Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)
">     
 Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

    В случае утверждения муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования  о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета  поступлений от продажи акций  и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

      Основная  причина возникновения бюджетного дефицита состоит в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению  с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными. К ним можно отнести в частности чрезвычайные обстоятельства – стихийные бедствия, войны.

      Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста государственного долга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

      Другим  важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды  депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход  сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

      Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами.

      Рост  дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП также является одной из причин дефицита бюджета.

      Негативное  влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет.

      Нерациональная  налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут  приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к  ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.   

      Финансирование  дефицита государственного бюджета  представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. 

      Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных финансовых организаций, правительств, банков и фирм.

      Покрытие  дефицита за счет выпуска новых денег  увеличивает денежную массу в  обращении и способствует развитию инфляционных процессов. 

      В России с 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита использовалась в основном эмиссия денег, что послужило  мощным инфляционным фактором. С 1995 года эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С  этой целью использовались различные государственные ценные бумаги – ГКО с трёхмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным и постоянным купоном (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты.

      В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 году, принято решение  о проведении ограниченной эмиссии  денег под обеспечением золотовалютных ресурсов.

      Внешними  источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

      Таким образом источники финансирования дефицита бюджета подразделяются на внутренние и внешние.

    . В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

    разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации;

    разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

    разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных  финансовых организаций;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

    иные  источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

    В состав иных источников внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    поступления от продажи акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в собственности  Российской Федерации;

    поступления от реализации государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

    курсовая  разница по средствам федерального бюджета;

    объем средств, направляемых на исполнение государственных  гарантий Российской Федерации в  валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных  гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной  системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

    прочие  источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

      В состав источников  внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и  номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

    разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в иностранной  валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

    разница между полученными и погашенными  Российской Федерацией в иностранной  валюте кредитами кредитных организаций.

    В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

    объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    разница между средствами, поступившими в  федеральный бюджет в погашение  основного долга иностранных  государств и (или) иностранных юридических  лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

    прочие  источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

      Утвержденный федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Указанное ограничение может быть превышено  на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

      Остатки средств федерального  бюджета на начало текущего  финансового года:

    в объеме поступлений нефтегазовых доходов  федерального бюджета в декабре  отчетного года используются в соответствии со статьей 96.12 Бюджетного Кодекса;

    в объеме неполного использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации отчетного финансового года направляются на реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

    в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.

    Иные  остатки средств федерального бюджета  на начало текущего финансового года могут быть использованы на:

    осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

Информация о работе Экономическая сущность финансов