Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса

Содержание

Введение
1. Внутренний контроль в системе управления коммерческим банком
1.1 Понятие внутреннего контроля и его эволюция в развитии банковского дела
1.2 Организация внутреннего контроля: цели, функции и участники
1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации
2. Анализ состояния и оценка системы внутреннего контроля в коммерческом банке
2.1 Внутренняя и внешняя оценка организации системы внутреннего контроля. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного подходов
2.2 Анализ состояния внутреннего контроля в российских банках
2.3 Сравнительный анализ зарубежных концепций усовершенствования внутреннего контроля
2.4 Российские методики оценки системы внутреннего контроля коммерческого банка
3. Практическое применение методики оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.1 Общая характеристика и организация системы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Анализ и применение методик оценки системы внутреннего контроля (на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»)
3.3 Пути совершенствования системы контроля в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом аудит банка.docx

— 265.05 Кб (Скачать)

В общем виде алгоритм проверки службы внутреннего  контроля состоит из следующих этапов: план проверки, график проверки, программа  проверки, проведение проверки, оценка полученной информации, сообщение результатов, отслеживание исполнения рекомендаций и принятых решений (рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3 – Этапы проверки службы внутреннего контроля

 

В развернутом  виде процесс проведения проверок состоит  из следующих основных этапов:

определение области проверки;

проверка;

подготовка  проекта заключения по результатам  проверки;

выработка совместно  с руководителем проверяемого подразделения  дальнейших действий по устранению выявленных отклонений;

подготовка  окончательного заключения по результатам  проверки, которое должно содержать  как сведения о выявленных нарушениях, так и рекомендации по их устранению;

ознакомление  с заключением исполнительного  органа и совета директоров (наблюдательного  совета) кредитной организации, а  также руководителя проверяемого подразделения;

осуществление мониторинга и совместно с  руководителем проверяемого подразделения  корректировка действий по устранению выявленных отклонений, ознакомление с результатами руководства банка.

Таким образом, завершенный цикл проверки должен предусматривать  также и контроль за исполнением  рекомендаций и указаний, направленных на устранение нарушений. В связи  с этим в практической деятельности службы внутреннего контроля, помимо плана проведения проверок, должен быть и план мероприятий по осуществлению  последующего контроля, включающий, в  том числе, повторные плановые и  внеплановые проверки.

В течение  года в план могут вноситься изменения, например, после получения предписания  контролирующего органа с требованием  устранить выявленное нарушение. По согласованию с советом директоров (наблюдательным советом) служба внутреннего  контроля может проводить внеплановые  проверки. В связи с этим становятся особо востребованы рекомендации Базельского  комитета по банковскому надзору  о регулярном пересмотре и обновлении плана и о возможностях его  реального выполнения [19]. Кредитные  организации могут отражать их в  своих внутренних документах, в частности, в положении о службе внутреннего  контроля.

Под системой управлением банковским риском понимается «совокупность приемов (способов и  методов) работы персонала банка, позволяющих  обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события  и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных  последствий» [25. С. 22]. Основная задача системы внутреннего контроля в  сфере управления рисками заключается  в установлении механизма принятия банком оптимального уровня риска. Для  её реализации банк осуществляет контроль за функционированием системы управления банковскими рисками, оценку банковских рисков, контроль за распределением полномочий и за управлением информационными потоками (таблица 1.3). Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности банка) факторов, оказывающих воздействие на деятельность банка в порядке, установленном внутренними документами банка, регулирующими порядок оценки основных рисков [30. С. 270].

 

Таблица 1.3 - Контроль для оптимального уровня риска

Контроль

Порядок осуществления

контроль за функционированием системы  управления банковскими рисками

проводится на постоянной основе в  порядке, установленном внутренними  документами банка, регулирующими  порядок управления банковскими  рисками

оценку банковских рисков

проводится на консолидированной  основе с учетом всех организаций, являющихся по отношению к банку дочерними  или зависимыми

контроль за распределением полномочий

осуществляется при совершении банковских операций и других сделок

за управлением информационными  потоками

устанавливается внутренними документами  и распространяется на все ее виды


 

По мнению аналитиков, Россия будет по-прежнему демонстрировать высокие темпы  развития экономики, но из-за кризиса  он будет существенно ниже, чем  планировался. Однако рост ВВП в 2009-2011 годах будет находиться на уровне 5-6%. Что же касается банковского  сектора, то планируется замедление роста активов банков в период 2009-2011 годов, но он будет не ниже 25-30% в год с учетом инфляции [36. С. 54].

Для оценки степени  риска можно использовать качественный и количественный анализ [25. С. 25].

Качественный  анализ - это анализ источников и  потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение  факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского  риска.

Количественный  анализ – это анализ, при котором  преследуется цель численно определить степень риска. В таком анализе  условно выделяем несколько блоков: выбор критериев оценки степени  риска; определение допустимого  для банка уровня отдельных видов  риска; определение фактической  степени риска на основе отдельных  методов; оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.

Изучение  характерных особенностей отдельных  видов рисков привело к пониманию  того, что финансовые риски по своей  природе могут быть объединены в  несколько групп, имеющих общие  черты и управляемые с использованием одинаковых подходов [22]:

кредитные риски (прямые кредитные риски, суверенные и трансграничные риски, риски неполучения  средств в расчётах, риски, связанные  с условными обязательствами  — гарантиями и аккредитивами  и т. д.);

рыночные  риски (процентный, валютный, ценовой, часто в эту группу включают и  инвестиционные риски) и риски потери ликвидности (может быть выделен  из рыночных рисков при отсутствии свободного доступа к финансовым рынкам);

операционные  риски (включая юридические риски  и риски несоответствия требованиям  законодательства, или комплаенс-риски [19], риски искажения финансовой отчётности, риски несанкционированных действий сотрудников и третьих лиц, технологические  риски, риски невозможности продолжения  деятельности в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств и т. д.) [13];

страховые риски (имущественные риски, риски случайного ущерба и риски страхования жизни);

правовой  риск и риск потери деловой репутации  кредитной организации [14];

предпринимательские риски (риски принятия менеджментом неверных предпринимательских решений).

Более подробные  формализованные определения этих основных рисков можно найти в  различной учебной и теоретической  литературе, а для кредитных организаций  — также в нормативных документах Банка России, например в письме «О типичных банковских рисках» от 23 июня 2004 г. № 70-Т [22].

Нынешняя  сложившая ситуация в мировой  экономике является следствием наложения  друг на друга сразу двух кризисов: в международных кредитно-денежных отношениях и в финансовом секторе  США. Оба этих кризиса некоторым  образом связаны между собой, их совпадение во времени – случайность, а вот развитие и обострение каждого  из них было закономерно и неизбежно. В настоящее время на территории Российской Федерации ведут банковскую деятельность более 1000 кредитных организаций, около 930 работают в системе страхования  вкладов, из них активно осуществляют банковские операции около 600 [36. С. 55].

В результате укрупнения банковского сектора  в России аналитиками прогнозируется на период 2009-2011 годов следующая  его структура [36. С.55]:

10 транснациональных  банков для работы на мировом  рынке;

30-40 федеральных  банков, достаточно крупных, которые  будут работать в разных городах  страны;

200-300 региональных  банков.

В итоге должны остаться 250-350 полноценно работающих банков. Это оптимальное число, которое  будет поддерживать финансово-экономическое  положение страны [35. С. 56].

Немаловажная  тенденция - работа российских банков по изменению внутренних процессов  и технологий. Такая работа очень  важна, так как она направлена на снижение издержек. В России эта тема очень актуальна в связи с тем, что раньше издержки никого не волновали, больший интерес представляла прибыль. В западных странах такой проблемы не существовало, и проекты по минимизации издержек там проводились регулярно.

По итогам кризисного 2009 года многие банки наращивали кредитование при почти полном отсутствии источников финансирования. В данный период у службы внутреннего контроля осложняется задачи в связи с тем, что кризис порождает неопределенность, которая влияет на поведение людей. Поэтому стратегия поведения практически всех участников финансового рынка — принимать на себя как можно меньше риска, выжидать, когда начнется выздоровление экономики (таблица 1.4). Беда в том, что не все кредитные организации могут эффективно вести свой бизнес и продержаться в таком состоянии долгое время: постоянные и операционные издержки велики, давит долговая нагрузка.

 

Таблица 1.4 - Совершенствование системы внутреннего контроля путем выявления дополнительных рисков в период мирового кризиса

Риски

Социально-политическая сфера

Область занятости, доходов, имущества

Окружение, семьи, кланов

Физическое состояние

- резкая смена социального статуса;

- смена социальной ориентации;

- резкое повышение или  снижение реально проявляемой  политической активности;

- смена места работы  с изменением социального статуса;

- изменение социального  положения в связи с браком, наследством, обнаружившимися родственниками.

- снижение стабильности статуса  физического лица (например, конкурсное  избрание, контракт, сезонный контракт, почасовая занятость);

- изменение статуса места  работы, формы собственности организации;

- активизация отраслевых, региональных рисков, рисков операционного цикла в сфере занятости;

- крупные приобретения, значительные  продажи имущества;

- смена квартиры, места  проживания;

- кражи, ограбления физического  лица.

- активизация в регионе проживания  группировок, криминальных структур, сект (риск вовлечения членов  семьи, их похищения и др.);

- появление новых родственников  (бракосочетание), принадлежащих к  народностям со специфическими  общественными отношениями, иерархиями  (кланы, тейпы, племена), моральными принципами, правилами поведения, отношением к обязательствам и т.п.

- политические, социальные, национальные, религиозные, возможно  природные или техногенные факторы,  изменяющие у отдельных народностей  семейные и/или финансовые отношения;

- резкие изменения в  семейном положении и окружении;

- «критический» семейный  статус (холостяки, разведенные).

- достижение «критического» возраста;

- заболевания, в том  числе близких родственников;

- ухудшение экологической  обстановки региона проживания  или работы, вероятность эпидемий.


 

В такой неопределенный период выделяются такие виды рисков, которые при стабильном развитие экономики страны мы уделяли бы меньше внимание. Анализ рисков с использованием информации, согласно таблице 1.4, несомненно, повысит эффективность работы по управлению рисками. Возникает некоторый конфликт интересов, при котором в отношении появления хоть малейших подозрений в их непорядочности, допущения злоупотребления, нарушающих законов, давление со стороны органов управления, службе внутреннего нужно будет обеспечивать надлежащий уровень надежности.

 

1.3 Классификация  видов внутреннего контроля в  кредитной организации

 

Основываясь на исследования разных учёных и экономистов  в области внутреннего контроля в коммерческих банках попробуем  представить классификацию внутрибанковских контрольных действий (таблица 1.5).

 

Таблица 1.5 - Классификация видов внутреннего контроля в коммерческом банке

Направления

Виды контроля

в зависимости от специфики решаемых задач

-административный;

-бухгалтерский;

-финансовый;

-правовой

-технологический;

-управленческий;

-специальный;

в зависимости от объемов и полноты  охвата контролем

-полный или частичный;

-комплексный или тематический;

-сплошной или выборочный;

в зависимости от времени совершения контрольных действий

-предварительный (анализ, юридическая  оценка и логический контроль);

-текущий (мониторинг, анализ, юридическая оценка, формальная  и арифметическая проверка, логический  контроль и визуальное наблюдение);

-последующий (ревизия,  аудит, анализ, встречная проверка, инвентаризация и экспертиза);

в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль

-документальный (юридическая оценка, логический контроль, встречная  проверка, формальная проверка, способ  обратного счета и др.);

-фактический (инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный  анализ и др.);

-компьютерный;

в зависимости от используемых приемов  и процедур при проведении внутреннего  контроля:

-аудит;

-анализ;

-ревизия;

-мониторинг;

в зависимости от уровня контроля

- низший (уровень работника или  группы работников);

-средний (уровень принятия  текущих решений и их реализации  подразделений);

-высший (уровень прогнозирования  и планирования деятельности  банка в целом);


 

В зависимости  от специфики решаемых задач, в своем  учебном пособии Л.В.Усатова выделяет только 2 вида: финансовый и административный [33. С.44], а Р.Г.Ольхова выделяет 4 вида: административный, бухгалтерский, финансовый и правовой [30. С.273]. А.М. Тавасиев дополняет к этим видам ещё рыночный, технико-технологический, управленческий, информационный и учётно-отчетный [32. С.330]. Многие исследователи согласны с его классификацией, но исключают рыночный, объединяя технико-технологический, технологический и информационный в один вид, а учётно-отчётный разделяют на финансовый и бухгалтерский.

Информация о работе Контроль в системе управления филиалом ЗАО «Банк Русский Стандарт»