Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса

Содержание

Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом аудит банка.docx

— 265.05 Кб (Скачать)

Административный  контроль включает в себя контроль за: ходом выполнения стратегических и текущих планов; обеспечением полноты, уровня и своевременности разработки правил, инструкций, процедур, раскрывающих алгоритмы проведения операций, а  также положений, регламентирующих деятельность органов управления банка; обеспечением стандартизации внутрибанковских процессов; правильностью и целесообразностью  действий руководителей всех уровней  и органов управления банка; координацией действий внутренних подразделений  банка; состоянием его технического уровня, экономической и информационной безопасности; совершенствованием взаимоотношений  с клиентами; качеством предлагаемых услуг.

Бухгалтерский контроль, в первую очередь, должен обеспечивать контроль за: сохранностью привлеченных средств банка, его  активов и имущества; полнотой и  достоверностью учетной информации и отчетности; соблюдением учетной  политики, правильностью оценки активов  в соответствии с ее принципами; обоснованностью производимых затрат банка, совершением клиентских и  банковских платежей; выполнением нормативных  требований ЦБ и налоговых органов. В условиях усиления конкуренции  в банковской сфере контроль за затратами  банка становится одной из актуальных задач бухгалтерского контроля.

Финансовый  контроль представляет собой контроль за: выполнением финансовой политики банка; качеством управления его  финансовыми потоками; образованием, распределением и использованием ресурсов всеми подразделениями банка; соблюдением  установленных лимитов; эффективным управлением ликвидностью, банковскими рисками; проведением комплексного экономического и финансового анализа деятельности банка, его подразделений; организацией и эффективностью внутрибанковского хозрасчета; формированием и корректировкой бюджетов; созданием и использованием резервов; соблюдением финансовых нормативов.

Правовой  контроль служит инструментом надзора  за законностью всех проводимых банком операций и заключаемых сделок, правовым обеспечением деятельности банка в  целом, ведением на должном правовом уровне судебных, арбитражных дел.

Технологический контроль предполагает осуществление  контрольных функций за четким соблюдением  технологии осуществления всех банковских операций, процедур выполнения работ, должностных инструкций.

Управленческий  контроль представляет собой систему  оперативных мер за правильностью  и целесообразностью действий руководителей  всех уровней и органов управления банка; осуществляет при этом контроль со стороны менеджеров за деятельностью  руководимых ими подразделений  банка и деятельностью непосредственных подчиненных; за выполнением управленческих решений; за распределением потоков  управленческой информации.

К специальному может быть отнесен контроль в  целях противодействия легализации  через банки доходов, полученных преступным путем. В соответствии с  федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк обязан выявлять операции своих клиентов с деньгами и/или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю на основании данного Закона, связанные  с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием  терроризма, и сообщать о таких  операциях уполномоченному органу, каковым сначала являлся Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ), а с апреля 2004 г. – Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) [4]. В целях реализации банками указанной обязанности Банк России выпустил «Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки обязаны разработать и утвердить в соответствии с порядком, установленным правительством РФ и Банком России, правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных, а также ввести специальную должность ответственного сотрудника, который отвечал бы за разработку и реализацию правил и иных внутрибанковских мер в тех же целях. Данный ответственный сотрудник должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений банка и подотчетен только руководителю банка. Банкам также разрешается определить или сформировать структурное подразделение для этих целей.

Анализируя  в зависимости от времени совершения контрольных действий доктор экономических  наук Г.Г. Коробова выделяет только текущий  и последующий виды контроля [27. С. 728-731], но нельзя забывать о необходимости предварительного контроля. В своих работах Л.В. Усатова и Т.И. Капаева считаю, что система внутреннего контроля должна начинаться даже с контроля за подбором и расстановкой кадров [29. С. 44].

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых  операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения  проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов  и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных  и финансовых операций, предварительный  контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки  нарушения действующего финансового  законодательства и нецелевого или  нерационального использования  средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией  и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет отслеживать  и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать  потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое  использование финансовых средств.

Последующему  контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и  целесообразность их расходования при  исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных  операций, достигнутых финансовых результатов  проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период [24. С.53]. Его результаты тесно  связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет  вскрыть недостатки их проведения.

По характеру  материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный), фактический и компьютерный.

Источниками информации для документального (формального  контроля) служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация [29. С. 54].

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета проверяемых  объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций.

Полноценность и неопровержимая доказательность  первичных документов и учетных  записей при необходимости устанавливаются  с помощью специальных приемов  фактического контроля. Поэтому оба  вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

По методам  проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия [23. C.54].

Проверка  производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития. При этом не обязательно  проверяются первичные бухгалтерские  документы, могут проводиться контрольные  замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.

Анализ как  метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наиболее  глубоким и всеобъемлющим методом  финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать определение  ревизии, как «полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности» [29. С.47].

 

 

2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке

 

2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов

 

Наличие системы  внутреннего контроля в кредитной  организации является обязательным условием её успешного функционирования. Для её совершенствования необходимо регулярно проводить оценку ее функционирования. Такая оценка может осуществляться разными субъектами (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 - Оценка организации системы внутреннего контроля

 

Внешняя оценка системы внутреннего контроля проводится при помощи: внешнего аудита, надзора  за участниками финансового рынка и банковский надзор. Центральный банк Российской Федерации осуществляет надзор за состоянием внутреннего контроль в кредитной организации в форме дистанционного и контактного (в виде инспекционных проверок) надзора [37. С. 8]. В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Италии, Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлять исключительно центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центрального банка [46]. Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах). В зависимости от особенностей отдельных стран надзор неодинаково трактуются. В ряде стран, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, — на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков [37. С. 6].

Банк России оценивает деятельность службы внутреннего  контроля по набору показателей, характеризующих  организацию работы в банке, и  наличию регулирующих внутрибанковских документов [44. С. 56]. К ним относятся документы, определяющие:

процедуры принятия решений;

распределение функций и полномочий между подразделениями  и сотрудниками банка;

политику  банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;

требования  по регламентации операций на финансовых рынках;

деятельность  службы внутреннего контроля.

Кроме того, учреждения Банка России вправе при проведении инспекционных проверок кредитных  организаций осуществлять проверки как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения [5]:

соблюдения  внутренних методик, программ, правил, порядок и процедур, а также  установленных лимитов;

достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки  и хранения иных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

надежности  установленных и применяемых  кредитной организацией отдельных  способов (методов) контроля.

Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью  коммерческих банков осуществляется посредством  сбора статистической информации, отчетов  бухгалтеров, посещений банков и  регулярных официальных собеседований  с их руководством. Встречи с руководством банка — одна из главных особенностей надзора в Великобритании. Кроме  того, Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний, в которых  помимо названных должностных лиц  участвуют также ответственные  за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии. В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический  отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками  указаний Банка Англии, а также  информирование последнего о достоверности  и полноте предоставляемой ему  статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право  в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах  проверки, если они вызывают сомнения. Кроме того, в Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят 11 бухгалтеров, проводящих консультации и при необходимости  вместе с правоохранительными органами участвующих в расследованиях с  целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора  в целом.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей.

Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»