Экономическое содержание финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Основная цель данной работы следующая: оценить финансовое состояние предприятия МТПП “Фармация” на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности и изложить рекомендации, направленные на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия.
Основными задачами данной работы является:
- изучение литературных источников по теме исследования;
- сбор и систематизация исходных данных для проведения анализа финансового со

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........6
1.Экономическое содержание финансового состояния предприятия………9
1.1.Сущность категории финансовое состояние предприятия ……………..9
1.2.Управление финансовым состоянием в условиях рынка……................24
1.2.1.Инструментарий анализа и оценка финансового состояния предприятия…………………………………………………………………...27
1.2.2. Информационная база финансового анализа…………………............28
2. Оценка финансового состояния МТПП «Фармация»………....................31
2.1 Технико - экономическая характеристика МТПП «Фармация».............32
2.2 Анализ имущественного положения предприятия………………..........35
2.3 Анализ финансовой устойчивости…………………………….................39
2.4 Анализ эффективности и интенсивности использования капитала…...41
2.5 Анализ ликвидности предприятия……………………………….............44
2.6 Анализ деловой активности………………………………………...........48
3. Рекомендации по улучшению финансового состояния МТПП «Фармация»……………………………………………………………………57
3.1 Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………...57
3.2 Установление конкурентоспособных цен на товары розничной торговли………………………………………………………………………..59
3.3 Расширение розничной сети……………………………………………...63
3.4 Проведение рекламной кампании……………………………..................65
3.5 Совершенствование информационного обеспечения…………………..66
3.6 Обеспечение экономической безопасности на предприятии…………..69
Заключение…………………………………………………………………….73
Список литературы…………………………………………………………....76
Приложения……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 762.50 Кб (Скачать)
     
  1. Рекомендации  по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация»

     В экономике предприятия все факторы, участвующие в получении прибыли  взаимосвязаны между собой. Так снижение деловой активности, снижение оборачиваемости капитала приводят к снижению платежеспособности, к повышению финансовой зависимости. И, наоборот, мероприятия, направленные на снижение финансовой зависимости приведут к ускорению оборачиваемости активов, увеличению эффективности их использования, повышению прибыльности.

     В целом, финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Однако в ходе анализа были выявлены некоторые факты, которые могут в перспективе привести к снижению экономических показателей. В связи с этим мною приводятся следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.

    1. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности

     В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, т.к. финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги. Для этого необходимо:

      1. провести инвентаризацию дебиторской задолженности;
      2. вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
      3. определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;
      4. проводить систематический анализ дебиторской задолженности.

     В целях контроля за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности целесообразно  вести их учет посредством составления  платежного календаря (см.Приложение 11), т.к. превышение дебиторской задолженности над кредиторской свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность, что создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных средств.

     Оперативный платежный календарь необходимо составлять на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документах о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и др. Для определения текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату. Идеальный вариант, если коэффициент будет составлять единицу или немного больше.

     В настоящее время на начало периода  соотношение дебиторской и кредиторской задолженности составляет 2220/5558=0,4, а на конец периода положение становится намного лучше и составляет коэффициент соотношения уже 4121/4003=1,03.

     Практика  предприятий и исследования консалтинговых агентств показывают, что ужесточения  контроля за состоянием денежных расчетов (инвентаризация дебиторской задолженности; учет задолженности по срокам ее возникновения; систематический анализ дебиторской задолженности; ведение платежного календаря) позволяют уменьшить сумму дебиторской задолженности на 25%. При этом полученные денежные средства позволят повысить абсолютную ликвидность предприятия. Если на конец отчетного периода абсолютная ликвидность составляла 1,3, то при ужесточении контроля за дебиторской задолженностью он увеличится до (5104+4121*0,25)/4003=1,5.

    1. Установление конкурентоспособных цен на товары розничной торговли

     Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими фирмами, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи.

     Одной из причин ослабления конкурентных позиций МТПП «Фармация» на рынке лекарственных средств г.Череповца являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.

     Согласно  закона экономической теории, между ценой товара и объемом продаж существует обратная зависимость: чем выше цены, тем меньшее количество товаров будет приобретено покупателями.

     Зависимость объема продаж от цены единицы товара была установлена путем проведения корелляционного анализа, в ходе которого были использованы фактические сведения о продажах профилактического средства “Биттнер – Бальзам” в аптеках розничной сети МТПП “Фармация” за 2010 год. Лекарственное средство “Биттнер-Бальзам” для примера было выбрано не случайно. Во-первых, это профилактическое средство не входит в группу жизненно-важных лекарств. Во-вторых, “Бальзам Биттнера” широко разрекламирован средствами массовой информации и потому пользуется популярностью у населения, вследствие чего спрос на него стабилен и является внесезонным.

     Таблица 3.1

     Расчет  производных данных для корреляционного анализа

     Цена, руб.      Объем продаж за 1 мес., упаковок 
     140      750
     150      720
     155      690
     160      650
     165      620
     170      600
     180      520
     185      500
     190      450
     200      420
     Итого:      5920

 

     Взаимосвязь цены и объема продаж представляет собой криволинейную зависимость. Для ее описания используется гипербола

           Y(x) = a + b/x, (3.1)

     где X – фактический показатель (цена);

     Y – результативный показатель (объем продаж);

     а – свободный член уравнения при X = 0;

     b – коэффициент регрессии при факторном показателе, характеризующем уровень влияния фактора на результативный показатель в абсолютном выражении.

      Для определения параметров используется система уравнений:

     Nа + bS1/X = Sy                         10a + 0,059b = 5920 (3.2)

        2

     aS1/X + bS(1/X)  = S(1/X) y        0,059a + 0.000361b = 36.02   (3.3.)

     Решив систему уравнений, получаем уравнение  связи, которое показывает зависимость  объема продаж от цены:

     Yx = 38,54 + 93806,8/X

     Подставляя  в уравнение регрессии соответствующие значения X, определяем теоретические значения результативного показателя Y(x).

     Фактические данные о количестве проданного товара отличаются от теоретических величин, рассчитанных с помощью уравнения  регрессии (см. Приложение 12). Это объясняется тем, что цена является не единственным фактором, влияющим на объем продаж.

     Для измерения тесноты связи между  вариацией цены и вариацией объема продаж рассчитываются коэффициенты корреляции и детерминации.

     Коэффициент детерминации определяем по формуле: 

     2        2       2

           d = (b y – b yx) b y, (3.4) 

                                   2                                      2

     где b y = S(y-yср) / n;          b yx = S(y-yx) / n 

     d = (118560-25721) / 118560 = 0,783

     тогда коэффициент корреляции будет равен 0,88.

     Таким образом, значение коэффициента детерминации d = 0,783 показывает, что объем продаж на 78,3% зависит от уровня установленной цены, и лишь 21,7% приходится на влияние других факторов.

     Значение  коэффициента корреляции h = 0,88 указывает на наличие тесной связи между факторным и результативным признаком, а это еще раз подтверждает тот факт, что цена является одним из основных факторов, от которых зависит количество проданного товара.

     С целью привлечения покупателей  и увеличения объема продаж следует устанавливать конкурентоспособные цены на предлагаемые лекарственные средства. Конкурентоспособной является цена, равная цене конкурента или цена ниже цены конкурента. Остановимся на первом варианте.

     Цена  за один флакон “Бальзама Биттнера”  в аптеках ООО “Арника” составляет 180 рублей,  в “Фармации”  - 200 руб.

     Выручка от реализации продукции определяется по формуле: 

           V = P*Q (3.5) 

     где V – выручка от реализации продукции, руб.;

     P – цена за единицу продукции, руб.;

     Q – Количество реализованной продукции в натуральных измерителях.

     Изменение выручки от реализации под совокупным влиянием изменения цены и количества проданного товара определяется: 

           DV = DV(p) + DV(q) (3.6) 

           DV = DP * Q1 + P0 * DQ (3.7) 

     где DP – изменение цены, руб.;

     P0 – цена базисная, руб.;

     DQ – изменение объема реализованной продукции;

     Q1 – количество реализованной продукции после изменения цены.

     Если  цена за единицу товара будет снижена  до уровня цены конкурентов, т.е. на 10%, то выручка от реализации изменится  следующим образом:

     DV = (-20) * 575 + 200 * 68 = 2100 (руб.)

     Таким образом, за счет снижения цены на один вид товара, объем реализованной  продукции увеличится на 2100 руб. в  месяц или на 25200 руб. в год.

    1. Расширение розничной сети

     Рекомендуется, в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.

     Как уже отмечалось выше, до 1996 года МТПП “Фармация” было единственным предприятием, которое обеспечивало лекарственными средствами и медикаментами рынок  г.Череповца. За период с 1996 г. по 2009 год по анализируемому предприятию наблюдается стремительное сокращение доли рынка лекарственных средств, причиной этому послужило резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях.

     Ассортимент товара в аптечном пункте состоит  из 150-200 наименований готовых лекарственных  препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения.

     В составе розничной сети МТПП “Фармация” уже есть пять аптечных пунктов. Четыре из них расположены в клиниках города, а один – в продовольственном  магазине ООО “Нимфа”.

     Товар для продажи привозится с аптечного  склада МТПП “Фармация” в соответствии с заказом фармацевта, торгующего в аптечном пункте.

     За 2010 год, по данным предприятия, доход от деятельности аптечных пунктов составил 330 тыс.руб. На каждый аптечный пункт в среднем за год приходится 66 тыс.руб. прибыли. 
 
 

     Таблица 3.2

     Состав  материальных затрат одного аптечного  пункта за месяц

     Наименование  затрат      Сумма, руб.
     Арендная  плата      4000
     Оплататруда с отчислением на социальное страхование      8500
     Амортизация торгового и кассового оборудования      350
     Прочие  расходы      550
     ИТОГО      13400

     С целью увеличения доли рынка и  объема реализованной продукции  предлагается открыть два дополнительных аптечных пункта, расположенных в  разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.

Таблица3.3

     Расчет  доходов от расширения розничной сети

Информация о работе Экономическое содержание финансового состояния предприятия