Государственный долг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды ...…………………….5
1.1. Понятие государственного долга …………………………………..5
1.2. Причины возникновения и виды государственного долга………..8
1.3. Управление государственным долгом ……………………………13
2. Государственный долг Республики Казахстан …………………………16
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан ……….16
2.2. Долг Национального Банка Республики Казахстан ……………...17
2.3. Государственный долг местных исполнительных органов
Республики Казахстан …………………………………………………..21
3. Стратегия управления государственной задолженностью …………….22
3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и
пути преодоления государственного долга Республики Казахстан …22
3.2. Экономические последствия государственного долга …………..25
3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета
Республики Казахстана ………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Гос бюджет КОНТ Р.doc

— 800.00 Кб (Скачать)

         списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;

         списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного  хозяйства по ссудам банков вследствие бесхозяйственности, нарушения принципов  кредитования и хозрасчетных методов  хозяйствования;

         накопленная задолженность в форме так  называемых «директивных» кредиторов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.

         Например, в Законе Республике Казахстан «О государственном и гарантированном  государством заимствовании и долге» от 02 августа 1999 года дается следующее  понятие: «государственный долг – это сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов».2 А в соответствии с принципами национального счетоводства и рекомендациями ЕС в понятие «государственная задолженность» включаются долги центральной государственной администрации и различных ее органов, местных органов власти и различных местных административных структур и системы социального обеспечения. Таким образом, сами понятия, даваемые нормативными правовыми актами различных стран вносят или выносят из структура государственного долга отдельные элементы. Как видно из определения, данного в казахстанском законе, к государственному долгу относятся долги Национального Банка Республики Казахстан, а в рекомендациях ЕС отдельно выделяются системы социального обеспечения, что свидетельствует о том, что понятие структуры государственного долга начинается с его официального определения. Ведь когда мы говорим о долге, мы всегда говорим о конкретном долге конкретного лица, в данном случае государства. В связи с чем, для полноценного понимания термина «государственный долг» его нельзя рассматривать в отрыве от официального определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается.

         В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

         Внутренний  государственный долг - составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед резидентами Республики Казахстан.

         Внешний государственный долг – составная  часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед нерезидентами Республики Казахстан.

         Нормативные правовые акты, отражающие нормы по вопросам государственного заимствования  и долга:

         - Бюджетный кодекс Республики  Казахстан от 4 декабря 2008 года (раздел 12 «Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства»);

          - Правила исполнения бюджета  и его кассового обслуживания, утвержденные постановлением Правительства  Республики Казахстан от 26.02.2009г. № 220 (раздел 12 «Государственные и гарантированные государством займы и займы, привлекаемые под поручительства государства»).

         Различают также капитальный и текущий  государственные долги. Капитальный – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг – это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

         Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечение денежных ресурсов для расширенного производства и удовлетворения общественных потребности. Государственный долг погашается за счет средств государственного бюджета.

         Гарантированный государственный долг – сумма  полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих  государственные гарантии Республики Казахстан. 

     
    1. Причины возникновения и виды государственного долга.
 
---

         Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

           Причиной возникновения и нарастания  государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994 году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4 %, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году – 16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %; с 2000 г. он начал резко сокращаться и составил 0,5%, в 2002 г. – 1,6%, в 2003 г. – 4,3%, в 2004 г. – 1,4%; в 2005 г. профицит - +2,4%, в 2006 г. - +3,8%, в 2007 г. - -8,0%, 2008 г. - -9,8%.

         При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

         Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, в большой степени – правилом: экономической развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Внутренний государственный долг на середине 2008 года составил в Казахстане 1213 млрд. тенге, что составляет около 7,6 % от ВВП, в том числе долг правительства – 820,2 млрд. тенге (6,8 млрд. долл.)3.

         В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление  государственного долга связано  исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

         Обслуживания  долга – совокупные выплаты определенном периоде времени вознаграждения (интереса), комиссионных, штрафов и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.

         Обслуживания  займа – деятельность центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета или банка по учету  использования средств займа  на счетах заемщика и осуществления заемщикам платежей вознаграждения, комиссионных и прочих платежей в соответствии с условиями займа.

         Погашения долга – возврат заемщиком  полученной суммы займа в установленном  договором займа порядке, исполнение других обязательств, вытекающих из договора займа. Погашание и обслуживание долга местных исполнительных органов осуществляются ими за счет средств, предусмотренных местных бюджетах, в порядке, определяемом Правительства Республики Казахстан.

         Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний.

         Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

         - отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

         - отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

         - отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

               Основными кредиторами  внешнего долга, как правило, являются:

         - другие государства;

         - международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

         - Частные фонды – нерезиденты.

         Внешний государственный долг - сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести - а также уже случалось с рядом стран - к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов.

         Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%. Другими показателями такой характеристики являются:

         отношение валового внешнего  долга к ВВП - менее 48% -низкая, 48-80% - умеренная задолженность;

         отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 132%-низкая, 132-220%-умеренная;

         отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 12% - низкая, 12-20% - умеренная.

         Законом Республики Казахстан «О государственном  и гарантированном государством заимствовании и долге» определены следующие понятия.

         Валовой внешний долг - сумма полученных (освоенных) и непогашенных на определенную дату государственных и негосударственных  внешних займов, а также долговых обязательств резидентов Республики Казахстан по контрактам с нерезидентами.

         Внешний государственный долг - составная  часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства, местных исполнительных органов  и Национального банка Республики Казахстан перед кредиторами - нерезидентами Республики Казахстан. 4

         Гарантированный государством долг - сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих  государственные гарантии Республики Казахстан.

Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан