Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
Цель данной работы – оценить место и роль банков как профессиональных участников на рынке ценных бумаг. В работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы рынка ценных бумаг;
- рассмотреть виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их сущность и необходимость на рынке;
Введение 3
1 Сущность рынка ценных бумаг и основы его организации 5
1.1 Рынок ценных бумаг: сущность, функции, участники 5
1.2 Профессиональные участники как неотъемлимые субъекты рынка 16
ценных бумаг
2 Оценка места и роли коммерческих банков как профессиональных 24
участников на рынке ценных бумаг
2.1 Деятельность Сбербанка как финансового посредника на рынке 24
ценных бумаг
2.2 Сбербанк как агент федеральных управляющих компаний паевых 39
инвестиционных фондов: оценка эффективности взаимодействия
3 Проблемы деятельности коммерческих банков как 50
профессиональных участников на рынке ценных бумаг и пути их решения
Заключение 62
Список использованных источников
Необходимо также максимальное развитие специализации на основе принципа реализации основных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг как исключительных; переход от системы универсальных финансовых институтов к специализированным.
В число текущих мер по развитию брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг входят:
1) снижение стоимости для брокеров услуг бирж и других организаторов торговли, а также услуг на перерегистрацию прав собственности. Это может рассматриваться как необходимое условие привлечения мелких инвесторов на российский фондовый рынок. Проблема должна решаться за счет поддержания высокого уровня конкуренции среди инфраструктурных организаций и снижения транзакционных издержек на основе развития инфраструктуры;
2) сохранение высокого уровня конкуренции между брокерами путем предотвращения монополизации всех сегментов рынка группой лидирующих участников;
3) введение требований по минимальному количеству клиентов брокерско-дилерских компаний, которых они должны обслуживать;
4) снижение доли компаний, которые являются дочерними, не обладают диверсифицированным собственным капиталом и в связи с этим несут повышенные финансовые риски;
5) более жесткое регулирование финансовых рисков в брокерско-дилерских компаниях, развитие различных систем их страхования;
6) сохранение и развитие региональных брокерских фирм, поддержка в развитии региональной сети брокерских фирм, действующих в крупнейших финансовых центрах;
7) обеспечение равных условий профессиональной деятельности для различных групп брокеров, в частности, решение вопроса о совершенствовании форм доступа небанковских финансовых институтов к платежной системе Центрального банка Российской Федерации;
8) формирование правовой базы для преодоления конфликта интересов при совмещении функций брокерской, дилерской деятельности и деятельности по ответственному хранению и обслуживанию ценных бумаг клиентов;
9) развитие системы функционального регулирования брокерской деятельности на основе взаимодействия государственных органов и саморегулируемых организаций участников рынка ценных бумаг;
10) развитие и детализация правовой базы деятельности брокеров в качестве комиссионеров и, в частности, по вопросу перехода прав на ценные бумаги, приобретаемые комиссионером от своего имени за счет инвестора;
11) урегулирование проблемы полномочий доверительного управления (представительства доверительного управляющего) [11, C.21].
Также в течение последнего года в России активно обсуждались варианты создания центрального депозитария. Этой идее уже лет десять, но лишь в конце прошлого года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) сформулировала концепцию закона о центральном депозитарии. По замыслу ФСФР создание центральный депозитарии решит проблемы защиты прав собственности на российском фондовом рынке. Однако на деле такие проблемы инфраструктурная реформа решить не может.
Сейчас учет прав на ценные бумаги в России ведут регистраторы и депозитарии. Даже в упрощенном виде система выглядит запутанно: регистраторы ведут реестры акционеров, работая по договору с эмитентом акций, а клиентами депозитариев становятся владельцы ценных бумаг, передающие их на хранение или совершающие с ними сделки. Если акционер переводит акции из реестра в депозитарий, то в реестре вместо счета акционера открывается счет номинального держания, принадлежащий депозитарию. При этом депозитариев может быть много, и все они вправе открывать счета номинального держания как в реестрах, так и друг у друга. Тем самым можно выстроить длинную цепочку так называемых вложений, когда счет номинального держания открывается в депозитарии, являющемся номинальным держателем в другом депозитарии. По этой цепочке легко увести акции в офшор, и получить информацию о конечном собственнике акций будет сложно даже их эмитенту.
Для упрощения учетной системы и увеличения прозрачности фондового рынка ФСФР предложила концепцию закона "О Центральном депозитарии". С его помощью ФСФР стремится повысить конкурентоспособность фондового рынка и удержать на нем российских эмитентов и инвесторов, устремившихся сейчас на зарубежные площадки. Инфраструктура российского фондового рынка стала одним из основных факторов, сдерживающих его развитие. Децентрализованная система учета прав и расчетов по ценным бумагам затрудняет и удорожает совершение сделок, а также существенно увеличивает риски. Решение этих проблем напрямую зависит от создания центрального депозитария. В большинстве европейских стран центральный депозитарии уже созданы, и мировой опыт показывает, что это способствует упрощению системы расчетов и снижению расходов эмитентов.
Больший общественный интерес вызывает построение центрального депозитария, точнее, вопрос о консолидации нынешних крупных депозитариев. Сейчас за такой статус готовы побороться Депозитарно-клиринговая компания (ДКК), Национальный депозитарный центр (НДЦ) и Расчетно-депозитарная компания (РДК). Участников эволюционного процесса централизации нетрудно определить по объему хранимых акций: по состоянию на 30 июня объемы ДКК оценивались более чем в 321 млрд руб. (исходя из рыночной стоимости акций), РДК - более 253 млрд руб., НДЦ - более 180 млрд руб. Вместе с тем ни один из этих депозитариев до центрального пока не дотягивает.
Так, НДЦ уже приобрел крупные пакеты акций ДКК и РДК, однако на рынке это существенно не отразилось, поскольку виды ценных бумаг и торговые площадки ими давно поделены. НДЦ, контролируемый ММВБ и Центробанком, обслуживает облигации, прежде всего государственные, и сделки, совершаемые на ММВБ. ДКК, мажоритарным акционером которого выступает РТС, обслуживает в основном акции, торгуемые в этой системе. Теперь депозитарии вынуждены искать нестандартные пути к сближению. При этом предстоит решить принципиальный вопрос об участии в центральном депозитарии государства, а также о регулировании деятельности рождающегося монополиста и управлении новыми видами рисков.
Также важным шагом в развитии рынка ценных бумаг и соответственно деятельности банков как профессиональных участников на рынке ценных бумаг является создание Стратегии развития финансового рынка России на период до 2020г.
Стратегия включает в себя несколько блоков. Так, в рамках повышения емкости и прозрачности финансового рынка РФ предполагается внедрять механизмы, обеспечивающие защиту розничных инвесторов, а также меры по развитию производных финансовых инструментов, секьюритизации финансовых активов. В рамках этого же направления предлагается разработать порядок предложения финансовых услуг розничным инвесторам и систему информирования граждан о возможностях инвестирования на российских финансовых рынках.
В рамках блока по обеспечению эффективной работы биржевых инструментов планируется совершенствовать систему нормативно-правового регулирования биржи, в частности установить к бирже более высокие по сравнению с другими торговыми субъектами требования, особенно в части гарантий исполнения сделок. В целом ФСФР предлагает заметно расширить полномочия бирж.
Стратегия содержит ряд позиций, касающихся налоговой политики в отношении участников финансовых рынков. Предлагаемые ФСФР меры затрагивают расчеты НДС при операциях на финансовых рынках, налог на прибыль для участников финансовых рынков, а также налог на доходы физических лиц-инвесторов.
Также в стратегии прописан блок мер по совершенствованию госрегулирования на финансовых рынках. В частности, предлагается закрепить в законодательстве требования к саморегулируемым организациям (СРО) и унифицировать стандарты деятельности на финансовых рынках. В документе говорится, что правительству необходимо разработать 18 законопроектов в течение 2009г., касающихся работы финансовых рынков. В частности, речь идет о регулировании деятельности инвестконсультантов, об изменениях в законодательство о секьюритизации финансовых активов, а также о проекте федерального закона о клиринге и клиринговой деятельности [16, C. 35].
В числе документов, которые должны быть подготовлены в будущем году, наиболее важным является закон о допуске профучастников рынка к системе рефинансирования ЦБ РФ. Этого можно добиться с минимумом административных барьеров, не вводя дополнительные меры, а разработав совместно с ЦБ РФ комплекс нормативов для участников рынка. В частности, они должны будут доказать надежность, стабильность и ликвидность своих активов. Закон, который планируется подготовить до 1 марта 2009 г, необходим для того, чтобы снять запрет на совершение ЦБ РФ операций с некредитными организациями.
Авторы стратегии считают необходимым создать общенациональную компенсационную систему для розничных инвесторов российского финансового рынка. Эта мера должна стать важным инструментом стимулирования участия розничных инвесторов в работе рынков ценных бумаг. Планируется, что будет создана обязательная компенсационная система, в рамках которой будет существовать накопительный фонд. Его сформируют профессиональные участники рынка за счет регулярных взносов при участии государства. В дополнение ФСФР считает необходимым создать добровольную систему компенсаций. Она может быть сформирована за счет взносов саморегулируемых организаций.
Стратегия предусматривает создание целого класса новых финансовых инструментов для квалифицированных инвесторов. Кроме того, ФСФР предлагает повысить требования к профессиональным участникам рынка, в первую очередь к брокерам, в части укрепления их состоятельности и надежности.
В ходе заседания президиума глава российского правительства Владимир Путин подчеркнул, что стратегия потребует дополнительного изменения налогового законодательства и упрощения визового режима для бизнесмено.
Т.е. рынок ценных бумаг – рынок неограниченных возможностей и перспектив, участником которых может стать каждый человек. Но следует учитывать, что на достижение серьезных целей, таких как создание регионального центра в России, уйдут десятилетия.
Подводя итоги, можно сказать, что основным направлением деятельности регулятора российского финансового рынка сегодня можно назвать попытку максимально расширить возможности финансирования, в том числе, путем привлечения на российский фондовый рынок иностранных инвесторов и эмитентов. И, конечно, борьба с негативными последствиями мирового финансового кризиса [3, C. 64].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения [17, C. 302].
Важную роль на этом рынке играют коммерческие банки. Они осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг в качестве финансовых посредников и профессиональных участников.
Как профессиональные участники коммерческие банки могут осуществлять деятельность в качестве финансовых брокеров, дилеров, деятельность по размещению ценных бумаг, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную и клиринговую деятельности.
Самым крупным и надежным банком в России является Сбербанк. В настоящее время Сбербанк России имеет 5 видов лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Сбербанк как крупнейший банк в России и самый надежный имеет очень широкий круг клиентов и привлекает огромные суммы денежных средств населения и предприятий. Положительная динамика развития наблюдается в брокерской, депозитарной и дилерской деятельности. Чуть хуже развивается деятельность по управлению ценными бумагами, поскольку это новое направление и в связи с кризисом оказалось не востребованным. Также динамично развивающейся является деятельность Сбербанка как агента управляющих компаний ПИФов.
Сейчас рынок ценных бумаг и банковский сектор переживают финансовый кризис, который стал следствием глобального мирового кризиса. В результате кризиса снизилась курсовая стоимость акций российских компаний, произошел отток капитала и другие негативные моменты, которые привели к дестабилизации. Также у банков есть проблемы как профессиональных участников, например, до сих пор не решен вопрос с центральным депозитарием.
С развитием рынка ценных бумаг в России стала меняться и законодательная финансовая база с целью максимальной защищенности инвесторов и профессиональных участников от различного вида финансовых рисков. Деятельность профессиональных участников в России регулируется со стороны контролирующих органов (ФСФР) и Законами «О рынке ценных бумаг» и «об инвестиционных фондах» [20, С. 23].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями).
3. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 060400 «Финансы и кредит», - 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004- 461с.
4. Арзамасцева К. Развитие новых инструментов российского финансового рынка.//Рынок ценных бумаг. 2007. №21. С.60-65.
5. БатяеваТ.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.
6. Белинский А. Срочный рынок в фокусе.//Рынок ценных бумаг. 2007. №5. С.20-22.
7. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учеб. пособие. – М., ИНФРА-М, 2003. – 144 с.
8. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. СПб.: Санкт-Петербург, 2005. - 320с. ил. – (Серия «Академия финансов»).
9. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М.: Издательство «Перспектива», 2000. – 389с.
10. Власенкова Ю. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России.//Депозитариум. 2007. №10. С. 17-20.
11. Ганкин Г. Перспективы развития российского рынка ценных бумаг.//Рынок ценных бумаг. 2007. №17. С.20-22.
12. Гуляев К. Инновационная политика коммерческих банков.//Финансы и кредит. 2008. №17. С.18-20.
13. Грицкевич Д. Функциональные основы деятельности банков на рынке ценных бумаг.//Рынок ценных бумаг. 2008. №8. С.57-59.