Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса
Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Условно возьмем 1 на начало и 2 на конец января проверки, а также 2 и 2 в феврале соответственно.
Аслвк (за январь)= ((455 582 655,00/406 497 250,00)/((2/1)-1))/0,2=0,6;
Аслвк (за февраль)= ((474 317 618,00/455 582 655,00)/((2/2)-1))/0,2=0;
Согласно таблице 2.13 в ЗАО «Банк Русский Стандарт» коэффициент роста прибыли, коэффициент роста достаточности капитала, вероятность невыполнения экономических нормативов, установленных ЦБ РФ, присваивается по 1 баллу, а соотношения роста активов и роста внутренних проверок, т.к. мы брали условно и помесячно, можно присвоить 2 балла. В итоге, количественная оценка качества (статистический метод) ЗАО «Банк Русский Стандарт» будет соответствовать 5 баллам.
Окол.= (0,45 х 0,5) + (0,6 х 0,5) + (0,02х0,5) + (0,6х0,5)=0,4
0,5+0,5+0,5+0,5
Уровень качества
службы внутреннего контроля ЗАО
«Банк Русский Стандарт»
К= (0,6 х 0,5) + (0,4 х 0,5) / (0,5 + 0,5)=0,5
Согласно методики Морковкиной Е.Б. служба внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» является качественной.
Практическое
применение методик Черкашина С.А.
и Арсланбекова-Федорова А.А. является
нецелесообразным, т.к. они направлены
на комплексную оценку отельных подразделений
службы внутреннего контроля. Однако
отдельные моменты данных методик
всё таки можно применить, путем
выявления нарушений и
Таблица 3.3 - Показатель F4 по безопасности и защиты информации.
Нарушения |
Функционально-технологическая |
Журнал выдачи и приема на уничтожение Ключевых носителей с файлами SSL-сертификатов с ноября 2009 г. ведется по форме отмененной Приказом № 279 от 14.11.08 г.; |
«Порядок предоставления доступа к ПО «Кредит» и SSL-сертификатов сотрудникам Банка/торговых Организаций, оформляющим документы с использованием программного обеспечения» |
в Журнале выдачи Ключевых носителей
с файлами SSL-сертификатов во всех случаях
отсутствует подпись |
«Порядок предоставления доступа к ПО «Кредит» и SSL-сертификатов сотрудникам Банка/торговых Организаций, оформляющим документы с использованием программного обеспечения» |
в Акте приема-передачи программного обеспечения, в единичном случае отсутствует подпись ответственного сотрудника ОИТ (Акт от 28.01.2010 г. ИП Иванов В.В.). |
Технологическая карта № 658 «Порядок заключения Договоров об организации безналичных расчетов, Договоров эквайринга и ввод в систему Банка информации об Организациях, заключивших Договоры» |
в Акте выполненных работ в единичном случае отсутствует информация о времени выезда, начале работ, завершении работ, времени приезда сотрудника (Акт от 28.02.2010 г. Номер оборудования 1234). |
«Порядок совершения операций с использованием банкоматов ЗАО «Банк Русский Стандарт» |
Применённые методики показывают, что служба внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» в городе Томске является удовлетворительной, качественной, не имеет отдельных недостатков и не требует внимание со стороны надзорных органов.
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Для того чтобы
система внутреннего контроля стала
эффективной, нужно её постоянно
совершенствовать. Пути совершенствования
можно выделить следующие: периодически
пересматривать документы, устанавливающие
стратегию и политику финансовой
организации в области
I Утверждать и периодически пересматривать владельцами (Советом директоров) документы, устанавливающие стратегию и политику финансовой организации в области внутреннего контроля:
устанавливать основные виды деятельности организации;
идентифицировать основные неотъемлемые риски, связанные с основными видами деятельности;
устанавливать приемлемые уровни риска, который может (должен) принимать на себя кредитная организация и её подразделения для достижения поставленных целей;
определять основные методы контроля и структуру контроля, не позволяющие превысить установленные уровни риска.
II Утвержденную стратегию и политику внедрять менеджментом в практику на базе оценки рисков:
проводить идентификацию, оценку и контроль внутренних и внешних факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на достижение кредитной организацией поставленных целей (идентификация, мониторинг и контроль за рисками);
утверждать организационную структуру и распределение полномочий;
разрабатывать
необходимые процедуры и
планировать
и контролировать деятельность по мониторингу
эффективности системы
создавать контрольную среду, которая выражает и демонстрирует персоналу всех уровней важность внутреннего контроля и соблюдения этических норм.
III Создавать необходимую инфраструктуру, позволяющую обеспечить эффективность контролей:
процедуры контроля реализовать на всех уровнях управления;
осуществлять
периодические проверки обеспечения
соответствия всех областей деятельности
установленным политикам и
обеспечивать встроенность мероприятий контроля в ежедневные операции;
обеспечивать разделение обязанностей и отсутствие конфликтов интересов при выполнении персоналом своих обязанностей;
обеспечивать адекватность, полноту и достоверность внешних рыночных данных о событиях, которые могут повлиять на принятие решений;
обеспечивать адекватность, полноту и достоверность финансовой и управленческой отчетности;
обеспечивать соответствие операций действующему законодательству.
IV Создавать эффективные и безопасные каналы доведения информации:
весь персонал предупреждать о существующих политиках и процедурах, касающихся их обязанностей и ответственности;
обеспечивать адресацию и быстроту доведения необходимой информацией до соответствующего персонала;
обеспечивать соответствие уровня информационных систем и всех видов деятельности организации;
обеспечивать безопасность информационных систем, осуществлять их периодическую проверку.
V Проводить независимый мониторинг эффективности системы внутреннего контроля:
проводить на ежедневной основе мониторинг наиболее рискованных операций;
проводить оценку влияния на операции организации каждого вида риска по отдельности, и всеобъемлющую оценку риска с учетом существующих методов и мер контроля;
обеспечить проведение эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля независимыми в функциональном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками;
обеспечить
своевременное доведение
обеспечить
доведение до менеджмента и Совета
директоров информации о существенных
недостатках внутреннего
Таким образом, при определении эффективности и адекватности системы внутреннего контроля должны в первую очередь учитываться не конкретные формы, методы и технологии контроля, не количество людей, занятых контролем, количество проведенных ими проверок или выявленных ошибок, а действия (или бездействие) менеджмента и владельцев предприятия, направленные на встраивание внутреннего контроля во все бизнес-процессы, своевременную оценку рисков и эффективности мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия.
Заключение
В ходе исследования
данной темы поставленные перед нами
цели и задачи были выполнены. Не раз
было упомянуто о том, что проблематика,
описанная в работе, всегда является
актуальной, а особенно в период
мирового кризиса. В такой ситуации,
оценивая будущую платежеспособность
клиента, смотрят на его стратегию
выживания, на отражение в отчетности
реальных и потенциальных рисков,
на способность менеджмента
В связи с
эволюцией банковского дела внутрибанковский
контроль стал разграничиваться на 2 понятия:
«внутренний аудит» и «внутренний
контроль». Внутренний контроль представляет
собой периодический мониторинг
внедренных процедур контроля, взаимодействия
с подразделениями по вопросам выстраивания
системы внутреннего контроля, документирование
ключевых бизнес-процессов, оценка рисков
и внедрение процедур внутреннего
контроля. Внутренний аудит основан
на проведение внутренних аудиторских
проверок и информирование совета директоров
(комитета по аудиту) и исполнительного
руководства об обнаруженных существенных
рисках и проблемах контроля, содействует
в разработке планов мероприятий
по совершенствованию системы
Для того чтобы система внутреннего контроля была эффективна, её деятельность нужно правильно оценивать. Современные исследователи предлагают ряд методик, но все они имею ряд недостатков. На пример, методика, предложенная Центральным банком является основой и имеет 6 показателей для оценки внутреннего контроля, но не учитывает оценку внутреннего аудита, менеджмента, а также не дается необходимый количественный расчёт показателей. Исследователь Морковкина Е.В. совмещает несколько методик, но не дает оценки отдельным подразделениям банка. Исследователь Арсланбеков-Федоров А.А. предлагает методику, основанную на расчётах количественных показателям по подразделениям при помощи рейтинга, экспертной оценки, но качественный анализ не рассмотрен. Методика Черкашина С.А. по оценки деятельности подразделений службы внутреннего контроля основана на субъективном мнении руководителя, но включает в себя 3 метода: сравнительный, аналитический, рейтинговый, а также анализирует трудовой потенциал, что не в одной из рассмотренных методик не было учитано. Методика Сонина А.М. рассматривает только качественные показатели, показатели продуктивности и результативности, но не дает общую оценку системе внутреннего контроля.
Оценка банковских
рисков предусматривает выявление
и анализ внутренних (сложность организационной
структуры, уровень квалификации служащих,
организационные изменения, текучесть
кадров и т.д.) и внешних (изменение
экономических условий
Исследование места и роли внутреннего контроля в управлении коммерческим банком позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль объективно необходим на всех стадиях и уровнях управления и должен реализовываться, прежде всего, в ходе процесса управления непосредственно самими структурными подразделениями банка. Вместе с тем, уровень внутреннего контроля, осуществляемого самими подразделениями банка, по ряду объективных и субъективных причин достаточным в полной мере быть не может, прежде всего, исходя из следующих обстоятельств. Во-первых, менеджеры не всегда досконально владеют всеми тонкостями технологии и организации проведения комплекса совершаемых в конкретных подразделениях банка операций, поскольку на те или иные участки работы нередко назначаются руководители, которые ранее не были в полной мере знакомы со спецификой работы этих подразделений. С другой стороны, динамичность развития банковских продуктов, а также оперативная текучка приводят зачастую к тому, что даже опытные менеджеры утрачивают знание всех тонкостей технологии и организации работ в руководимых ими подразделениях. Во-вторых, реализация контрольных функций менеджерами на их участках работ вскрывает недостатки и упущения в их непосредственной деятельности, что сказывается на оценке качества управления, а значит и на оценке результатов их труда. В-третьих, даже при качественной постановке внутреннего контроля в отдельных подразделениях банка необходимо дополнительно производить стороннюю оценку состояния внутреннего контроля в целом, и делать это нужно независимыми от данных подразделений, высоко квалифицированными специалистами. Применительно к банку такие специалисты должны быть в составе указанных специализированных служб, осуществляющих контрольные функции.
Внутреннее
и внешнее давление мотивирует кредитные
организации к продолжению
Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»