Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса
Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В ходе исследования
можно сделать выводы, что система
внутреннего контроля ЗАО «Банк
Русский Стандарт» представляет
собой по вертикали как трехуровневая
система подчиненности, это обусловлено
системой построения самого банка. Головному
офису подведомственны
Системы внутреннего
контроля и деятельность коммерческого
банка, в целом, можно будет признать
эффективной только тогда, когда
будут утверждены и периодически
пересматриваться владельцами (Советом
директоров) документы, устанавливающий
стратегию и политику финансовой
организации в области
Список использованных источников
Приложение А
Схема организации системы внутреннего контроля в банке
Приложение Б
Оценочная карта качества каждого из направлений (элементов) внутреннего контроля (Обязательные элементы, основанные на Методических рекомендациях ЦБ РФ)
Направления внутреннего контроля |
Вопросы |
Балл менеджмента |
Балл СВК |
Балл ВА |
Контроль со стороны органов управления за организацией деятельности кредитной организации.
|
1.1. Соответствует ли созданная |
1 |
2 |
1 |
1.2.
Имеет ли кредитная |
х |
х |
х | |
1.2.1.
порядок организации системы
внутреннего контроля, включая структуру
и содержание системы |
1 |
1 |
1 | |
1.2.2.
порядок и процедуры |
2 |
1 |
1 | |
1.2.3.
основные вопросы, связанные с
осуществлением внутреннего |
1 |
1 |
1 | |
1.3.
Соблюдаются ли кредитной |
1 |
1 |
1 | |
Контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков |
2.1. Осуществляют ли органы |
1 |
2 |
3 |
2.2.
Предусмотрен ли внутренними
документами кредитной |
2 |
1 |
1 | |
2.3.
Осуществляет ли служба |
2 |
2 |
2 | |
Контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок |
3.1. Соблюдается ли кредитной |
1 |
2 |
1 |
3.2.
Обеспечивается ли |
2 |
3 |
2 | |
3.3.
Установлен ли кредитной |
3 |
3 |
3 | |
3.4.
Предоставляются ли совету |
1 |
1 |
1 | |
3.5.
Осуществляется ли сверка |
2 |
1 |
1 | |
3.6.
Действует ли в кредитной |
1 |
3 |
1 | |
3.7.
Осуществляется ли в кредитной
организации проверка |
2 |
1 |
1 | |
3.8.
Осуществляется ли в кредитной
организации выверка счетов с
одновременным информированием
соответствующих руководителей
кредитной организации о |
2 |
2 |
1 | |
3.9.
Соблюдаются ли требования |
1 |
1 |
1 | |
Контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности. |
4.1. Обеспечивает ли установленный
кредитной организацией |
1 |
1 |
1 |
4.2.
Осуществляет ли кредитная |
2 |
1 |
2 | |
4.3.
Осуществляет ли кредитная |
3 |
2 |
2 | |
4.4.
Устанавливаются ли кредитной
организацией правила |
2 |
2 |
2 | |
4.5.
Разработаны ли кредитной |
2 |
1 |
1 | |
4.6.
Соблюдается ли порядок |
3 |
2 |
2 | |
Осуществляемое на постоянной
основе наблюдение за |
5.1. Имеет ли кредитная |
2 |
1 |
2 |
5.2.
Соблюдается ли кредитной |
2 |
1 |
1 | |
5.3.
Соответствуют ли внутренние
документы, определяющие |
1 |
1 |
1 | |
5.4.
Обеспечивается ли кредитной
организацией постоянство |
1 |
1 |
1 | |
5.5.
Определена ли во внутренних
документах кредитной |
1 |
2 |
2 | |
5.6.
Обеспечивается ли кредитной
организацией |
2 |
2 |
1 | |
5.7.
Установлены ли в кредитной
организации требования к |
1 |
1 |
1 | |
5.8. Соблюдаются ли требования, определенные в пункте 5.7 |
1 |
1 |
1 | |
5.9.
Осуществляет ли служба |
1 |
1 |
1 | |
5.10. Применяются ли в кредитной организации основные способы (методы) осуществления проверок службой внутреннего контроля, приведенные в Приложении 3 к Положению Банка России № 242-П |
1 |
2 |
2 | |
5.11.
Выполняется ли установленный
кредитной организацией |
1 |
2 |
1 | |
5.12.
Выявляются ли службой |
3 |
3 |
3 |
Приложение В
Оценочная карта качества каждого из направлений (элементов) внутреннего контроля (Дополнительные критерии на основе требований Базельского комитета по банковскому надзору)
Направления внутреннего контроля |
Вопросы |
Балл менеджмента |
Балл СВК |
Балл ВА |
Управленческий контроль и культура контроля. |
1.1. Осуществляет ли совет |
2 |
2 |
2 |
1.2.
Осуществляет ли совет |
3 |
3 |
2 | |
1.3.
Установлены ли в кредитной
организации требования к |
4 |
4 |
4 | |
1.4.
Входят ли в состав совета
директоров лица, не занимающиеся
повседневным управлением |
3 |
3 |
2 | |
1.5.
Создан ли при совете |
4 |
4 |
4 | |
1.6.
Насколько доступны документы,
определяющие операционные |
3 |
2 |
2 | |
1.7.
Существуют ли в кредитной
организации программы, |
1 |
1 |
1 | |
Признание и оценка рисков. |
2.1. Устанавливает ли совет 2.1.1. лимиты ответственности
при осуществлении сделок со
связанными с кредитной 2.1.2. экономические критерии
взаимосвязи заемщиков при 2.1.3. предельные значения
коэффициентов дефицита/ |
х 2
1
2 |
х 1
2
2 |
х 1
1
2 |
2.2.
Постоянно ли выявляются и
оцениваются существенные |
1 |
1 |
1 | |
2.3.
Применяются ли кредитной |
2 |
3 |
3 | |
2.4.
Предусмотрены ли внутренними
документами кредитной |
2 |
3 |
3 | |
2.5.
Предусмотрены ли внутренними
документами кредитной |
1 |
2 |
2 | |
2.6.
Возможен ли в кредитной |
1 |
3 |
3 | |
3. Деятельность по осуществлению
контроля и разделение |
3.1. Предусмотрены ли внутренними
документами кредитной 3.1.1. проверки на высшем
уровне, в частности запрос советом
директоров и менеджментом 3.1.2. контроль за деятельностью,
в частности проверка 3.1.3. проверка соблюдения
установленных лимитов на 3.1.4. система согласований и делегирования прав 3.1.5. система сверки счетов и перекрестной проверки |
х 1
1
1
1 2 |
х 1
1
2
1 1 |
х 2
2
1
1 1 |
3.2.
Существует ли в кредитной
организации в максимально |
2 |
3 |
2 | |
3.3.
Проводятся ли в кредитной
организации периодические |
2 |
1 |
2 | |
Информация и система ее |
4.1. Ограничивает ли (определяет лимиты)
автоматизированная банковская
система кредитной организации
доступ к информации любого
незаинтересованного |
1 |
1 |
1 |
4.2.
Разработаны ли в кредитной
организации положение или |
1 |
1 |
1 | |
4.3.
Соблюдаются ли указанные в
пункте 4.2 внутренние документы |
2 |
1 |
1 | |
Мониторинг деятельности и исправление недостатков. |
5.1. Отслеживает ли исполнительное
руководство кредитной |
3 |
2 |
2 |
5.2.
Оценивается ли на постоянной
основе общая эффективность |
3 |
3 |
3 | |
5.3.
Разработана ли детальная |
3 |
2 |
2 | |
5.4.
Разработана ли программа |
2 |
2 |
2 | |
5.5.
Адекватен ли выбранный в |
2 |
1 |
1 | |
5.6.
Предусмотрен ли в кредитной
организации порядок |
3 |
2 |
2 | |
5.7.
Существует ли в кредитной
организации внутрибанковская |
3 |
3 |
3 |
Приложение Г
Выявленные
нарушения в ходе проверки Операционного
офиса «Томск № 2» ЗАО «Банк
Русский Стандарт» Филиала г.
Нарушения |
Функционально-технологическая |
нарушен срок исполнения Заявления Клиента (Рег. №№ 70КП-ОСО/852 от 17.01.09 г., 70КП-ОСО/8118 от 27.02.2010 г. и др.). |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
в журнале регистрации |
«Порядок хранения и передачи карт и ПИН-конвертов из Отделений (Агентств) и Представительств Банка в Головной офис Банка» обязательное указание поступление/выбытие карт |
не осуществляется уничтожение карт с июля 2009 г. |
«Порядок эмиссии банковских карт» карты подлежат уничтожению в течение 60 дней после её сдачи клиентом |
в тарифолде отделения размещен перечень информации для Клиентов по потребительским кредитам, содержащий неверную информацию об адресе местонахождения Банка. |
«Стандарты организации |
не проставлены отметки в |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
Заявления оформлены некорректно («шапка» Заявления и поле «Новые сведения» содержат одинаковую информацию о паспортных данных Клиента: новые паспортные данные Клиента) (Рег. №№ 70КП-ОДО/14068 от 28.07.2009 г., 70КП-ОД14437 от 01.08.2009 г. и др.); |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
на обработанных Заявлениях в некоторых случаях отсутствует подпись сотрудника/решение, принятое по Заявлению/дата принятия решения в верхнем левом углу (Рег. №№ 70КП-ОДО/14175 от 29.12.2009 г., 70КП-ОДО/14308 от 07.02.2010 г., 70КП-ОДО/14633 от 04.03.2010 г. и др.); |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
в большинстве случаев в |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
в Заявлении на перечисление денежных
средств в рублях РФ (разовое поручение)
в большинстве случаев |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
в Расписках в получении Карты/ - не указано Основная
или Дополнительная карта - в большинстве случаев не указана дата договора о карте; - в некоторых случаях
отсутствует подпись - в некоторых случаях
отсутствует информация о |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
- в некоторых случаях в -в единичном случае не указано ФИО Клиента, от которого принята Расписка (Рег. № 70КП-ОДО/14260 от 30.12.2009 г.); - в единичном случае
не указана дата Расписки |
«Порядок взаимодействия подразделений
Банка при работе с претензиями
и письменными обращениями |
в большинстве случаев штамп «Для документов» проставлен сотрудниками Отделения «Комсомольский проспект» на копиях документов, удостоверяющих личность Клиента, не на надпись «Копия верна» (Договор №№ 77686955, 77689368, 77688504 и др.) |
Приказ № 1772 от 14.07.07 г. «Об изготовлении штампов, назначении ответственных за хранение и использование штампов, предоставлении прав и полномочий» |
(при выборочной проверке |
Инструкции ЦБ от 14.09.06 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (при выборочной проверке документов) |
Журнал регистрации принятых документов не соответствует утвержденной форме (добавлены графы: ID Клиента, Дата принятия решения, Сумма, Уведомление Клиента, Акция, Авторизация); |
«Порядок предоставления физическим лицам Кредитов «Русский Стандарт» в кассах ЗАО «Банк Русский Стандарт»» |
в Анкете Клиента не указана дата проверки Анкеты, ФИО, должность и подпись контролирующего сотрудника (Договор №№ 7699-7604, 7718-3325, 7718-6409 и др.); |
«Порядок предоставления физическим лицам Кредитов «Русский Стандарт» в кассах ЗАО «Банк Русский Стандарт»» |
в Реестре документов для передачи на проверку отсутствует подпись сотрудника Отделения и дата передачи документов (Договор №№ 68453583, 76127446 и др.). |
«Порядок предоставления физическим лицам Кредитов «Русский Стандарт» в кассах ЗАО «Банк Русский Стандарт»» |
в некоторых случаях нарушен срок передачи документов на хранение (Расписки в получении карты/ПИНа к карте, принятые от Клиентов в июне 2008 г., по состоянию на 06.03.2010 г. на хранение в ОДО не переданы) (Реестр от 17.06.2009 г., от 21.06.2009г. и др.); |
«Порядок формирования, учета, передачи и хранения клиентских дел» |
в Реестре Расписок и документов, оформленных в рамках Договора о предоставлении и обслуживании карты для передачи на хранение в единичном случае отсутствует подпись сотрудника Отделения, передавшего документы (Реестр от 21.11.2009 г.). |
«Порядок формирования, учета, передачи и хранения клиентских дел» |
Показатель F2 - по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности по методики С.А. Черкашина
Нарушения |
Функционально-технологическая |
Журнал учета распоряжений на оплату не соответствует утвержденной форме (обязательные графы переименованы, введены дополнительные графы), отсутствуют графы: «Код валюты платежа», «Курс валюты», «Эквивалент, долл. США», «Плановый период». |
«Порядок организации работы сотрудников Финансовых служб Региональных Округов Банка» |
Выписка из Журнала учета Авансовых отчетов, экономистом РП в РЦ не направляется. Следует отметить, что с 19.05.2009 г. оформление авансовых отчетов всех подотчетных сотрудников РП г.Томск, осуществляется экономистом РП самостоятельно. По объяснениям экономиста РП Архипенко М.С., оформление осуществляется с целью предотвращения ошибок со стороны подотчетных сотрудников. | |
Выписка из Журнала учета Распоряжений на оплату, содержащая перечень направленных в РЦ Распоряжений на оплату по итогам дня, Экономистами РП в РЦ не направляется. Согласно объяснениям Экономиста РП Архипенко М.С., Экономистами РП в г. Новосибирск выдаются свободные номера Распоряжений. По мере полного присвоения номеров, Экономисты РП направляют в РЦ выписку из Журнала учета Распоряжений с использованными номерами, переданными ранее. | |
Журнале учета Авансовых отчетов с 04.12.08 г. не внесена информация в графы: «Курс валюты»; Следует отметить, что аналогичные нарушения были выявлены при проверке деятельности РП в феврале 2009 г. и подлежали устранению в соответствии с утвержденным Планом мероприятий | |
Журнал учета договорных документов не соответствует утвержденной форме (обязательные графы переименованы, введены дополнительные графы), при этом ведется несколько Журналов разделенных по предмету договора, что приводит к отсутствию единой информационной базы и затрудняет поиск необходимой информации. Следует отметить, что аналогичные нарушения были выявлены при проверке деятельности РП в феврале 2009 г. и подлежали устранению в соответствии с утвержденным Планом мероприятий. | |
у экономиста РП отсутствуют копии договоров аренды транспортного средства без экипажа, хранятся в Отделе технического Обеспечения банка. |
«Порядок использования |
Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»