Государственный долг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды ...…………………….5
1.1. Понятие государственного долга …………………………………..5
1.2. Причины возникновения и виды государственного долга………..8
1.3. Управление государственным долгом ……………………………13
2. Государственный долг Республики Казахстан …………………………16
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан ……….16
2.2. Долг Национального Банка Республики Казахстан ……………...17
2.3. Государственный долг местных исполнительных органов
Республики Казахстан …………………………………………………..21
3. Стратегия управления государственной задолженностью …………….22
3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и
пути преодоления государственного долга Республики Казахстан …22
3.2. Экономические последствия государственного долга …………..25
3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета
Республики Казахстана ………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Гос бюджет КОНТ Р.doc

— 800.00 Кб (Скачать)

      2.  Налогообложение. Правительство  имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может; таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство -не может.

      3.   Создание денег. Правительство имеет   возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.9

      Но  такие действия правительства вызовут  негативные последствия:

      а) увеличение неравенства в доходах, так как имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате  перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.

      б)  процентные платежи требуют увеличения   налогообложения, что снизит стимулы к   инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

      в)  эффект вытеснения. Предположив, что  экономика функционирует при  полной занятости и бюджет сбалансирован, то в случае, если правительство  увеличивает расходы, по кривой производственных возможностей экономика сместится  вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.

      Частные товары могут быть либо потребительскими, либо инвестиционными:

      1)  если предложение   уменьшится  за счет сокращения потребительских  товаров, то снизится уровень  жизни нынешнего поколения населения, а уровень инвестиций сохранится, и будущие поколения не затрагиваются;

      2)  если же снижение затронет  инвестиционные  товары, то уровень  потребления нынешнего поколения   не изменится, а в будущем  будет меньше уровень доходов.

      Возможны  два сценария развития событий:

      1)  увеличение   правительственных  расходов финансируется ростом  налогообложения, тогда потребительские  расходы снизятся, и бремя правительственных  расходов падает на нынешнее  поколение;

      2) увеличение правительственных расходов финансируется за счет увеличения государственного долга.  Последствия: правительство выходит на   денежный рынок, конкурирует с частными заемщиками, увеличивается процентная ставка, происходит сокращение инвестиций. Будущие поколения унаследуют меньший экономический потенциал и будут иметь более низкий уровень жизни.

      Но  имеются два ограничения:

      1.Государственные  инвестиции. Если прирост правительственных  расходов происходит за счет  увеличения потребительских расходов, то увеличение долга перекладывает  его бремя на будущие поколения. А если при этом увеличиваются государственные инвестиции, то это укрепит будущий производственный потенциал экономики, изменится структура капитала в пользу государственного.

      2. Безработица. Если до этого  общество находилось в условиях функционирования экономики при полной занятости, то при неполной она находится внутри пределов производственных возможностей. Рост правительственных расходов может переместить экономику ближе к кривой без всяких жертв со стороны текущего потребления и накопления капитала. Следовательно, если первоначально существует безработица, дефицитное финансирование, это обязательно вызовет рост бремени на будущие поколения в форме сокращения размеров экономического потенциала.

      Имеется 5 основных факторов, которые определяют дефолт приемлемым практическим решением для государства:

      1)  потеря руководством страны политической  поддержки со стороны общества;

      2) падение доходов от экспорта;

      3) увеличение долгового бремени;

      4) отсутствие доступа к международным  рынкам капитала;

      5) продолжающийся экономический спад;

      6) готовность   международных финансовых  организаций реструктурировать  задолженность.

      То  есть дефолт по внешнему долгу может  быть результатом стратегического  решения руководства страны, если оно считает, что выгоды от объявления дефолта превышают связанные с ним санкции. Важным фактором является также превышение суммы платежей на обслуживание внешнего долга над золотовалютными резервами страны. Положительным следствием дефолта является облегчение всей расходной части бюджета, что может дать возможность его выполнить. Отказ от выплат по внешнему долгу дает возможность правительству увеличить расходы по другим статьям бюджета, например по социальной сфере, что позволит частично вернуть доверие к правительству. Но будет снижен кредитный рейтинг и осложнится заимствование на международных рынках.

      Таким образом, показатель отношения платежей по погашению и обслуживанию долга  к экспорту товаров и услуг  в Казахстане превышает минимальный  уровень.

      По  прогнозам министерства экономики Казахстана, в 2009 - 2011 годах ВВП страны будет увеличиваться на один - три процента в год. Ожидается, что по итогам 2009 года этот показатель вырастет на один процент. Однако Международный валютный фонд (МВФ) дает менее оптимистичные прогнозы. По данным организации, в текущем году ВВП Казахстана снизится на два процента.

      Государственный долг Казахстана к 1 июля 2009 года увеличился и составил 1,346 триллиона тенге (8,925 миллиарда долларов).

      "Объем  государственного долга за период  с 1 января 2002 года по 1 июля текущего года вырос с 601,7 миллиарда тенге (3,989 миллиона долларов) до 1,346 триллиона тенге (8,925 миллиарда долларов). При этом наибольший удельный вес в структуре государственного долга занимает долг правительства", - заявил Жамишев.7

      Объем правительственного долга составил 1,198 триллиона тенге (7,943 миллиарда  долларов), "что, конечно, говорит  о том, что увеличение дефицита бюджета  имеет свои пределы безопасности и требует взвешенных подходов", - отметил министр. В 2009 году правительство страны увеличило размер государственного долга по отношению к ВВП с 9,3 процента до 9,5 процента.

      Кроме того, внешний долг банков второго  уровня Казахстана на 1 июля составил 32 миллиарда долларов. 40 процентов  из суммы составляют долги "БТА  Банка" и "Альянс Банка". По сравнению с концом 2007 года, этот показатель сократился в 1,5 раза. По данным председателя Национального банка Григория Марченко, по отношению к ВВП страны внешний долг банков снизился с 50 процентов до 26 процентов.

      В Комитет Мажилиса по финансам и бюджету по решению Палаты, принятому на пленарном заседании 5 мая, направлен для подготовки заключения отчет Правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2009 год. 
          В пояснении к документу, в частности, говорится: 
Республиканский бюджет на 2009-2011 годы был разработан на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2009-2013 годы в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641, и посланиями Президента Республики Казахстан к народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Рост благосостояния граждан Казахстана главная цель государственной политики" и от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию".

      При формировании республиканского бюджета  на 2009-2011 годы за основу был принят базовый сценарий социально-экономического развития, предполагающий завершение коррекции глобальных финансовых рынков, вызванной ипотечным кризисом в США, процессов перераспределения мирового капитала и стабилизацию ситуации на мировых товарных рынках. 
     Статистические данные, характеризующие ключевые индикаторы социально-экономического развития Казахстана в 2009 году, приведены в приложение 3.

      Необходимость определения ограничений на заимствование  вытекает из задач обеспечения экономической  безопасности - стабильного и устойчивого развития. Для этого производится оценка динамики роста долга и ее соотношения с динамикой других основных макроэкономических показателей. В мировой практике для стран со средним уровнем дохода на душу населения, к которым в настоящее время относится Республика Казахстан, при управлении долгом в качестве ограничений используются следующие показатели: отношение текущей стоимости накопленного валового внешнего долга страны к ВВП не должно превышать 80%; норма обслуживания валового внешнего долга (отношение совокупных платежей по погашению и обслуживанию валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг) не должна превышать 25%; отношение начисляемых за год процентов по валовому внешнему долгу к экспорту товаров и услуг не должна превышать 10%; темпы роста обслуживания валового внешнего долга не должны превышать темпы роста экспорта товаров и услуг; отношение правительственного долга к ВВП (не выше 60%); отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета. Главным ограничением правительственного заимствования и, следовательно, роста правительственного долга является показатель, характеризующий отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета, поскольку последним обеспечиваются все долговые обязательства Правительства Республики Казахстан как перед внешними, так и перед внутренними кредиторами. Кроме того, для ограничения объема краткосрочного долга, образуемого в результате выпуска 3-х, 6-ти месячных государственных ценных бумаг, и затрат на его обслуживание целесообразно ограничение допустимого уровня ставки эффективной доходности по таким бумагам ставкой рефинансирования, устанавливаемой Национальным Банком Республики Казахстан.

      В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса объемы внутреннего заимствования для бюджета 1999 года составляют 40%, внешнего - 60% привлекаемых для покрытия дефицита бюджета средств. Прогнозируется постепенное выравнивание объемов заимствования на внешнем и внутреннем рынках ссудного капитала (в 2008 году прогнозируется порядка 50% привлечение средств внутренних источников, 50% - внешних). Кроме того, в структуре внутреннего заимствования прогнозируется рост доли долгосрочных инструментов (от соотношения почти 100% финансирования за счет краткосрочных государственных ценных бумаг в 1998-1999 годах перейти к 67% среднесрочных в 2008 году), во внешнем - увеличение доли ценных бумаг по сравнению с займами до 25% в 2008 году. В структуре прогнозируемого внешнего заимствования займы разделяются на группы по срокам предоставления: до 5 лет, до 10 лет, до 20 лет при средней ставке 8% годовых. Отдельно представлена группа льготных займов со сроком погашения до 30 лет при ставке 5% и льготным периодом в 10 лет. Так же дифференцируются инструменты выхода на международный рынок капитала путем эмиссии государственных ценных бумаг, в составе которых выделены ценные бумаги со сроком обращения до 3, 5, 7 и до 10 лет. Динамика развития долговой ситуации при заданных исходных параметрах и предполагаемой структуре заимствования (поступления средств займов) показывает, что, государственный долг по отношению к ВВП находится на 30%-ном уровне, увеличиваясь темпами, пропорциональными изменению ВВП. При этом, учитывая большие сроки займов, привлекаемых на внешнем рынке, по сравнению с внутренними займами, динамика изменения доли внутреннего долга в правительственном долге показывает постепенное ее снижение в течение прогнозируемого периода (с 21% в 1999 до 18,1% в 2008 году), динамика изменения внешнего долга, наоборот, имеет более высокие по сравнению с внутренним темпы прироста и доводит его долю в 2008 году до уровня более 80%. По прогнозу в 2008 году правительственный долг на 18,1% будет состоять из внутренних обязательств и на 81,9% - внешних. Обслуживание правительственного долга возрастет с 1,08% в 1999 году до 2,3% к объему ВВП в 2008 году. Вместе с тем, по отношению к доходной части республиканского бюджета прогнозируется рост обслуживания от 8,67% в 1999 году до 15% в 2008 году с достижением уровня, близкого к 15% уже к 2002 году и удержание его в дальнейшем. Таким образом, при заданных показателях развития экономики (ВВП) и бюджета (доходы, дефицит республиканского бюджета) выполняется принятое в модели ограничение, по которому затраты на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга не должны превышать 15% доходов республиканского бюджета. Указанное обстоятельство делает возможным без нарушения пропорций бюджета не только обслуживание правительственного долга, но предоставление правительственных гарантий в объемах, приведенных ниже.

      Валовой внешний долг Казахстана по состоянию  на конец 2010 года (приложение 4)  составил 119,243 миллиарда долларов против 113,239 миллиарда долларов на начало минувшего года, указывается в информации Национального банка республики. В том числе краткосрочный внешний долг за 2010 год сократился на 12,2% - до 9,037 миллиарда долларов, долгосрочный долг за этот же период увеличился на 7% - до 110,206 миллиарда долларов.

      Внешний долг банков Казахстана за отчетный период снизился на 33% – до 20,024 миллиарда долларов. Долгосрочная задолженность банков снизилась почти на 30% - до 18,346 миллиарда долларов, краткосрочная сократилась в 2,3 раза - до 1,678 миллиарда долларов.

      При этом, согласно сообщению Нацбанка, на 1 января 2011 года государственный и гарантированный государством внешний долг составил 4,3% валового внешнего долга, а внешний долг, негарантированный государством, - 95,7%. По состоянию на начало 2010 года эти показатели соответственно составляли 3,3% и 96,7%.

      Из  информации Нацбанка также следует, что на 1 января 2011 года 44,7% валового внешнего долга приходилось на межфирменную задолженность, то есть на обязательства  перед зарубежными материнскими компаниями, дочерними и ассоциированными предприятиями, а также обязательства филиалов иностранных компаний действующих в республике. 

      3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета Республики Казахстана  

      За 2010 год доходы республиканского бюджета   выполнены на 106,2 %, при плане 3 413, 8 млрд. тенге  поступления составили 3 626,2 млрд. тенге, или с превышением на  212,4 млрд. тенге.

    В республиканский бюджет по итогу 2010 года налоговых поступлений  при  плане 1 886,9 млрд. тенге составило 2 083,6 млрд. тенге или 110,4 %. По неналоговым поступлениям план выполнен на  119,6 %, по поступлениям от продажи основного капитала - на 90,0 % и по поступлениям трансфертов -  на 100,5 %.

     За 2010 год по корпоративному подоходному  налогу при плане 847, 9 млрд. тенге в бюджет поступило 837,2 млрд. тенге, исполнение составило 98,7%. Неисполнение, в основном, за счет снижения поступлений по банковскому сектору, в связи с уменьшением привлекаемых банками инвестиций и объема выплат вознаграждений. Кроме того, отдельными налогоплательщиками представлены расчеты к уменьшению авансовых платежей на 2010 год. Однако по сравнению с  прошлым годом поступление корпоративного подоходного налога  увеличилось на 30% или на 193,6 млрд. тенге, что является положительным показателем  развития экономики страны в 2010 году.

Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан