Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)
  • Оплата труда работников;
  • Взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • Трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и др. социальные выплаты, установленные законодательством);
  • Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
  • Оплата товаров, работ и услуг.

      Указанные расходы осуществляются по установленным  нормам расходов, которые представляют собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения конкретной потребности.

      Применяются разнообразные виды денежных норм:

  1. Нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей ( нормы расходов на питание, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и т.д.). Такие нормы представляют собой денежное выражение материальных норм;
  2. Обобщенные индивидуальные выплаты – заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные;
  3. Нормы, построенные опытно-статистическим способом на основе обобщения показателей расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.

      По  степени сложности нормы подразделяются на простые (отдельный вид расхода) и комбинированные, или укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов, образующих статью, несколько родственных  статей или все расходы учреждения. В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социальной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и экономном использовании ресурсов.

      Бюджетные нормы подвергаются изменениям под  влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы  цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с  появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах и т.п.

            При планировании и  финансировании расходов бюджетных  учреждений на закупки товаров, работ  и услуг учитывается, что все  эти закупки на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда  осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов – договоров, заключенных органами государственной власти, местного самоуправления или бюджетными учреждениями с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных бюджетом, размещенных, как правило, на конкурсной основе и включающих обязательное условие о выплате неустойки исполнителем при нарушении его условий.

            Смета расходов является финансовым планом бюджетных учреждений. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств, равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социальные нужды, который включается в состав бюджета на текущий год.

  1. Часть расходов на социальные нужды финансируется из бюджета в ином порядке. Так, например, обеспечивается недостаток средств театрально-зрелищных предприятий и средств массовой информации. Услуги этих учреждений являются платными. Но собственных доходов недостаточно для покрытия всех расходов. Разница между расходами и доходами предприятий подлежит возмещению из бюджета.
  2. Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  3. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, принимаемой по расходам на социально-культурные потребности.
  4. Расходы на национальную оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки, протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведение социально-культурных мероприятий в Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.

      Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремиться создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.

      Предусмотренная бюджетом группа расходов на национальную оборону включает в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство Обороны РФ. В их состав входят расходы на содержание армии и флота (выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы рабочим и служащим, затраты на боевую и спортивную подготовку, хозяйственные расходы и т.д.); расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли РФ в общих военных расходах государств – членов СНГ.

      Все эти расходы отражаются в специальной  смете Министерства обороны РФ, которая  затем включается в состав федерального бюджета. Особенность планирования расходов – в первую очередь определяется общим объемом расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством обороны централизованно (оплата вооружения, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).

      Часть прямых военных расходов финансируется  по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных  войск, органов безопасности финансируется  по разделу «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Планирование и финансирование этих расходов осуществляются в сметном порядке.

      Косвенные военные расходы в бюджете  включают в основном выплаты пенсии и пособий ветеранам Вооруженных  Сил и их семьям.

      Эти затраты финансируются по разделам «Социальная политика».

  1. Расходы на управление включают следующие группы расходов:
  • На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
  • На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации Президента и Конституционного суда;
  • На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
  • На проведение выборов и референдумов. Включают все затраты на выборы народных депутатов, президента, народных судей и проведение референдумов;
  • Прочие расходы проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

      Планирование  и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социальные нужды.

      Бюджетный кредит. Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны, в отличие от бюджетного финансирования эти кредиты выдаются с условием возвратности и возмездности, а с другой стороны, процента по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков.

      Бюджетные кредиты могут предоставляться как государственным и муниципальным предприятиям, так и частным юридическим лицам. В первом случае бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в бюджете. Во втором случае бюджетный кредит предоставляется на основании договора и только при условии предоставления заемщикам обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредитов. Способами обеспечения и исполнения обязательств по возврату кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее ста процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органам и отсутствия просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.

      При утверждении бюджета на очередной  год указываются цели, на которые  может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления. Одновременно с этим устанавливаются лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по возможным субъектам – заемщикам. 

      4.Бюжетный  дефицит, его причины  и методы финансирования

      Доходы  и расходы бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления.

      Когда расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное  сальдо, или дефицит бюджета. Профицит – положительное сальдо бюджета  – представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.

      Первичный профицит не учитывает сумм направленных на погашение государственного долга.

      Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:

  • долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
  • стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
  • текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая сможет игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

      Бюджетный дефицит отражает определённые изменения  в процессе воспроизводства, фиксирует  результат этих изменений.

      Величина  дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета.

      Величина  дефицита определяется при утверждении  бюджета. При этом в России согласно Бюджетному кодексу размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобритение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

      Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации  не должен превышать 15 процентов утвержденного  общего годового объема доходов бюджета  субъекта Российской Федерации без  учета утвержденного объема безвозмездных  поступлений.

    Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Бюджетного Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

    В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете  в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи  акций и иных форм участия в  капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

      Дефицит местного бюджета не  должен превышать 10 процентов  утвержденного общего годового  объема доходов местного бюджета  без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

    Для муниципального образования, в отношении  которого осуществляются меры, предусмотренные  пунктом 4 статьи 136 Бюджетного  

Информация о работе Экономическая сущность финансов