Коммерческие банки как профессиональные участники на российском рынке ценных бумаг: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить место и роль банков как профессиональных участников на рынке ценных бумаг. В работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы рынка ценных бумаг;
- рассмотреть виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, их сущность и необходимость на рынке;

Содержание

Введение 3
1 Сущность рынка ценных бумаг и основы его организации 5
1.1 Рынок ценных бумаг: сущность, функции, участники 5
1.2 Профессиональные участники как неотъемлимые субъекты рынка 16
ценных бумаг
2 Оценка места и роли коммерческих банков как профессиональных 24
участников на рынке ценных бумаг
2.1 Деятельность Сбербанка как финансового посредника на рынке 24
ценных бумаг
2.2 Сбербанк как агент федеральных управляющих компаний паевых 39
инвестиционных фондов: оценка эффективности взаимодействия
3 Проблемы деятельности коммерческих банков как 50
профессиональных участников на рынке ценных бумаг и пути их решения
Заключение 62
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КР КБ.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

3) Деятельность в качестве агента ПИФа налагает определенные обязанности на банки, являющиеся агентами ПИФов. Так, агенты должны исполнять свои функции по приему заявок на приобретение, обмен и выкуп инвестиционных паев ПИФов в объеме, не менее закрепленного законодательством. В случае невыполнения закрепленных законодательством функций банки не могут считаться агентами, а в случае их письменных обязательств выполнить такие функции, но при невыполнении их может возникнуть ответственность как самого агента, так и управляющей компании.

4) Существуют определенные ограничения, связанные с деятельностью агентов. Агент не может приобретать инвестиционные паи ПИФа, агентом по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев которого он является (ст. 28 Закона «Об Инвестиционных фондах»); прекращать прием заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев не иначе как на основании распоряжений управляющей компании (ст. 28 Закона «Об Инвестиционных фондах»); использовать информацию, полученную в связи с осуществлением функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, в собственных интересах или в интересах третьих лиц; передоверять полномочия по приему заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев (ст. 28 Закона «Об Инвестиционных фондах»).
Эти ограничения направлены на добросовестное выполнение агентами своих функций, создание прозрачности структуры ПИФов; призваны избежать использования инсайдерской информации агентами в своих интересах, создания недобросовестных финансовых структур.

Законодательство устанавливает определенные функции, которые выполняются Сбербанком как агентом:

- агент в соответствии с законодательством и договором, заключенным с управляющей компанией, обязан принимать заявки на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев;

- отказывать в приеме этих заявок в случаях, предусмотренных нормативными актами и правилами ПИФа;

- приостанавливать прием заявок на приобретение и выкуп инвестиционных паев ПИФа только по соответствующему распоряжению управляющей компании.

Сбербанк не вправе отказывать в приеме заявок по основаниям, за исключением тех, которые указаны в нормативных актах и правилах ПИФа. Агент приостанавливает выдачу, погашение и обмен инвестиционных паев по распоряжению управляющей компании в случаях:

- приостановления действия соответствующей лицензии управляющей компании, специализированного депозитария или лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев;

- аннулирования соответствующей лицензии управляющей компании, специализированного депозитария или лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев;

- невозможности определения стоимости активов фонда по причинам, не зависящим от управляющей компании;

- получения соответствующего требования федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

При приеме заявок Сбербанк как агент осуществляет контроль за правильностью заполнения заявок на приобретение и выкуп инвестиционных паев ПИФа (в том числе за правильностью указания в заявке на приобретение инвестиционных паев данных и реквизитов расчетного документа, подтверждающего оплату инвестиционных паев, правильностью указания в заявках на приобретение и выкуп инвестиционных паев реквизитов документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего, в том числе от имени юридического лица, заявку). После принятия заявки банк выдает один экземпляр принятой заявки на приобретение или выкуп инвестиционных паев (или отрывную часть принятой заявки на приобретение или выкуп инвестиционных паев) с отметкой о принятии лицу, подавшему заявку. Сбербанк передает экземпляры принятых заявок на приобретение и выкуп инвестиционных паев с отметкой о принятии, а также все представляемые документы по акту приема-передачи соответствующей управляющей компании или указанному ею лицу.

Сбербанку необходимо учитывать принятые заявки на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев и другие, прилагаемые к ним документы отдельно по каждому ПИФу.

В целях должного учета заявок на инвестиционные паи ПИФа Сбербанк хранит экземпляры (копии) принятых заявок на приобретение и выкуп инвестиционных паев; ведет журнал (журналы) учета принятых и переданных управляющей компании или указанному ею лицу заявок на приобретение и выкуп инвестиционных паев фонда с указанием даты и времени принятия заявок, реквизитов расчетных документов, подтверждающих оплату инвестиционных паев, и данных обо всех поступивших и переданных документах.

В соответствии с Законом «Об Инвестиционных фондах» и ст. 17 Постановления «Об агентах» Сбербанк должен предоставлять любым лицам возможность ознакомиться с информацией, раскрываемой в соответствии с требованиями нормативных актов. Это следующая информация:

- правила доверительного управления ПИФом, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них;

- правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев;
- справку о стоимости имущества, составляющего ПИФ, и соответствующие приложения к ней;

- справку о стоимости чистых активов ПИФа и расчетной стоимости одного инвестиционного пая по последней оценке;

- баланс имущества, составляющего ПИФ, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках управляющей компании ПИФа, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках специализированного депозитария, заключение аудитора, составленные на последнюю отчетную дату;

- отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего ПИФ, сведения о вознаграждении управляющей компании и расходах, подлежащих возмещению за счет имущества, составляющего ПИФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;

- иную информацию, распространенную или опубликованную управляющей компанией ПИФа в соответствии с требованиями Закона об Инвестиционных фондах, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, правил доверительного управления ПИФом.

Невыполнение указанных требований Сбербанком может являться основанием применения санкций как к нему, так и к управляющей компании.
При выполнении этих функций Сбербанк обязан обеспечивать доступ к своей учетной документации по требованию управляющей компании, специализированного депозитария, а также федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также соблюдать конфиденциальность информации, полученной в связи с осуществлением деятельности по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев.

За осуществление своей деятельности в качестве агента Сбербанк получает вознаграждение. Вознаграждение берется от суммы на приобретение (надбавка) и/или суммы при погашении (скидка) инвестиционных паев. Закон «Об Инвестиционных фондах» трактует вознаграждение в виде скидки и надбавки как возмещение расходов агентов, связанных с выдачей и погашением инвестиционных паев.

В соответствии со ст. 26 Закона «Об Инвестиционных фондах» размер вознаграждения агента, которое выплачивается из стоимости имущества ПИФа, строго лимитирован. Так, максимальный размер надбавки не может составлять более 1,5% расчетной стоимости инвестиционного пая. Максимальный размер скидки не может составлять более 3% расчетной стоимости инвестиционного пая.
Некоторые управляющие компании не устанавливают скидку агентам, чтобы не стимулировать агента к даче рекомендаций инвесторам продавать инвестиционные паи ПИФов.

 

Таблица 3 – Надбавки при приобретении паев ПИФов в Уральском банке Сбербанка России [27]

Сумма внесенных денежных средств

Величина надбавки (включая НДС)

При первичном приобретении

При вторичном приобретении

До 50 000 рублей

От 50 000 руб. включительно до 100 000 руб.

От 100 000 руб. включительно

1,50 %

1,20 %

1,00 %

0,75 %

0,60 %

0,50 %

 

Как видно из таблицы, максимальный размер надбавки – 1,5 %, который установлен законодательством, взимается при первичном приобретении паев ПИФов при внесенных денежных средствах инвестора, не превышающую 50000 руб. Минимальный размер надбавки – 0,5 %, т.е. минимальное вознаграждение Сбербанка, будет при вторичном приобретении паев ПИФов инвестором на сумму более 100000 руб.

 

Таблица 4 – Скидки при погашении паев ПИФов в Уральском банке Сбербанка России [27]

Условие

Скидка (включая НДС)

Погашение до истечения 90 дней со дня приобретения паев

Погашение по истечении 90 дней со дня приобретения паев

3,0 %

1,0 %

 

Из таблицы 4 видно, что при погашении до истечения 90 дней со дня приобретения паев ПИФов максимальная скидка взимается максимальная скидка 3 %, установленная законодательством. При погашении паев ПИФов по истечении 90 дней скидка составляет 1%.

 

Таблица 3 – Операции с паевыми инвестиционными фондами Уральского банка Сбербанка России [27]

Наименование отделения

Сумма привлечения в паи ПИФов, руб.

Сумма погашения паев ПИФов, руб.

Сумма по обмену паев ПИФов, руб.

Сумма полученного комиссионного вознаграждения, по состоянию на 01.10.2008 г. (нарастающим итогом), руб.

ОПЕРУ

Кировское № 7003

Чкаловское № 7004

Универсальный ДО № 9016/0448

Орджоникидзевское № 4903

Железнодорожное № 6143

Октябрьское № 1794

Ленинское № 11

Нижнетагильское № 232

Каменск-Уральское № 1726

Первоуральское № 1779

Серовское

Богословское № 8583

Новоуральское № 7604

Лесное № 8642

2 525 000,00

518 200,00

252 600,00

149 200,00

 

614 000,00

 

0

 

120 000,00

684 000,00

300 000,00

 

224 270,00

 

41 000,00

100 000,00

0

176 000,00

10 000,00

771 288,63

132 690,60

0

0

 

1 939 353,63

 

0

 

0

0

0

 

0

 

0

0

0

0

0

23 552,64

0

0

0

 

0

 

39 179,07

 

0

0

82 594,02

 

0

 

0

0

0

0

0

111 496,76

20 034,13

6 600,98

3 022,06

 

68 793,26

 

1 305,45

 

1 470,48

38 831,52

15 434,23

 

6 442,21

 

8 584,82

2 852,37

1 053,76

3 645,06

7 577,47

Продолжение табл.5

Свердловская область

Челябинское № 8597

Златоустовское № 35

Калининское № 8544

Курчатовское № 8053

Ленинское № 6979

Миасское № 4910

Магнитогорское № 1693

Озерское № 7597

Снежинское № 7804

Челябинская область

 

Башкирское № 8598

Белорецкое № 4582

Кумертауское № 7722

Нефтекамское № 4624

Октябрьское № 7804

Салаватское № 7740

Стерлитамакское № 4594

Туймазинское № 8179

Башкирия

Курганское № 8599

Далматовское № 1725

Макушинское № 1686

Шадринское № 286

Курганская область

ИТОГО

5 714 270,00

500 000,00

200 600,00

80 000,00

680 000,00

4 994 357,00

3 967 500,00

385 000,00

551 800,00

0

11 359 257,00

2 521 400,00

0

65 000,00

324 000,00

230 000,00

379 000,00

0

 

170 000,00

3 689 400,00

30 000,00

0

0

70 000,00

100 000,00

20 862 927,00

2 843 332,86

31 683,84

64 125,57

152 705,37

85 165,87

475 152,46

185 122,81

0

18 924,96

0

1 012 880,88

 

2 775 647,00

0

251 789,45

0

35 983,50

31 969,20

0

 

0

3 095 389,15

0

0

0

116 934,78

116 934,78

7 068 537,67

145 325,73

0

81 000,70

0

0

0

0

457 573,54

3 653 258,28

0

4 191 832,52

 

0

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

0

0

0

4 337 158,25

297 144,56

16 872,36

14 736,44

10 218,61

26 510,50

147 695,31

100 816,56

12 876,49

32 513,91

1 747,72

363 987,90

 

173 300,94

14 773,25

36 470,38

12 416,15

5 052,13

26 493,60

1 045,24

 

6 788,84

276 340,53

3 899,20

0,00 

0,00 

2 442,50

6 341,70

943 814,69

Информация о работе Коммерческие банки как профессиональные участники на российском рынке ценных бумаг: проблемы и перспективы развития