Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса
Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Организацию системы внутреннего контроля в банке можно рассмотреть как трехуровневую систему. На первом уровне департамент внутреннего контроля головного офиса в г. Москве, возглавляет Аверина Ирина Рудольфовна. Департамент внутреннего контроля создано для осуществления внутреннего контроля, содействия органам управления банка в обеспечении эффективного функционирования и включает в себя Контрольно-ревизионное управление, управление последующего контроля, управление контроля качества, управление по работе с регионами, управление правовой поддержки, управление контроля кассовой работы и управление анализа и контроля рисков.
Основные задачи Департамента внутреннего контроля:
Обеспечивает
мониторинг процесса функционирования
системы внутреннего контроля, выявление
проблем, связанных с ее функционированием,
разработку предложений по совершенствованию
и повышению эффективности
проводит регулярные проверки деятельности подразделений банка, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений и о результатах информирует руководство банка;
осуществляет
постоянный мониторинг соблюдения сотрудниками
банка установленных правил и
процедур при осуществлении
участвует в разработке внутренних документов банка, регламентирующих деятельность подразделений и сотрудников, порядок выполнения операций и принятия решения, с целью обеспечения функционирования системы контроля.
контроль за состоянием кредитных, рыночных рисков и риска ликвидности Банка.
На втором уровне – Региональный центр (филиал) - контроль в банке ведет Управление внутреннего контроля г. Новосибирска, здесь финансовую деятельность осуществляет 3 сотрудника – начальник отдела внутреннего контроля, главный и ведущий специалисты.
На третьем уровне – Региональное представительство (отдел внутреннего контроля) в лице ведущего специалиста операционного офиса. На данном уровне специалист ведёт текущий контроль, участвует в выездных проверках. Специалист после проведения проверки пишет предварительный отчет, делает анализ выявленных нарушений, прикладываются к отчету копии документов, свидетельствующие о допущенном нарушении, затем отправляет проделанную работу на второй уровень в Региональный Центр (филиал). Там, собирают отчеты со всех региональных представительств, подведомственные региональному центру, проверяют, пишут служебные записки и отправляют обратно в представительство, делается 2 копия для руководителя представительства. Руководитель предоставляет информацию о возможных сроках устранения нарушений и затем специалист пишет итоговый отчет с учётом сроков устранения. Итоговый отчет отправляют на второй уровень, после рассмотрения и составления итогового отчета о выявленных нарушений по всем представительствам отправляют в головной офис в Москву. Головной офис анализирует полученную информация, делает корректировки, плановые и встречные проверки, формирует политику в области внутреннего контроля, пишет служебные записки и отправляет на второй уровень обратно пакет документов, те в свою очередь передают на третий уровень. На третьем уровне ведущий специалист делает сверку по всем выявленным нарушениям исполнение и составляет отчёт и отправляет на второй уровень, и весь процесс повторяется заново (рисунок 3.1).
Система внутреннего
контроля выполняет защитную функцию
по минимизации внешних и
Первый уровень - Головной офис (Департамент внутреннего контроля)
Отчёт Проверка
Второй уровень - Региональный центр (филиал) – Управление внутреннего контроля
Отчёт Проверка
Третий уровень – Региональное представительство - ведущий специалист операционного офиса.
Рисунок 3.1 - Структура взаимодействия службы внутреннего контроля в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся следующие принципы:
разделения обязанностей;
непрерывности;
предметности и конкретности;
объективности;
всеобъемлемости и многоплановости;
информационной
достаточности для принятия решения
и ограничения доступа к
использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.
Реализация
указанных принципов
Система внутреннего
контроля в ЗАО «Банк Русский
Стандарт» организована по принципу
всеобъемлемости и
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
Для завершения
рассмотрения предложенными нами в
данной работе методик оценки системы
внутреннего контроля было бы уместным
и логичным рассмотреть процесс
проверки деятельность кредитной организации
службой внутреннего контроля и
дать оценку её эффективности. Располагая
необходимой информацией о
I. Методика
оценки организации
Рассчитаем следующие показатели, согласно формуле (1):
оценка организации системы внутреннего контроля кредитной организации (приложение Е):
П1 = 1х3+1х3+1х3+2х3+2х3+2х3+1х2+
3+3+3+3+3+3+2+2+2+2+1
оценка деятельности службы внутреннего контроля (приложение Ж):
П2=1х3+1х3+3х3+2х1+1х3+1х3+
3+3+3+1+3+3+3+3+1+3+3+3+1
оценка контроля за управлением информационными потоками и обеспечения информационной безопасности, проверок разработанных кредитной организацией планов действий на случай непредвиденных обстоятельств (приложение И):
П3 = 1х3+1х3+2х3+1х3+2х3+2х3 =1,5
3+3+3+3+3+3
оценка контроля
за управлением банковскими
П4=1х3+1х3+2х1+1х1+2х3+2х1+1х1 =1,4
3+3+1+1+3+1+1
оценка контроля за распределением прав и обязанностей, согласования решений, делегирования полномочий при совершении банковских операций (приложение Л):
П5 = 1х3+1х3+2х3 =1,3
3+3+3
оценка контроля за представлением отчетов и информации (приложение Л):
П6 = 1х3+1х3+2х1+2х3+2х1+1х3+1х1+
3+3+1+3+1+3+1+3+3+1+3
Рассчитываем показатель П Дельта_1 - показатель оценки организации внутреннего контроля в кредитной организации по проверенному направлению деятельности кредитной организации по формуле (2.3):
П Дельта= 1,6+1,7+1,5+1,4+1,3+1,3 =1,8
На основании
п.4 письма Центрального банка России
от 24 марта 2005 года 47-Т «О методических
рекомендациях по проведению проверки
и оценки организации внутреннего
контроля в кредитной организации»
организация внутреннего
Условно принимаем,
что другие показатели оценки контроля
за управлением банковскими
П4 = 1,3; П4 = 1,6; П4 = 1,8
2 3 4
Рассчитываем
показатель оценки контроля за управлением
банковскими рисками в
П4i = 1,8+1,3+1,6+1,8 =1,7
На
основании п.4 письма Центрального банка
России от 24 марта 2005 года 47-Т организация
внутреннего контроля за управлением
банковскими рисками в ЗАО
«Банк Русский Стандарт»
Рассчитываем показатель П_ОВК - общий показатель оценки организации внутреннего контроля в кредитной организации, согласно формуле (2.5):
Повк = 1,6+1,7+1,5+1,4+1,3+1,3 =1,5
На основании п.4 письма Центрального банка России от 24 марта 2005 года 47-Т организация внутреннего контроля в ЗАО «Банк Русский Стандарт» признается удовлетворительной.
II. Методика
оценки качества системы
Рассчитаем качественную оценку системы внутреннего контроля, согласно формуле (2.6), приложений Б и В.
Оценка качества по обязательным элементам Методики ЦБ РФ сформированная менеджментом банка, службой внутреннего контроля и внешним аудитором (или ревизионной комиссией) (приложение Б):
Ом=1+1+2+1+1+2+2+1+2+3+1+2+1+
100
Освк=2+1+1+1+2+1+2+2+3+3+1+1+
100
Ова=1+1+1+1+3+1+2+1+2+3+1+1+1+
100
Оценка качества по дополнительным критериям Базельского комитета, сформированная менеджментом банка, службой внутреннего контроля и внешним аудитором (или ревизионной комиссией) (приложение В):
Ом=2+3+4+3+4+3+1+2+1+2+1+2+2+
100
Освк=2+3+4+3+4+2+1+1+2+2+1+3+
100
Ова=2+2+4+2+4+2+1+1+1+2+1+3+3+
100
Согласно формуле (2.6), рассчитаем качественную оценку службы внутреннего контроля с учётом весов, качественных оценок в таблице 2.11.
О кач.обяз.=0,5 х 0,4 + 0,5 х 0,3 + 0,5 х 0,3 = 0,5
0,4 + 0,3 + 0,3
Окач.доп.= 0,6 х 0,4 + 1 х 0,3 + 0,6 х 0,3 = 0,7
0,4 + 0,3 + 0,3
Можно сделать
выводы, что качественная оценка службы
внутреннего контроля ЗАО «Банк
Русский Стандарт»
Согласно оборотным ведомостям по счетам бухгалтерского учёта (форма № 0409101) за последние месяца и отчета о прибыли и убытках по состоянию на 01.01.2010 (форма № 0409102) за 4 квартал 2009 года.
Рассчитаем
показатели эффективности: динамику прибыли,
динамику достаточности капитала, вероятность
невыполнения экономических нормативов,
установленных ЦБ РФ, соотношения
роста активов и роста
Согласно формуле (2.7) и данных ЗАО «Банк Русский Стандарт» в тыс.руб. (приложение М) рассчитаем коэффициент роста прибыли:
Крп= (6039330/6644429-1)/0,2 = 0,45
Согласно формуле (2.8) и приложения Л рассчитаем коэффициент роста достаточности капитала. Крдп= 0,6
Вероятность невыполнения экономических нормативов, установленных ЦБ РФ рассчитаем согласно формуле (2.9). Условно примем за неисполнения 2 нормативов в текущем году, всего 8 нормативов, установленных нормативным актом, регулирующие деятельность кредитной организации.
В= 2/(8*12)=0,02
Соотношение
роста активов и роста
Таблица 3.2 - Активы ЗАО «Банк Русский Стандарт» за январь и февраль 2010г.
Месяц |
Активы на начало (в тыс. руб.) |
Активы на конец (в тыс. руб.) |
Изменение (+/-) |
Январь 2010 г. |
406 497 250,00 |
455 582 655,00 |
49 085 405,00 |
Февраль 2010 г. |
455 582 655,00 |
474 317 618,00 |
18 734 963,00 |
Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»