выполнить анализ системы корпоративного управления в кредитных организациях;
- выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются кредитные организации в области корпоративного управления;
- проанализировать систему и подходы к организации корпоративного управления на примере ОАО «Дальневосточный банк» в условиях кризиса;
Введение
9
1 Теоретические аспекты развития корпоративного управления
1.1 Развитие корпоративного управления в компаниях
11
1.2 Развитие корпоративного управления в банковском секторе
19
2 Опыт ОАО «Дальневосточный банк» в области корпоративного управления
2.1 Этапы построения системы корпоративного управления
26
2.2 Функционирование системы корпоративного управления и проблемы, связанные с ее внедрением
43
3 Основные направления совершенствования корпоративного управления
3.1 Пути решения проблем системы корпоративного управления в отечественной банковской практике
51
3.2 Направления повышения эффективности системы корпоративного управления в банках
63
Заключение
76
Список использованных источников
Дальневосточный банк также обеспечивает создание и эффективное функционирование системы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия и утверждается аудитор Общества - профессиональная аудиторская организация, не связанная имущественными интересами с Банком.
Согласно распоряжению ФКЦБ право на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации о банке должно реализовываться посредством введения специального должностного лица, основной задачей которого является обеспечение соблюдения органами и должностными лицами кредитной организации процедурных требований, установленных законодательством, Уставом и иными внутренними документами, гарантирующими реализацию прав и интересов акционеров. ДВБанк, следуя рекомендациям, реализует это право посредством введения в 2006 г. должности корпоративного секретаря, права и обязанности которого закреплены в Положении о корпоративном секретаре. Таким образом, структуру органов управления, входящих в систему корпоративного управления на начало 2007 года, можно схематично изобразить следующим образом (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Структура органов управления, входящих в систему корпоративного управления на начало 2007 года
Продолжая следовать рекомендациям ФКЦБ ДВБанк предусмотрел функции секретаря в Положении о корпоративном секретаре, среди которых можно выделить:
1) обеспечение подготовки и проведения общих собраний акционеров в соответствии с законодательством, требованиями регулирующих органов, устава и иных внутренних документов Общества:
- прием предложений о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания, предложений о выдвижении кандидатов в органы Общества, избираемые общим собранием, и требований о проведении внеочередного общего собрания, поступающие в Общество; ведение учета поступающих предложений или требований; передача поступивших предложений или требований председателю совета директоров;
- подготовка и направление регистратору распоряжений на предоставление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, на основании решения о проведении общего собрания акционеров;
- обеспечение надлежащего уведомления лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, о предстоящем общем собрании, организация направления (вручения) им бюллетеней для голосования;
- уведомление о проведении общего собрания акционеров всех членов совета директоров, президента, членов правления, членов ревизионной комиссии и аудитора ДВБанка, а так же информирование участников общего собрания по вопросам, связанным с процедурой его проведения;
- организация ведения протоколов общих собраний акционеров и составления протоколов об итогах голосования на общих собраниях акционеров;
2) обеспечение работы Совета директоров:
- решение всех организационных вопросов, связанных с подготовкой и проведением заседаний, в том числе уведомление его участников, разъяснение им их полномочий;
- ведение протоколов заседаний совета директоров, доведение принятых советом директоров решений до исполнительных органов Общества;
3) содействие обеспечению деятельности комитетов совета директоров и взаимодействие с ними;
4) хранение документов и раскрытие информации о Банке:
- контроль за учетом и хранением подлинников устава, внутренних положений Общества, протоколов собраний и заседаний, а также бюллетеней для голосования, списков аффилированных, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и получение дивидендов лиц, и других документов ДВБанка;
- предоставление акционерам доступа к вышеупомянутым документам;
- учет и хранение всей поступающей в адрес совета директоров корреспонденции;
- контроль за своевременным и полным раскрытием информации;
5) организация взаимодействия между Банком и его акционерами:
- контроль за своевременным и надлежащим рассмотрением, а также организация подготовки ответов на поступающие от акционеров письма, обращения и требования, в том числе направление их в структурное подразделение ДВБанка, к компетенции которого относится данный вопрос;
- предоставление акционерам консультаций по вопросам их прав;
- своевременное выявление назревающих корпоративных конфликтов между акционерами, инвесторами и органами Банка, информирование о них соответствующих органов Общества и, при необходимости, участие в их разрешении.
6) иные вопросы, в частности:
- доведение результатов проверок, проводимых внешним аудитором, ревизионной комиссией, Банком России и органами государственной власти, до совета директоров и, в случае необходимости, до комитетов совета директоров для разработки рекомендаций по устранению выявленных нарушений и предотвращению подобных нарушений в будущем.
Исходя из возложенных на корпоративного секретаря функций, можно сделать вывод о важности данной должности в области корпоративного управления, особенно в условиях кризиса экономики. Секретарь способствует наиболее четкому разделению полномочий внутри кредитной организации, помогает отслеживать и решать возникающие проблемы на этапе их становления, позволяя избегать исков к Обществу, и дает возможность Банку заботиться о правах и законных интересах своих акционеров.
В ходе исследования выявлено, что в течение 2007 года в корпоративном управлении Дальневосточного банка произошли существенные изменения, что позволило ему сохранить свои позиции на рынке банковских услуг во время кризиса экономики.
В частности в 2007 г. в развитие Кодекса корпоративного поведения разработано Положение о деловой этике, с целью укрепления взаимного доверия между участниками рынка банковских услуг и развитию практики саморегулирования.
В Положении о деловой этике Дальневосточный банк выражает приверженность основным принципам и международным практикам в области разработки этических норм. Банк рассматривает необходимость следовать им как одно из важнейших средств повышения эффективности и культуры банковского дела для достижения поставленных целей - рост бизнеса, достижение лидерства, увеличение рыночной доли через увеличение объемов операций, а также географическую экспансию.
Присоединяясь к провозглашенным Ассоциацией российских банков этическим принципам банковского дела, строит отношения своих сотрудников с клиентами, деловыми партнерами и представителями органов государственной и муниципальной власти на принципах добросовестности, честности, профессионализма, взаимного доверия и уважения, приоритетности интересов клиента, нерушимости обязательств, полноты раскрытия необходимой информации.
В ходе анализа выявлено, что под раскрытием информации Дальневосточный банк понимает обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Банк признает информацию раскрытой, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию путем опубликования: в электронных средствах массовой информации, в сети Интернет на сайте Дальневосточного банка, в печатных изданиях, в брошюрах и буклетах.
В подходе к раскрытию корпоративной информации Дальневосточный банк придерживается принципов регулярности и оперативности ее предоставления, доступности такой информации для акционеров и иных заинтересованных лиц, достоверности и полноты ее содержания, соблюдения разумного баланса между открытостью Банка и соблюдением его коммерческих интересов.
В соответствии с Письмом ЦБ РФ № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» в целях предотвращения возникновения конфликта интересов рекомендуется распределять полномочия между членами Совета директоров посредством создания тематических комитетов для предварительного рассмотрения и подготовки рекомендаций по наиболее важным вопросам. Дальневосточный банк следуя этим рекомендациям для углубленной проработки вопросов, входящих в компетенцию совета директоров, накануне кризиса сформировал:
- Комитет по корпоративному управлению;
- Комитеты по стратегическому планированию;
- Комитет по аудиту и управлению банковскими рисками.
Таким образом, структура корпоративного управления претерпела серьезные изменения (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Структура органов управления, входящих в систему корпоративного управления на начало 2008 года
Деятельность, цели создания, компетенцию, порядок формирования и функционирования Комитетов Совета директоров регламентирует утвержденное советом директоров Положение о комитетах совета директоров Общества.
Комитеты являются специальными постоянно действующими органами совета директоров, создаваемыми для предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных уставом Общества к компетенции совета директоров. Решения Комитетов имеют для Совета директоров лишь рекомендательный характер, они не вправе действовать от имени Совета директоров и не обладают властно-распорядительными полномочиями.
Комитет по корпоративному управлению создан в целях развития и совершенствования системы корпоративного управления в Банке, организации эффективного взаимодействия органов управления и менеджмента с акционерами, соблюдения этических норм и построению доверительных отношений в Дальневосточном банке, предотвращения и эффективного разрешения корпоративных конфликтов.
Под конфликтом интересов Дальневосточный банк понимает противоречие между имущественными или иными интересами Банка и акционеров, кредиторов, контрагентов, вкладчиков и иных клиентов, когда могут быть допущены случаи нарушения их прав и законных интересов в результате действия или бездействия органов управления кредитной организации и его сотрудников.
В Положении о предотвращении и урегулировании конфликтов интересов рассматриваются конфликты между мажоритарными и миноритарными акционерами; органами управления Общества и его акционерами; органами управления, должностными лицами, сотрудниками Банка и клиентами; ДВБанком и должностными лицами, его сотрудниками при осуществлении ими служебных обязанностей.
Комитет по аудиту и управлению банковскими рисками создан для обеспечения оперативного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и соблюдением ДВБанком требований действующего законодательства и регулирующих органов, в том числе по вопросам управления рисками
Для обеспечения непрерывного и эффективного процесса управления рисками в ДВБанке функционируют кредитные комитеты, комитет по управлению активами и пассивами, которые обеспечивают коллективную оценку присущих ОАО «Дальневосточный банк» рисков и принятие соответствующих решений.
На заседаниях комитета по управлению активами и пассивами рассматриваются вопросы ликвидности, установления межбанковских лимитов, лимитов самостоятельного принятия решений отдельным руководителям и сотрудникам.
Кредитные комитеты принимают решения о кредитных сделках и уровне принимаемых рисков.
Существующая в Банке многоуровневая система управления рисками, позволяет своевременно выявить присущие Банку риски и минимизировать их влияние.
В процессе управления рисками ОАО «Дальневосточный банк» выделяет следующие виды рисков, присущих банковской деятельности: кредитный риск, страновой риск, рыночные риски (фондовый, валютный, процентный), риск потери ликвидности, операционный, правовой, риск потери деловой репутации и стратегический риск.
Система управления рисками в рассматриваемом Банке обеспечивает мониторинг и ограничение рисков как на уровне банка в целом, так и на уровне подразделений, осуществляющих сделки.
Одной из целей утвержденной Советом директоров «Политики управления рисками в ОАО «Дальневосточный банк» является обеспечение надлежащего уровня надежности, принятия и поддержания приемлемого уровня рисков, адекватного масштабам его бизнеса и соответствующего стратегическим задачам банка.
Для осуществления Советом директоров функции стратегического управления, решения задач, способствующих повышению эффективности его деятельности в долгосрочной перспективе, как уже говорилось ранее, в 2007 г. создан Комитет по стратегическому планированию.
Основная роль этого комитета состоит в определении стратегических целей, оценке эффективности деятельности в долгосрочной перспективе и выработке рекомендаций Совету директоров по корректировке существующей стратегии развития, исходя из тенденций на рынках, результатов деятельности Банка и его конкурентов, а также других факторов.
С момента создания Комитет проводит анализ разработанных исполнительными органами концепций, программ и планов стратегического развития и вносит свои рекомендации Совету директоров.
В его обязанности также входит оценка утвержденных приоритетных направлений деятельности Общества с учетом рыночной ситуации, финансового состояния ДВБанка и других факторов, оказывающих влияние на его финансово-хозяйственную деятельность, что чрезвычайно важно в условиях сложившейся на тот момент нестабильности экономики.