Экономическое содержание финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Основная цель данной работы следующая: оценить финансовое состояние предприятия МТПП “Фармация” на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности и изложить рекомендации, направленные на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия.
Основными задачами данной работы является:
- изучение литературных источников по теме исследования;
- сбор и систематизация исходных данных для проведения анализа финансового со

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........6
1.Экономическое содержание финансового состояния предприятия………9
1.1.Сущность категории финансовое состояние предприятия ……………..9
1.2.Управление финансовым состоянием в условиях рынка……................24
1.2.1.Инструментарий анализа и оценка финансового состояния предприятия…………………………………………………………………...27
1.2.2. Информационная база финансового анализа…………………............28
2. Оценка финансового состояния МТПП «Фармация»………....................31
2.1 Технико - экономическая характеристика МТПП «Фармация».............32
2.2 Анализ имущественного положения предприятия………………..........35
2.3 Анализ финансовой устойчивости…………………………….................39
2.4 Анализ эффективности и интенсивности использования капитала…...41
2.5 Анализ ликвидности предприятия……………………………….............44
2.6 Анализ деловой активности………………………………………...........48
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния МТПП «Фармация»……………………………………………………………………57
3.1 Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………...57
3.2 Установление конкурентоспособных цен на товары розничной торговли………………………………………………………………………..59
3.3 Расширение розничной сети……………………………………………...63
3.4 Проведение рекламной кампании……………………………..................65
3.5 Совершенствование информационного обеспечения…………………..66
3.6 Обеспечение экономической безопасности на предприятии…………..69
Заключение…………………………………………………………………….73
Список литературы…………………………………………………………....76
Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

     Следующий метод – группировки. В этом случае анализируемые показатели систематизируются  и сводятся в таблицы. Такой подход дает возможность проведения аналитических  расчетов, выявления тенденций и факторов, влияющих на изменение показателей финансового состояния.

     Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При  этом все остальные данные остаются неизменными. Такой подход позволяет определить влияние отдельных факторов на итоговый финансовый результат.

     В качестве инструментария для анализа  финансового состояния широко используются различного рода коэффициенты. Это  относительные показатели, которые  выражают отношения одних абсолютных величин к другим. Финансовые коэффициенты применяются не только для оценки состояния отдельных финансовых показателей, но и для выявления их динамики, тенденций, сравнения с нормативными значениями.

     Анализ  финансового состояния предприятия  основан на использовании определенных алгоритмов и математических зависимостей. Только четкая последовательность осуществления анализа, строгость расчетов обеспечивают правильность прогнозов и оценки проводимой аналитической работы по изучению финансовой деятельности предприятия.[1,с.74].

     1.2.2. Информационная база финансового анализа

     Информационной  базой для проведения анализа  финансово-экономического состояния  предприятия служит бухгалтерская  отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.

     В отчетность включены все виды текущего учета: бухгалтерский, статистический и оперативно-технический. Благодаря  этому обеспечивается возможность  отражения в отчетности всего многообразия предпринимательской деятельности предприятия.

     По  характеру сведений, содержащихся в  отчетах, различают управленческую (внутреннюю) и финансовую (внешнюю) отчетности.

     Основной  целью финансовой отчетности является предоставление ее пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Информация, которая отражается в финансовых отчетах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное толкование.

     Анализ  финансово-экономического состояния  предприятия в основном базируется на финансовой (внешней) бухгалтерской  отчетности предприятия.

     Финансовая  бухгалтерская отчетность состоит  из нескольких образующих единое целое  отчетных документов:

  • бухгалтерского баланса, форма № 1;
  • отчета о прибылях и убытках, форма № 2;
  • отчета о движении капитала, форма № 3;
  • отчета о движении денежных средств, форма № 4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу, форма № 5

     Поскольку финансовая отчетность – это документы, показывающие результаты деятельности организации за определенный период в прошлом, то часто у внешних аналитиков нет иного выхода, кроме как оценивать нынешнее состояние, основываясь на устаревших данных.

     Рассмотрим  подробнее вышеотмеченные документы финансовой отчетности.

     Баланс  предприятия (форма 1) представляет собой  отчет о финансовом состоянии  предприятия, который фиксирует  на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал.

     Отчет о прибылях и убытках (форма 2) несет в себе информацию о доходах, расходах и прибыли (убытках) предприятия, которые сложились на определенную дату. Главной особенностью рассматриваемого отчета является то, что в нем финансовые результаты формируются по видам деятельности – операционной (основной) и обычной. Основная деятельность отражает операции, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг. Обычная деятельность объединяет операционную и доходы от участия в капитале, дивиденды, проценты и другие поступления от финансовых инвестиций и их реализации, доходы от продажи внеоборотных активов и имущественных комплексов, а также другие доходы, не связанные с операционной деятельностью предприятия. Отчет о прибылях и убытках включает также чрезвычайные расходы и доходы, в которых соответственно показываются убытки от форсмажерных событий (стихийные бедствия, пожары, техногенные аварии и т.п.), включая расходы на их предупреждение и доходы от других операций, отвечающих определению чрезвычайных событий.

     Отчет о движении денежных средств (форма 4) отражает поступление и расход денежных ресурсов предприятия в отчетном и предыдущем периодах в результате операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.

     Отчет о движении капитала (форма 3) раскрывает информацию об изменениях в составе собственного капитала предприятия в отчетном периоде под влиянием различных факторов. 
 
 
 
 

     
  1. Оценка  финансового состояния МТПП «Фармация»

     Анализ  финансового состояния предприятия  по данным бухгалтерской отчетности может быть выполнен с различной  степенью детализации.

     Основой для проведения анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составления которых предполагает анализ составления и динамики экономического потенциала предприятия, результатов и эффективности его использования.

     Экономический потенциал хозяйствующего субъекта может быть охарактеризован с двух сторон:

  1. с позиции имущественного положения предприятия;
  2. с позиции финансового положения предприятия.

     Обе эти стороны финансово-хозяйственной  деятельности взаимосвязаны: нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения и наоборот, затоваривание складов неходовым товаром, высокий уровень дебиторской задолженности могут повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привести к необходимости сократить имущество предприятия для расчётов с кредиторами [16, с.74].

     Некоторые российские предприятия в настоящее  время переживают кризис неплатежеспособности, в подобной ситуации на первый план выходит поиск путей генерирования денежных средств и ликвидации дефицита финансовых ресурсов. Соответственно, такой вопрос, как повышение рентабельности капитала отходит на второй план, становится задачей следующего этапа развития.

     Некоторыми  предприятиями этап ликвидации кризиса неплатежеспособности к настоящему времени уже пройден. Для них первоочередной задачей становится эффективность распределения имеющихся финансовых ресурсов.

     2.1. Технико- экономическая характеристика МТПП «Фармация»

     Муниципальное территориальное производственное предприятие «Фармация» является унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.

     Юридический адрес: 162622 Вологодская область, г.Череповец, ул.Набережная, дом 39.

     Адрес постоянно действующего исполнительного  органа: г.Череповец, ул.Карла Либкнехта, дом 36.

     Предприятие зарегистрировано Постановлением Мэрии  г.Череповца N 1346 от 05.11.1993 г., с изменениями и дополнениями Постановлением Мэрии N 1385 от 26.07.1994 г. Собственником имущества предприятия является Комитет по управлению имуществом Мэрии г.Череповца. Финансирование осуществляется за счет собственных средств предприятия.

     МТПП  «Фармация» осуществляет свою деятельность в сфере реализации лекарственных средств населению и ЛПУ на территории г.Череповца и Череповецкого района на основании лицензии А 478454 N 150-97, выданной Комиссией по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности Администрации Вологодской области. Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности и Учетной политикой предприятия. Бухгалтерская отчетность содержит данные о состоянии средств предприятия и их источниках – собственных и заемных, размере основных и оборотных средств, в т.ч. и денежных, дебиторской и кредиторской задолженности, балансовой и нераспределенной прибыли.

     Основные направления деятельности МТПП «Фармация»:

  • закуп, получение, хранение и реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • изготовление всех видов лекарственных форм, разрешенных к изготовлению в условиях аптеки по утвержденным стандартам аптечной технологии, контроль качества выпускаемой продукции, изготовление очковой оптики;
  • обеспечение аптечных работников, врачей, населения города фармацевтической информацией;
  • реализация пищевых добавок, косметической продукции, детских товаров.

     Реализация  продукции осуществляется через  торговую сеть предприятия, включающей в себя: два магазина «Оптика», 15 аптек в г.Череповце, а также 9 аптек, расположенных в Череповецком районе. Предприятие осуществляет как розничную, так и оптовую торговлю.

     МТПП  «Фармация» реализует готовые лекарственные препараты, косметическую продукцию, детские товары, пищевые добавки, закупаемые у предприятий-изготовителей, а также медикаменты и очковую продукцию собственного производства. Производство медикаментов и очковой оптики осуществляется по заявкам ЛПУ и индивидуальным рецептам населения.

     МТПП  «Фармация» на протяжении многих лет было единственным предприятием в г.Череповце, которое занималось производством и реализацией лекарственных препаратов. В настоящее время на рынке лекарственных средств и медикаментов г.Череповца МТПП «Фармация» конкурирует с такими предприятиями, как ООО «Арника», ЗАО «Торговый дом ТАТ», ЗАО «Шексна-Фарма» и др. Однако МТПП “Фармация” является крупнейшим среди них по объему реализации лекарственных средств и очковой оптики и единственным в городе, имеющим лицензию по производству лекарственных средств и медикаментов.

     Основным  показателем, характеризующим размеры  предприятия является объем реализованной продукции, который в 2008 г. составлял 79745 тыс.руб., в 2009 г. - 106813 тыс.руб., а в 2010 г. – 129635 тыс.руб. Оптовая реализация составляет 65,4% от общего объема реализованной продукции, а розничная – 34,6%.

     Согласно  учетной политики предприятия для  целей налогообложения  предприятие определяет выручку от реализации продукции в момент ее отгрузки.

     МТПП  «Фармация» является одним из крупнейших предприятий, осуществляющих лицензированную деятельность по обеспечению населения готовыми лекарственными средствами и единственным предприятием, имеющим лицензию и оборудование для производства медикаментов. Доля продукции собственного производства в среднем составляет 33,9% от общего объема реализации.

     По  сравнению с конкурирующими фирмами МТПП «Фармация» устанавливает цены на товар на среднем уровне. Конкурентоспособность товара достаточно высокая в связи с тем, что предприятие уделяет большое внимание качеству продукции: проверяет сертификаты качества у закупаемого товара и проводит лабораторные исследования продукции собственного производства.

     Основными направлениями в области развития объема продаж на предприятии являются:

  • совершенствование организации торговли;
  • совершенствование сервисного обслуживания покупателей;
  • реклама продукции.
 

     2.2. Анализ имущественного  положения предприятия

     Для оценки имущественного положения предприятия сначала получим общее представление об имеющих место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений. Воспользуемся  основными методами вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности (см. Приложение 1).

     Темп  роста выручки от реализации за 2009 год составил 133,94%, за 2010 год - 121,37%, а темп роста валюты баланса за 2009 год-120,47, за 2010 год – 114,77%. Более высокий темп роста выручки от реализации по сравнению с темпом роста стоимости имущества свидетельствует о рациональном регулировании предприятием своих активов.

     В нашем примере удельный вес внеоборотных активов в общей стоимости  имущества за 2008 год составляет 7,2%, за 2009 год – 6,5%, за 2010 год – 6,9, а оборотных активов за 2008 г.– 92,8%, за 2009 г. – 93,5%, за 2010 г. – 93,1%. Такое соотношение является совершенно приемлемым, если учесть, что предприятие занимается преимущественно торговой деятельностью.

Информация о работе Экономическое содержание финансового состояния предприятия