Государственный долг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды ...…………………….5
1.1. Понятие государственного долга …………………………………..5
1.2. Причины возникновения и виды государственного долга………..8
1.3. Управление государственным долгом ……………………………13
2. Государственный долг Республики Казахстан …………………………16
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан ……….16
2.2. Долг Национального Банка Республики Казахстан ……………...17
2.3. Государственный долг местных исполнительных органов
Республики Казахстан …………………………………………………..21
3. Стратегия управления государственной задолженностью …………….22
3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и
пути преодоления государственного долга Республики Казахстан …22
3.2. Экономические последствия государственного долга …………..25
3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета
Республики Казахстана ………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Гос бюджет КОНТ Р.doc

— 800.00 Кб (Скачать)

     на  поддержку частного предпринимательства из республиканского бюджета выделено 9,0 млрд. тенге, из которых регионами освоено 3,5 млрд. тенге, или 39,1%. Неосвоенными остались 5,5 млрд. тенге в связи с длительным проведением согласования проектов и не полным предоставлением  предпринимателями пакета документов необходимых для согласования;

     на  развитие индустриальной инфраструктуры выделено 4,8  млрд. тенге, из них местными исполнительными органами освоено 3,1 тыс. тенге, или 64,6%.  Неосвоенно - 1,7  млрд. тенге по причине длительного согласования проектов в банках второго уровня.

     Дефицит госбюджета (рисунок 1) сложился в сумме 527,3 млрд. тенге, по республиканскому бюджету - в сумме 554,8 млрд. тенге или на уровне 2,6% к ВВП, что меньше плана  на 248,8 млрд.тенге.  

     Рисунок 1. Исполнения государственного бюджета за 2010 год.

           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Годовой план по основным видам налогов перевыполнен, на что повлияла положительная динамика  развития экономики страны,  введение механизма распределения  таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз и роста импорта из дальнего зарубежья в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, увеличение поступлений экспортной таможенной пошлины на нефть в результате  уплаты по временным декларациям за большие объемы экспорта нефти,  чем   фактически экспортировано, что связано со спецификой отрасли, снижение суммы возврата НДС против планируемого и разовые незапланированные поступления. 

     Вместе  с тем, по состоянию на 1 января 2011 года недоимка по налогам и платежам составила 199,0 млрд.тенге. По сравнению с 1 января 2010 года недоимка увеличилась на 98,7 млрд.тенге, в том числе по лжепредприятиям на 89,5 млрд.тенге, что собственно и определило рост недоимки.

     Недоимка  по обязательным пенсионным взносам  в накопительные пенсионные фонды  по состоянию на 1 января 2011 года составила 3,4 млрд.тенге. По сравнению  с 1 января 2010 года уменьшилась на 30,0 % или на 1,0 млрд.тенге.

     Активы  Национального фонда Республики Казахстан за 2010 год пополнены  на 2 394,5 млрд.тенге и на 1 января 2011 года составили 5 691,2 млрд.тенге. Поступления в Национальный фонд по видам налогов приведены на

     Расходы государственного бюджета в 2010 году, по сравнению с 2009 годом были увеличены  на 913,1 млрд.тенге и фактически составили 4 916,1 млрд. тенге. Республиканский бюджет исполнен на 4 284 млрд.тенге, или 99,1% к плану.

     Доля  неосвоенного остатка в общей  сумме расходов составила 0,9%, или 37,5 млрд.тенге, что на 22,6 млрд.тенге  меньше по сравнению с 2009 годом.  При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена, в соответствии с Бюджетным кодексом, в текущем году.

     Благодаря введенной бюджетной политике, ориентированной на результат, в  2010 году, средства направлялись на достижение стратегических целей и получение результатов. При этом итоги, подведенные на коллегиях в государственных органах, показали, что стратегические задачи, вытекающие из Посланий Главы государства народу Казахстана по повышению уровня жизни граждан страны, недопущению роста безработицы, индустриально-инновационному развитию, поддержке малого и среднего бизнеса,  развитию агропромышленного комплекса реализованы.

     В связи с чем, оставшиеся 27,1 млрд.тенге  явились резервом, которые возможно будет использовать для новых задач, поставленных перед нами Президентом.

     Так с 1 января 2010 года произведено повышение  базовых пенсионных выплат, на 25% увеличены  размеры солидарных пенсий. На 9 % были увеличены размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий. Повышен размер ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а также увеличен размер единовременных пособий на рождение 4-го, и более ребенка с 30 до 50 МРП.

     Введено новое пособие в размере одной  минимальной заработной платы (14 952 тенге) лицам, воспитывающим  ребенка-инвалида.

     В целях повышения доступности  медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных регионах, продолжена работа по внедрению телемедицины, проведению дистанционных консультаций высококвалифицированных специалистов. Закуплены передвижные медицинские комплексы, которые оснащены современным медицинским оборудованием и укомплектованы бригадами врачей.

     В рамках проекта «100 больниц» завершено 50 объектов здравоохранения, из них  в отчетном году 33 объекта на общую  сумму 79  млрд. тенге.

      В сфере образования, в рамках программы  «Балапан», за счет размещения госзаказа из республиканского бюджета, было введено  90,0 тысяч мест для дошкольного воспитания детей.  Увеличен общий охват детей с 37% до 41,6% от общего количества детей.

      В рамках проекта «100 школ» завершено  строительство 103 школ на общую сумму 104,3 млрд. тенге, в том числе в 2010 году строительство 24 школ на сумму 6,4 млрд. тенге.

     В системе высшего образования  прорывом стало создание «Назарбаев Университет», позиционирующегося как университет мирового класса, способный готовить высококвалифицированных специалистов для обеспечения индустриально-инновационного развития страны.

     На  развитие данного университета в 2010 году из бюджета выделено 16,1 млрд. тенге.

     Наряду с социальными расходами, высокий уровень затрат бюджета приходится также на инфраструктурные и индустриальные проекты, развитие сельского хозяйства, обеспечивавшие спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике. 

     Так, на ускоренную диверсификацию экономики и повышение конкурентоспособности национальной экономики для реализации мер Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы из республиканского бюджета в прошлом году было направлено 921,5 млрд.тенге.

     В рамках программы, в 2010 году продолжена реализация крупных инфраструктурных и стратегически важных проектов (Балхашская ТЭС, железные дороги «Шар-Усть-Каменогорск», «Хоргос-Жетыген» и «Узень - государственная  граница с Туркменистаном», начато строительство магистрального газопровода «Бейнеу-Шымкент»), имеющих мультипликативный эффект для индустриально-инновационного развития страны.

           В соответствии с  целевыми индикаторами ГПФИИР для обеспечения  страны сырьевыми ресурсами проведены геологические работы, по итогам которых получен прирост запасов: золота, свинца, цинка, угля, урана, нефти и газа.

     На  развитие сельского хозяйства было выделено 309,6 млрд. тенге, в связи с чем, удалось добиться полного покрытия потребности внутреннего рынка, а также обеспечить экспортные поставки.

     Сохранились стабильные темпы развития и в  отрасли животноводства. В среднем  на 2-3% возросла численность всех видов  скота, возросли объемы производства животноводческой продукции. В сфере переработки  достигнут 13%-ный рост темпов производства.

     В 2010 году завершилась реализация Государственной программы развития сельских территорий на 2004 -2010 годы. Количество сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития увеличилось на 1548 единиц, а удельный вес населения проживающего в них с 22 до 52%.

     Завершилась реализация отраслевой программы «Питьевая  вода», начатой в 2002 году.  Улучшено водоснабжение  3417 сельских населенных пунктов. Число сельских жителей, пользующихся привозной водой сократилось  с 445 тыс. до 83 тыс. человек.

     В 2010 году завершена реконструкция 22-х  гидротехнических сооружений и обеспечено нормальное их функционирование, снижен риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

     Завершена Государственная программа по развитию жилищного строительства на 2008-2010 годы в рамках которой было введено в эксплуатацию 19,6 млн. м2 жилья, из них в 2010 году 6,4 млн.м2.

     Реализована Дорожная карта, на которую из республиканского бюджета выделены средства в сумме 90,4 млрд. тенге,  софинансирование из местных бюджетов составило 46,4 млрд. тенге.

     Логическим  продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов явилась программа  «Дорожная карта бизнеса - 2020», для  которой 2010 год был пилотным

     В рамках ее реализации регионам из республиканского бюджета было выделено 13,8 млрд.тенге, в том числе: 9,0 млрд.тенге - на поддержку частного предпринимательства, 4,8  млрд.тенге - на развитие индустриальной инфраструктуры.

     Правительственное заимствование осуществлялось в  целях своевременного финансирования бюджетных программ. Осуществляя внутреннее заимствование путем выпуска государственных ценных бумаг, Министерство финансов, как диктует международный опыт, наряду с финансированием дефицита бюджета решало задачи поддержания рынка долговых инструментов. В области внешнего заимствования осуществлялось привлечение займов международных финансовых институтов для финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, в отчетном году были привлечены средства МБРР на реализацию Антикризисной программы Правительства.

     По  итогам отчетного года уровень правительственного долга и потоки по его обслуживанию и погашению находятся в допустимых и безопасных пределах. По состоянию на 1 января 2011 года долг Правительства составил 2 222,0 млрд. тенге или 11,5% к ВВП. При текущих уровнях инфляции и ставок процента соблюдается лимит долговой нагрузки (расходы на обслуживание и погашение долга не должны превышать 15% доходов РБ), который сложился в 2010 году на уровне 10,6%. Анализ основных макроэкономических показателей позволяет прогнозировать отсутствие в среднесрочном периоде условий, при которых Казахстан не сможет обеспечить выполнение своих долговых обязательств.

     И в заключение, разрешите доложить о проведенной в 2010 году  контрольно-ревизионной  работе.

     Комитетом финансового контроля Министерства финансов за прошедший год охвачено 7 284 объекта контроля, что на 15% меньше по сравнению с 2009 годом. При этом удалось значительно увеличить суммы восстановленных и возмещенных в бюджет средств (66 4,5 млн.тенге против 25 593 млн.тенге в 2009 году).

     В 2010 году была активизирована работа по административной практике, где за нарушения бюджетного законодательства, законодательства о государственных  закупках, бухгалтерском учете, финансовой отчетности и аудиторской деятельности наложено административных взысканий на 1 001 должностное лицо, что больше количества административных материалов предыдущего года на 168 (2009г. - 833). Аналогично, в сравнении с 2009 годом, более чем в 2 раза достигнут рост как наложенных, так и взысканных с правонарушителей сумм штрафов, которые составили 152,3 млн. тенге и 90,3 млн. тенге соответственно.

     Достигнут рост исполнения объектами контроля представлений и рекомендаций, направленных по итогам контроля. Так, если в 2009 году данный показатель составлял 95%, то в 2010 году – 97,5%.

     В 2010 году была проведена работа по мониторингу  проводимых государственных закупок, по результатам которых инициированы проверки рисковых закупок. Положительным  эффектом данной работы явилось снижение роста нарушений в сфере государственных закупок. Так, в  2010 году сумма нарушений, установленных при проведении государственных закупок, составила 199 026,9 млн. тенге (2009 г.- 208 386,4 млн. тенге). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение 

         Итак, на настоящий момент Казахстан относится к странам, относительно слабо обремененным долгом.

         Проведенный анализ заимствования показывает, что не выходя за безопасные значения бремени долга, можно осуществлять необходимое для рассматриваемого периода заимствование, находясь в жестких рамках ограничения затрат на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга.

         Программа правительственного и гарантированного правительством заимствования должна осуществляться в контексте жесткой ориентированности на программу углубления экономических реформ.

         Заимствование, особенно на внешних рынках, должно быть тесно увязано с вопросами  эффективного использования заемных  ресурсов.

         Оно подразумевает:

         финансирование  рентабельных инвестиционных проектов (максимально по возможности - при  правительственном заимствовании  и обязательно - при заимствовании  под правительственную гарантию);

Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан