Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса
Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Пподр.вн.контр.=НОРнорм.зат-
где
НОР - реальное операционные расходы
подразделений внутреннего
Фактически
их прибыльность зависит от выполнения
бюджетных показателей, которые
закладываются в бюджетный план
данных подразделений на год. Организационная
структура подразделений
Качественная оценка деятельности подразделений внутреннего контроля и аудита банка будет следующая.
1. На основе
фактических данных
2. Рассчитывается
интенсивность контроля путем
суммирования показателей:
3. Вычисляется
коэффициент вариации и
4. Выявляется
наличие корреляционной связи
между показателями, влияющими на
результативность внутреннего
Делается
вывод о степени влияния
Таблица 2.15 - Показатели, влияющие на результативность внутреннего контроля
Показатель |
Описание показателя |
Потери вследствие уменьшения стоимости активов |
Прямое уменьшение стоимости активов банка вследствие кражи, мошенничества, противоправной деятельности сотрудников банка или третьих лиц, а также рыночные и кредитные потери банка, произошедшие в результате таких рисковых событий |
Регрессные потери |
Невозвращенные банку платежи и выплаты, а также осуществленные им ошибочно в пользу третьих лиц |
Потери от возмещения убытка/ущерба третьим лицам |
Выплаты и компенсации, осуществленные банком своим клиентам в порядке возмещения причиненного им убытка/ущерба по вине банка |
Потери вследствие наступления юридической ответственности |
Штрафы, неустойки и издержки банка в результате проведения судебного или внесудебного урегулирования разногласий с клиентом/контрагентом |
Потери вследствие санкций за нарушение законодательства |
Уплаченные банком штрафы, пени или любые другие денежные санкции, наложенные на банк по суду, органами надзора и банковского регулирования вследствие нарушения банком действующего законодательства |
Ущерб материальным активам по причинам случайного характера |
Уничтожение или прямое уменьшение стоимости материальных ценностей и активов банка вследствие событий случайного характера (в том числе халатности, неосторожности, стихийных бедствий) |
Просроченные активы, не приводящие
к потерям в исследуемом |
Кредиты и проценты по ним, ценные бумаги и доходы, выплачиваемые по ним, платежи и т.д. |
IV.Методика
С.А. Черкашина по оценки
По-мнению С.А. Черкашина, для оценки деятельности подразделений службы внутреннего контроля потребуется 3 метода: сравнительный, аналитический, рейтинговый [56. C. 87].
Методы сравнения подразделений службы внутреннего контроля банка:
по субъективному мнению руководителя (отсутствует формализованная система оценки);
по совокупным показателям деятельности;
по событию;
по количеству недостатков, нарушений;
исторически сложившаяся оценка (основана на ранее созданных стереотипах о данном подразделении).
В качестве аналитических критериев оценки рассматриваются следующие группы показателей: выявление нарушения и недостатки, потенциал (трудовой и материальный), показатели эффективности деятельности.
Нарушения и недостатки разделены по направлениям, по признаку сущности (грубые, существенные, несущественные), а также отмечены нарушения, которые встречались повторно после проведения работ по устранению замечаний и недостатков, выявленных прошлыми проверками.
Показатели эффективности определяются как среднее количество операций, выполняемых одним сотрудником по соответствующему направлению деятельности. Для этого использовались данные о количестве операций за период по виду деятельности и о трудовом потенциале.
В результате определены следующие показатели, объединенные в три блока, по которым осуществлялась рейтинговая оценка системы службы внутреннего контроля (таблица 2.16) [56. C.89].
Таблица 2.16- Показатели для оценки внутреннего контроля в кредитной организации
Нарушения и недостатки с учётом критичности нарушений |
Трудовой потенциал |
Общие показатели деятельности |
F1 - в кассовой работе; F2 – в ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности; F3 – сметно-штатной дисциплины; F4 –безопасности и защиты информации; F5 – делопроизводства и экспедирования документов; F6 – внутриобъектового режима |
F7 - общая численность персонала,
рассчитанная как F8 – численность специалистов,
занятых в основной F9 – численность специалистов,
занятых в бухгалтерской F10 – численность специалистов,
занятых в подразделениях F11 – численность специалистов, занятых в административной и экономической работой; |
F12 - среднее количество F13 – среднее количество
купюр и монет, обработанных
одним кассиром за F14-среднее количество
прочих операций за |
Система внутреннего
контроля организации постоянно
дает оценку выполнения тех или иных
действий подразделений и персонала
(анализируемого объекта). Оценка показывает
уровень исполнения или достижения
цели объектом, таким образом, устанавливается
рейтинг данного объекта
Оценка деятельности,
выполненная подразделениями
V. Методика
Сонина А.М. по оценки
Показатели эффективности деятельности внутреннего аудита: качественные показатели, показатели продуктивности и результативности [31. C. 46]
К первой категории
можно отнести такие
общий уровень квалификации аудиторов;
средняя продолжительность работы сотрудников во внутреннем аудите;
количество часов профессиональной переподготовки в расчете на одного аудитора в год;
количество специалистов, имеющих профессиональные сертификаты;
соответствие стандартам внутреннего аудита (в т.ч. качество планирования и выполнения аудиторских зданий, аудиторских заданий, аудиторских рекомендаций, аудиторских отчетов).
Во вторую категорию входят следующие показатели:
выполнение утвержденного плана аудиторов;
количество проведенных аудиторских часов на проведение одного аудита;
процент/количество аудитов, проведенных в соответствии с бюджетом времени;
количество
сделанных аудиторских
время от момента проведения аудита до момента написания окончательного отчета;
количество неисполненных запросов заказчиков.
К третьей категории относятся следующие показатели:
процент выполненных/невыполненных аудиторских рекомендаций;
количество аудиторских замечаний по фактам, ранее из известным руководству;
прямой экономический эффект от выполнения рекомендаций;
количество/частота обращений/запросов в службу внутреннего аудита со стороны подразделений банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика
и организация системы
ЗАО «Банк Русский Стандарт» — динамично развивающийся независимый финансовый институт высокой степени надежности, предлагающий услуги мирового уровня, ориентированные на максимально широкие клиентские слои. Реализация четко направленной бизнес-стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили ЗАО «Банк Русский Стандарт» в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером. Сегодня Банк «Русский Стандарт» занимает первое место среди частных банков страны по объемам кредитования населения и имеет уникальный опыт по формированию кредитной истории клиентов с использованием системы вероятностной оценки кредитоспособности заемщиков. Банк «Русский Стандарт» - Закрытое Акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую Банковскую систему России осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Был создан на основе «Агроопторгбанка» в июне 1999 года (генеральная лицензия № 2289 от 19 июля 2001 года). Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Русский Стандарт», её структура показана в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Структура холдинговой компании «Русский Стандарт».
Холдинговая компания «Русский Стандарт» | |||
Компания Roust.Inc |
Компания Русский стандарт |
Банк Русский стандарт |
Компания Русский Стандарт |
(основана в 1992 году) Эксклюзивный дистрибьютор ведущих алкогольных брэндов класса Premium. Контролирует 60% рынка элитного алкоголя. |
(основана в 1999 году) Производство и дистрибуция водки «Русский Стандарт» класса de-luxe. Данную продукцию можно встретить в 14 странах мира. |
(основана в 1999 году) Потребительское кредитование: автокредиты, кредит наличными, ипотека, депозиты. |
(создана 25 марта 2003 года, лицензия Минфина №4498Д получена от 04 августа 2003 года) Основной вид деятельности – личное страхование. |
Органами управления Банка являются: общее собрание акционеров; совет директоров банка, председатель Правления банка, правление банка.
Высшим органом
управления является Собрание акционеров
Банка. Всей оперативной деятельностью
Банка руководит Председатель Правления
(Левин Дмитрий Олегович), назначенный
Советом Директоров, который выступает
работодателем в трудовых взаимоотношениях
с сотрудниками Банка. Правление
банка занимается разработкой оперативных
и тактических планов развития Банка
по реализации стратегии, принятой Советом
Директоров (председатель – Тарико
Рустам Васильевич), обеспечением выполнения
решений Общего собрания акционеров,
Совета Директоров, Председателя Правления
Банка. Совет директоров Банка осуществляет
общее руководство
Региональное представительство ЗАО Банка «Русский Стандарт» в г.Томске был открыт 11.05.2004г., деятельностью руководит директор Маметьев Вячеслав Георгиевич (дата приема на работу 05.09.2005г.). Все отделы взаимодействуют друг с другом например: Отдел продаж состоит из 4 групп, которые занимаются привлечением клиентов, оформлением кредитов, взаимодействие с новыми организациями и подключение к программе потребительского кредитование (не только в городе Томске, а также в г.Юрге, в г.Асино), обучение персонала, проведение семинаров, тренингов для сотрудников банка, работа с неправильно оформленными договорами. В региональное представительство входит 2 Операционных офиса в г.Томске «Томск №1» и «Томск №2» филиала г.Новосибирска, здесь основным направлениями деятельности является работа с клиентами, т.е. оформление и выдача международных пластиковых карт, консультирование клиентов по продуктам Банка, предоставление копии графиков платежей, прием и рассмотрений клиентских претензий относительно проблем, возникающих при получении или в процессе погашения задолженности по потребительским кредитам и картам и т.д. При возникновение просроченной задолженности у клиента, либо проверка торговых организаций/агентов перед подключением новых торговых партнеров к сети Банка работает отдел контроля рисков. Данный отдел занимается также мониторингом дефолтов в разрезе торговой организации, подготовку аналитической отчетности по кредитным потерям, по борьбе с мошенничеством. Отдел состоит из 4 групп, каждая группа также взаимодействует друг с другом, например: если у клиента возникла просроченная задолженность более 2 месяца, данные клиента передаются с группы 2 сбора в группу 3 сбора, для дальнейшей работы с клиентом. Аналитический отдел состоит из 3 групп: группы по борьбе с мошенничеством, группы сопровождения и экспертной группы. Все группы взаимодействуют со всеми отделами и группами, выполняя непосредственно каждый свои функциональные обязанности. Получается «слаженная работа» «большого механизма», который в котором группы и отделы маленькие «запчасти». Без какой-то «детали» в «механизме» могут быть сбои, разрушив всю командную работу банка.
Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»