Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса

Содержание

Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом аудит банка.docx

— 265.05 Кб (Скачать)

 

Таблица 2.10 - Основные цели внутреннего контроля и зарубежной оценке его эффективности.

Наименование

Модель СОSO

Базельский комитет

Международный институт внутренних аудиторов

Основные цели контроля

- целесообразность и эффективность  деятельности;

- достоверность финансовой  отчетности;

- соблюдение соответствующих  законодательных, нормативных актов  и требований и регулирующих  органов

- операционные;

- поддержание надежной  системы финансовой и управленческой  отчетности;

- соблюдение законов и  регулятивных норм, политик банка,  принятых планов, внутренних правил  и процедур

- достоверность и полнота информации  о финансово-хозяйственной деятельности;

-результативность и эффективность  деятельности;

-сохранность активов;

-соблюдение законов, нормативных  актов и договорных обязательств

Критерии эффективности внутреннего  контроля

-осознание размера необходимых  для достижения операционных  целей организации;

-публикуемая финансовая  отчетность является достоверно  подготовленной;

-действующие законы и  инструкции соблюдается

Набор принципов, согласно которым должна строиться оценка эффективности  систем внутреннего контроля банка:

- управление и культура  контроля;

- признание и оценка  риска;

- деятельность по осуществлению  контроля и разделение полномочий;

-информации и система  ее передачи;

- мониторинг деятельности  и исправление недостатков

- наличие четко сформулированных  оперативных и долгосрочных целей  и задач и степень их соответствия  целям и задачам организации;

- установление степени  адекватности сформулированных  менеджментом критериев, позволяющих  определить, выполнены поставленные  цели и задачи или нет


 

I. Методика  оценки организации внутреннего  контроля Банка России.

В методических рекомендациях Банка России для  оценки качества системы внутреннего  контроля рекомендуется рассчитывать следующие показатели [15]:

показатель  оценки организации системы внутреннего  контроля кредитной организации (П1);

показатель  оценки деятельности службы внутреннего  контроля (П2);

показатель  оценки контроля за управлением информационными  потоками и обеспечением информационной безопасности, проверок разработанных  кредитной организацией планов действий на случай непредвиденных обстоятельств (П3);

показатель  оценки контроля за управлением банковскими  рисками (П4);

показатель  оценки контроля за распределением прав и обязанностей, согласования решений, делегирования полномочий при совершении банковских операций (П5);

показатель  оценки контроля за представлением отчетов  и информации (П6).

Данные показатели оценки организации внутреннего  контроля рекомендуется рассчитывать на основании балльных и весовых  оценок, выставляемых рабочей группой  по ответам на вопросы, относящиеся  к этим показателям. Показатель П1 определяется в целом для кредитной организации  и не рассчитывается по каждому проверяемому направлению деятельности.

Показатели  оценки организации внутреннего  контроля в кредитной организации  могут принимать значения от 1 до 4 с округлением значения до одного знака после запятой.

При подготовке выводов об оценке организации  внутреннего контроля в кредитной  организации по показателям ПОВК, Пj, П Дельтаi, Пji рекомендуется применять  следующую шкалу оценок:

удовлетворительная - значение показателей меньше или  равно 1,6;

удовлетворительная, имеющая отдельные недостатки - значение показателей больше 1,6, но меньше или  равно 2,4;

требующая особого  внимания со стороны надзорных органов - значение показателей больше 2,4, но меньше или равно 3,4;

неудовлетворительная - значение показателей больше 3,4.

II. Методика  оценки качества системы внутреннего  контроля Е.В. Морковкиной. 

Методика  основана на двух методах: качественном (экспертная оценка) и статистическом методах (количественная оценка)[46. C.21].

Качественная  оценка является двойственным интегральным показателем, включающим:

интегральную  оценку качества каждого из направлений  внутреннего контроля в разрезе  обязательных элементов Методики ЦБ РФ и дополнительных критериев Базельского  комитета;

вторичную интегральную оценку в разрезе групп участников оценки (менеджмент; служба внутреннего контроля (аудита); внешний аудитор и(или) ревизионная комиссия).

При проведении качественной оценки системы внутреннего  контроля участникам процесса необходимо заполнить оценочные карты, содержащие следующий перечень вопросов:

обязательные  элементы, основанные на Методических рекомендациях ЦБ РФ (приложение Б);

дополнительные  критерии на основе требований Базельского  комитета по банковскому надзору (приложение В).

При балльной оценке ответов на вопросы рекомендуется  исходить из следующего:

1 — да, в  полной мере;

2 — в основном, в большинстве случаев; 

3 — частично, иногда;

4 — нет,  никогда, в том числе в случае  отсутствия.

При этом качественная оценка службы внутреннего контроля будет определяться следующим образом, согласно формулы (6).

 

Окач = (Ом x С1 + Освк x С2 + Оа x С3) / (С1 + С2 + С3), (2.6)

 

гдеОкач - качественная оценка качества СВК;

Ом -качественная оценка качества СВК, определенная менеджментом;

Освк - качественная оценка качества, определенная службой  внутреннего аудита;

Оа -качественная оценка качества, определенная внешним  аудитом (ревизором);

С1, С2, С3 - вес, определяемый на основе экспертной оценки.

В целях настоящей  методики принимаются следующие  веса качественных оценок по группам  участников, согласно таблице 2.11:

 

Таблица 2.11 - Веса качественных оценок по группам участников

Качественная оценка СВК, определенная менеджментом

0,4 (С1)

Качественная оценка, определенная службой  внутреннего контроля

0,3 (С2)

Качественная оценка СВК, определенная службой внешнего аудита (ревизора)

0,3 (С2)


 

Статистический  метод (количественная оценка)

Данный метод  основан на определении финансовых показателей кредитной организации  как необходимого условия производственной и финансовой эффективности деятельности. Кроме того, здесь же применяются  количественные характеристики активности службы внутреннего контроля.

По каждому  из показателей рассчитываются критерии (баллы) качества службы внутреннего  контроля. Количественная оценка качества представляет собой среднюю арифметическую, рассчитанную исходя из указанных баллов.

1. Показатели  финансовой эффективности. 

1.1. Динамика  прибыли: 

 

Крп = (П1 / Пср – 1) / 0,2, (2.7)

 

где Крп - коэффициент  роста прибыли;

П1 - балансовая прибыль отчетного квартала;

Пср -среднеквартальная  балансовая прибыль из расчета за год;

0,2 - уровень существенности, снижения (прироста) показателя.

1.2. Динамика  достаточности капитала:

 

Крдк = (ДК1 / ДКср – 1) / 0,2,  (2.8)

 

где Крдк - коэффициент  роста достаточности капитала;

ДК1 - достаточность  капитала (Н1) отчетного квартала;

ДКср - среднеквартальная  достаточность капитала (Н1) из расчета  за год;

0,2 -уровень существенности, снижения (прироста) показателя.

1.3. Вероятность  невыполнения экономических нормативов, установленных ЦБ РФ:

 

B =Σ  Mi / (K x 12), (2.9)

 

где Mi - количество невыполнений i-го норматива в текущем  году;

К - количество нормативов, установленных  нормативным актом, регулирующим деятельность кредитной организации.

2. Активность  службы внутреннего контроля.

2.1. Соотношение  роста активов (брутто) и роста  внутренних проверок за последний  год: 

 

Аслвк = ((П1 / П0) / (А1 / А0) – 1) / 0,2, (2.10)

 

где Аслвк - активность службы внутреннего контроля;

П1, ПО - количество внутренних проверок на конец и начало года;

А1, А0 - активы брутто на конец и начало года.

Значения  баллов качества по каждому показателю приведены в таблице 2.13.

Итоговую  оценку системы внутреннего контроля в кредитной организации рекомендуется  определять в зависимости от значения показателя уровня качества на основании  таблицы соответствия (таблица 2.14). Таблица 2.14 является результирующей методики, описывающей конечный результат оценки.

Уровень качества определяется как средневзвешенный показатель количественной и качественной оценок и рассчитывается следующим  образом:

 

К = (Окач x В1 + Окол x В2) / (В1 + В2), (2.11)

 

где К - уровень  качества;

Окач - качественная оценка качества СВК;

Окол - количественная оценка качества СВК;

В1, В2 - вес, определяемый на основе экспертной оценки.

В целях настоящей  методики принимаются следующие  веса оценок качества, согласно таблице  2.12:

 

Таблица 2.12 - Веса оценок качества

Качественная оценка качества (экспертный метод)

0,5 (В1)

Количественная оценка качества (статистический метод)

0,5 (В2)


 

Весовые коэффициенты отражают относительную значимость каждого показателя.

 

Таблица 2.13 - Баллы качества

Баллы качества

1

2

3

4

Динамика прибыли

Выше 0

(-0,49)-(0,00)

(-0,74)-(-0,50)

Ниже -0,7

Динамика достаточности капитала

Выше 0

(-0,49)-(0,00)

(-0,74)-(-0,50)

Ниже -0,7

Вероятность неисполнения экономических  нормативов

0

0,01-0,05

0,06-0,74

Выше 0,75

Активность СВК

Выше 0

(-0,49)-(0,00)

(-0,74)-(-0,50)

Ниже -0,7


 

Таблица 2.14 - Соответствие итоговой оценки качества системы внутреннего контроля и значения показателя уровня качества системы внутреннего контроля

Уровень качества

Качественная

Качественная, имеющая отдельные  недостатки

Требующая внимание со стороны надзорных  органов

Некачественная

Значение уровня

К ≤ 1,6

1,6 < К ≤ 2,5

2,5 < К ≤ 3,4

К ≤ 3,4


 

III. Методика  А.А. Арсланбекова-Федорова по  эффективности подразделений внутреннего  контроля и аудита.

А.А. Арсланбеков-Федоров  объединяет способы оценки эффективности  подразделений внутреннего контроля и аудита в три группы [35. C. 64]:

расчетные модели, формируемые на основе математических и статистических методов;

экспертная  оценка;

рейтинговая оценка.

В данном методе эффективность системы внутреннего  контроля возможно оценивать в рамках операционно-стоимостного анализа  с позиции затратности подразделений, осуществляющий внутренний контроля, а также качественно – с  учетом привязки показателей банковской деятельности к интенсивности внутреннего  контроля.

Под интенсивностью внутреннего контроля можно понимать число рекомендаций, принятых к исполнению рекомендаций подразделений внутреннего  контроля и аудита (в том числе  в специально утвержденных документах), число консультаций и других мероприятий, осуществленных этими подразделениями.

Операционно-стоимостной  анализ дает возможность контролировать неоперационные затраты банка на организационную структуру подразделений, осуществляющих формирование и мониторинг системы внутреннего контроля. Для  этого осуществляются следующие  действия.

Определяется  общая прибыльность центров прибыли  банка по формуле (2.12):

 

Пцп= Пцп1+ Пцп2+…+ Пцпn  (2.12)

 

Прибыльность  каждого центра определяется по формуле (2.13):

 

Пцпn= (ОД-ОР)-НОРпр-НОРцз  (2.13)

 

где ОД - операционные доходы центра прибыли;

ОР - операционные расходы центра прибыли;

НОРпр - неоперационные расходы центра прибыли;

Норцз - неоперационные расходы центра затрат, обслуживающих  контретный центр прибыли.

2. Расходы  на подразделения, осуществляющие  формирование и мониторинг системы  внутреннего контроля (подразделения  внутреннего контроля и аудита), равными частями ложатся на  все центры прибыли банка. Поэтому  эти расходы не могут быть  больше общей прибыльности центров  прибыли банка:

 

НОРподраз.вн.контр. < Пцп. (2.14)

 

Если это  не так, то необходимо сокращать неоперационные издержки на указанные подразделения. Это может выражаться в сокращении штата сотрудников таких подразделений и/или издержек на персонал, сокращении арендной платы и т.д.

3. При выполнении  соотношения п.2 на указанные подразделения  устанавливаются нормативные неоперационные  затраты, которые закладываются  в бюджете указанных подразделений.  Нормативные неоперационные затраты  подразделений внутреннего контроля  и аудита корректируются в  зависимости от получаемой общей  прибыльности центров прибыли  банка, стратегией его развития, а также качеством работы данных  подразделений. Их прибыльность  может оцениваться по формуле: 

Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»