Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 05:34, дипломная работа
Поставленная цель определила следующие задачи работы:
- изучить теоретические основы корпоративного управления в банках;
- выполнить анализ системы корпоративного управления в кредитных организациях;
- выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются кредитные организации в области корпоративного управления;
- проанализировать систему и подходы к организации корпоративного управления на примере ОАО «Дальневосточный банк» в условиях кризиса;
Введение
9
1 Теоретические аспекты развития корпоративного управления
1.1 Развитие корпоративного управления в компаниях
11
1.2 Развитие корпоративного управления в банковском секторе
19
2 Опыт ОАО «Дальневосточный банк» в области корпоративного управления
2.1 Этапы построения системы корпоративного управления
26
2.2 Функционирование системы корпоративного управления и проблемы, связанные с ее внедрением
43
3 Основные направления совершенствования корпоративного управления
3.1 Пути решения проблем системы корпоративного управления в отечественной банковской практике
51
3.2 Направления повышения эффективности системы корпоративного управления в банках
63
Заключение
76
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 9 |
1 Теоретические аспекты развития корпоративного управления |
|
1.1 Развитие корпоративного управления в компаниях | 11 |
1.2 Развитие корпоративного управления в банковском секторе | 19 |
2 Опыт ОАО «Дальневосточный банк» в области корпоративного управления |
|
2.1 Этапы построения системы корпоративного управления | 26 |
2.2 Функционирование системы корпоративного управления и проблемы, связанные с ее внедрением | 43 |
3 Основные направления совершенствования корпоративного управления |
|
3.1 Пути решения проблем системы корпоративного управления в отечественной банковской практике | 51 |
3.2 Направления повышения эффективности системы корпоративного управления в банках | 63 |
Заключение | 76 |
Список использованных источников | 79 |
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративное управление в теории и на практике занимается анализом агентской проблемы как проблемы разделения власти в организации. Ее суть заключается в разрешении противоречий интересов собственника и менеджера.
Кредитные организации, безусловно, являются особым видом организаций, отличающихся от предприятий реального сектора экономики и иных финансовых организаций, что, естественно, обуславливает специфику корпоративного управления в данных организациях.
Особенно важное значение имеет надлежащее корпоративное управление для банков, так как они являются неотъемлемым элементом экономики. От правильно выстроенной системы корпоративного управления зависит не только финансовое состояние конкретного банка, но и стабильность всей банковской системы, а следовательно и состояние экономики страны.
Указанные проблемы формируют актуальность выпускной квалификационной работы.
Основной целью данной работы является анализ корпоративного управления в кредитных организациях: современных подходов к организации корпоративного управления, а также разработка предложений по его совершенствованию в условиях кризиса экономики.
Поставленная цель определила следующие задачи работы:
- изучить теоретические основы корпоративного управления в банках;
- выполнить анализ системы корпоративного управления в кредитных организациях;
- выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются кредитные организации в области корпоративного управления;
- проанализировать систему и подходы к организации корпоративного управления на примере ОАО «Дальневосточный банк» в условиях кризиса;
- сделать выводы и внести предложения по усовершенствованию системы корпоративного управления в ОАО «Дальневосточный банк».
Объектом исследования является ОАО «Дальневосточный банк».
Теоретической основой работы являются законы, положения, рекомендательные письма и распоряжения, разработанные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, работы отечественных учёных и специалистов в области корпоративного управления. Информационной базой послужила публикуемая отчетность, а так же внутренние нормативные документы кредитных организаций.
Корпоративное управление в теории и на практике занимается анализом агентской проблемы как проблемы разделения власти в организации. Ее суть заключается в разрешении противоречий интересов принципала и агента.
Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности и контроля. Основная ответственность за его состояние ложится на частный сектор, в то время как правительства играют главную роль в создании правового, институционального и регуляторного климата, в котором развиваются различные системы корпоративного управления [16].
Надлежащий режим корпоративного управления помогает обеспечить эффективное использование компаниями их капитала на благо как корпорации, так и всего общества. Это помогает поддерживать доверие отечественных и иностранных инвесторов и привлекать более дешевый капитал на долгосрочной основе.
Финансовые кризисы в Азии и других регионах (1998-2000 гг.) наглядно продемонстрировали государствам всего мира, необходимость прозрачности и подотчетности корпоративного управления в обеспечении уверенности инвесторов и общей эффективности национальной экономики.
С начала 90-х годов инвесторы при поддержке правительств и международных организаций (Мировой Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие) ведут активную кампанию за разработку и внедрение правил, которые могут обеспечить защиту прав инвесторов, особенно миноритарных, от различных злоупотреблений со стороны менеджмента и крупных акционеров компаний.
В свете возрастания понимания важности надлежащего корпоративного управления в 1998 г. в Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная в 1960 году с целью предоставления правительствам стран-участниц основополагающих принципов разработки и усовершенствования экономической и социальной политики, приняла решение разработать свод стандартов и руководств по корпоративному управлению совместно с национальными представительствами и другими заинтересованными международными организациями. Для выполнения поставленной задачи ОЭСР создал Специальную группу по корпоративному управлению, которой было поручено разработать принципы, воплощающие взгляды государств-членов по этому вопросу. В группу вошли представители правительств всех государств-членов, Европейской комиссии, четырех международных организаций (Мирового банка, Международного валютного фонда (МВФ), Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию и Международной организации комиссий по ценным бумагам); Консультативного комитета по предпринимательству и промышленности ОЭСР (BIAC) и Консультативного комитета по профсоюзам (TUAC); а также представителей отдельных организаций частного сектора. Разработанные принципы были подписаны министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г.
Согласно определению корпоративного управления, сформулированного в документе ОЭСР под корпоративным управлением понимается круг отношений между:
- управляющим персоналом (менеджментом) компании,
- советом директоров;
- акционерами;
- другими заинтересованными сторонами.
Понятие «заинтересованные стороны» включает:
-сотрудников;
- клиентов;
- поставщиков;
- общественность.
ОЭСР выделила 5 ключевых принципов, руководствуясь которыми, компании должны осуществлять корпоративное управление:
1. Права акционеров. Структура корпоративного управления должна защищать права акционеров, в том числе на получение доли прибыли, на получение необходимой, своевременной и достаточной информации о банке, на участие в голосовании на Общем собрании акционеров.
2. Равное отношение к акционерам. Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных акционеров: в рамках одной категории должны соблюдаться одинаковые права голоса. Процедуры, принятые в компании не должны делать участие в голосовании чрезмерно сложным и дорогостоящим. У всех акционеров должна быть возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
3. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией. Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами, которые в случае необходимости должны иметь доступ к необходимой информации.
4. Раскрытие информации и прозрачность. Структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.
5. Обязанность правления. Структура корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое управление компанией, эффективный контроль за администрацией со стороны правления, а также подотчетность правления перед компанией и акционерами [32].
Названные принципы не имеют обязательного юридического характера, однако, оценка действующих режимов корпоративного управления служит в первую очередь собственным интересам государств и корпораций.
Стоит отметить, что принципы разрабатывались с учетом эволюционного характера, пересматривая возможность существенных изменений условий в которых функционирует рынок.
Для того чтобы сохранить конкурентоспособность в меняющемся мире, корпорации должны обновлять и корректировать свою практику корпоративного управления таким образом, чтобы отвечать новым требованиям и использовать вновь возникающие возможности.
Процесс пересмотра принципов был проведен Руководящей группой ОЭСР по корпоративному управлению в 2002 году по распоряжению Министров стран ОЭСР. В основу пересмотра легло комплексное исследование подхода стран ОЭСР к различным проблемам корпоративного управления. Анализ также опирался на опыт стран, не входящих в зону ОЭСР, где по инициативе ОЭСР совместно со Всемирным Банком и другими организациями, организуется работа Круглых столов по корпоративному управлению в рамках поддержания региональных инициатив по реформированию.
В марте 2004 г. ОЭСР опубликовала новую редакцию «Принципов корпоративного управления». Принципы касаются следующих аспектов:
1. Создание основы эффективной системы корпоративного управления. Система корпоративного управления должна способствовать развитию прозрачных и эффективных рынков, не противоречить принципу законности и четко определять разделение обязанностей между различными надзорными, регулирующими и правоохранительными органами.
2. Права акционеров и основные функции собственников. Система корпоративного управления должна защищать права акционеров и способствовать их реализации.
3. Равенство условия для акционеров. Система корпоративного управления должна обеспечивать равенство условий для всех акционеров, включая миноритарных акционеров и иностранных акционеров. Всем акционерам должна быть предоставлена возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
4. Роль в корпоративном управлении заинтересованных сторон. Система корпоративного управления должна признавать права заинтересованных сторон, установленные законом или по взаимной договоренности, и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными сторонами в создании материальных ценностей и рабочих мест и поддержании жизнеспособности финансово устойчивых предприятий
5. Раскрытие информации и прозрачность. Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и достоверное раскрытие информации по всем существенно важным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление в компании.
6. Обязанности совета директоров. Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство компанией, эффективный контроль за работой совета директоров, а также ответственность совета директоров перед компанией и акционерами [33].
Руководствуясь приведенными выше принципами, компании разрабатывают и принимают кодексы корпоративного поведения (управления). К концу 2002 года международные организации, объединения инвесторов, правительства различных стран и отдельные компании приняли около 90 кодексов корпоративного управления – свода добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений. В настоящее время в большинстве развитых стран действуют кодексы корпоративного управления, разработанные по инициативе негосударственных профессиональных объединений и широко принятые в деловом сообществе на добровольной основе.
Корпоративное управление включает комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет рамки, в которых намечаются задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности компании [14].