Государственный долг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды ...…………………….5
1.1. Понятие государственного долга …………………………………..5
1.2. Причины возникновения и виды государственного долга………..8
1.3. Управление государственным долгом ……………………………13
2. Государственный долг Республики Казахстан …………………………16
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан ……….16
2.2. Долг Национального Банка Республики Казахстан ……………...17
2.3. Государственный долг местных исполнительных органов
Республики Казахстан …………………………………………………..21
3. Стратегия управления государственной задолженностью …………….22
3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и
пути преодоления государственного долга Республики Казахстан …22
3.2. Экономические последствия государственного долга …………..25
3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета
Республики Казахстана ………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Гос бюджет КОНТ Р.doc

— 800.00 Кб (Скачать)
  1. Государственный долг Республики Казахстан
    1. Понятие государственного долга Республики Казахстан

     В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:

     Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также  долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с  законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.

     Внутренний  государственный долг является составной частью государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед резидентами Республики Казахстан.

     Внешний государственный долг является составной  частью государственного долга по внешним  государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства  Республики Казахстан и Национального  Банка Республики Казахстан перед  нерезидентами Республики Казахстан. 

     Нормативные правовые акты, отражающие нормы по вопросам государственного заимствования  и долга:

     - Бюджетный кодекс Республики  Казахстан от 4 декабря 2008 года (раздел 12 «Государственные и гарантированные  государством заимствование и  долг, поручительство государства»);

     - Правила исполнения бюджета и  его кассового обслуживания, утвержденные  постановлением Правительства Республики  Казахстан от 26.02.2009г. № 220 (раздел 12 «Государственные и гарантированные  государством займы и займы,  привлекаемые под поручительства государства»). В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:

  1. Правительственный долг;
  2. Долг Национального Банка Республики Казахстан;
  3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату.

     Рассмотрим  каждое из этих составляющих.

       В соответствии с Законом Республики  Казахстан «О бюджетной системе»  правительственный долг - сумма полученных и непогашенных правительственных займов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» - т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

     Гарантированный государством долг Республики Казахстан 

     В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года:

     Гарантированный государством долг - сумма на определенную дату полученных и непогашенных негосударственных  займов, обеспеченных государственными гарантиями;

     гарантированный государством заем - негосударственный  заем, обеспеченный государственной гарантией.

     В соответствии со статьей 213 Бюджетного кодекса Республики Казахстан                 от 4 декабря 2008 года:

     Государственной (правительственной, суверенной) гарантией  Республики Казахстан (государственная  гарантия) является обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.

     Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Республики Казахстан  обязательств по полученным ими негосударственным  займам.

     Исключительным  правом предоставления государственных  гарантий от имени Республики Казахстан по займам обладает Правительство Республики Казахстан.

     По  поручению Правительства Республики Казахстан центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

     Нормативные правовые акты, отражающие нормы по вопросам гарантированного государством заимствования и долга:

     - Бюджетный кодекс Республики  Казахстан от 4 декабря 2008 года (раздел 12 «Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства»);

     - Правила исполнения бюджета и  его кассового обслуживания, утвержденные  постановлением Правительства Республики  Казахстан от 26.02.2009г. № 220 (раздел 12 «Государственные и гарантированные государством займы и займы, привлекаемые под поручительства государства»). 

     2.2. Долг Национального  Банка Республики  Казахстан

             Законом «О государственном заимствовании  и долге» дано определение  «лимита правительственного долга»  дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов5 от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

     - аффинированного золота;

     - валютных ценностей, хранящихся  в Национальном Банке Казахстана;

     - простых и переводных векселей  в иностранной валюте;

     - ценных бумаг, выпущенных и  гарантированных иностранными правительствами  или международными финансовыми организациями;

     - других внешних активов, деноминированных  в иностранной валюте, при условии  обеспечения ликвидности и сохранности  таких активов;

     Национальный  Банк Казахстана определяет структуру  золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

  • покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;
  • покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;
  • поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;
  • поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;
  • кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;
  • поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.

     Уменьшение  золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

  • продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;
  • осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана;
  • продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;
  • возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов;
  • списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).

     Отдельно  хотелось бы отметить, что в настоящее  время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:

  1. Международный валютный фонд (МВФ);
  2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  3. Международная финансовая корпорация (МФК);
  4. Международная ассоциация развития (МАР);
  5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);
  6. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);
  7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);
  8. Азиатский банк развития (АБР);
  9. Исламский банк развития (ИБР).

     РК  является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан: 

    • уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ.
    • по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам.
    • уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ.
    • Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ,
    • Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.
    • Назначается в качестве депозитария всех авуаров7 в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору.
    • Осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР.
    • Совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств Республики Казахстан.

Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан