Государственный долг Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды ...…………………….5
1.1. Понятие государственного долга …………………………………..5
1.2. Причины возникновения и виды государственного долга………..8
1.3. Управление государственным долгом ……………………………13
2. Государственный долг Республики Казахстан …………………………16
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан ……….16
2.2. Долг Национального Банка Республики Казахстан ……………...17
2.3. Государственный долг местных исполнительных органов
Республики Казахстан …………………………………………………..21
3. Стратегия управления государственной задолженностью …………….22
3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и
пути преодоления государственного долга Республики Казахстан …22
3.2. Экономические последствия государственного долга …………..25
3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета
Республики Казахстана ………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

Гос бюджет КОНТ Р.doc

— 800.00 Кб (Скачать)
 
    1. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан
 

              В соответствии с Законом «О  бюджетной системе» долг местного  исполнительного органа – это  сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, а также отнесенных решениями местного представительного органа на долг местного исполнительного органа долговых обязательств на определенную дату. Точно также как в случае с Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита долга местного исполнительного органа», это – планируемая в местном бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец отчетного периода).

     Бюджет  Алматы на 2010 год увеличился на 18 млрд. 566 млн. 532 тыс. тенге. Этот вопрос был рассмотрен на XXVII-ой сессии гормаслихата. Данные средства будут израсходованы на увеличение стипендий студентов профессионально-технических колледжей, строительство новых объектов образования (в частности, двух детских садов в мкр-нах “КАМАЗ” и “Калкаман”), строительство противотуберкулезного диспансера и двух поликлиник, социальное обеспечение ветеранов ВОВ и ремонт автомобильных дорог.9 млрд. 200 млн. тенге из данной суммы будут расходоваться на строительство объектов Азиады.

     А в бюджете г.Астана на 2003 год установлен лимит долга местного исполнительного органа на 2003 год в размере 6 331 812 тыс.тенге.

     Вместе  с тем, в Республике Казахстан  постановлением Правительства № 88 от 23.01.2002 года утверждены «Правила погашения  и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг. 
 

3.Стратегия управления государственной задолженностью

    3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и пути преодоления государственного долга Республики Казахстан 

           Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.

     Погашение долга – возврат заемщиком  полученных ссуд займа в установленном  договорами с кредиторами порядке, выполнение в установленным порядке  других составляющих долговых обязательств.

           Погашение и обслуживание правительственного долга Республики Казахстан, покупка эмитированных уполномоченным органом по исполнению бюджета государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляются уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет средств, предусмотренных в Законе РК о республиканском бюджете на соответствующий год через Национальный Банк Республики Казахстан.

           Погашение и обслуживание долга Национального Банка, покупка  эмитированных им государственных  эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан за счет активов, находящихся в его распоряжении.

           Погашение и обслуживание государственного долга местного исполнительного  органа, покупка эмитированных им  государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляется им за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий год, через привлекаемые местным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан банки второго уровня.

       Иные методы управления  государственным  долгом

           К методам управления государственным долгом также относятся:

  • Рефинансирование;
  • Конверсия;
  • Консолидация;
  • Унификация;
  • Обмен облигаций по регрессивному соотношению;
  • Отсрочка погашения займа;
  • Отказ (аннулирование) от государственного долга.

     Рассмотрим  эти методы по подробней:

     Рефинансирование  – это погашение имеющейся  государственной задолженности  за счет выпуска нового займа. При  этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.

     Конверсия – изменение условий ранее  выпущенного займа по доходности как в меньшую, так и в большую  сторону. В первом случае Правительство  поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

     Консолидация  – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с  их продлением или сокращением.

     Унификация  – это объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.

     Обмен облигациями по регрессивному соотношению  – производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству  невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске.

     Отсрочка  погашения займов – применяется  при значительной государственной  задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о  переносе сроков погашения займов и  выплаты доходов по ним на более поздние сроки.

     Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) – происходит, как правило, при  смене политического режима в  стране и непризнании нового правительства  выполнять прежние обязательства  по причинам их неправомерности. Отказ  также может быть следствием банкротства государства.

Пути  преодоления государственного долга Республики Казахстан

     Основными задачами по управлению  государственным долгом являются:

   – сокращение объемов внешних  долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

   – оптимизация структуры внешнего  долга, увеличение доли его  рыночной составляющей;

   – оптимизация графика платежей  по внешнему долгу, устранение  пиков платежей;

   – рефинансирование внешнего  долга за счет внутренних заимствований  без существенного ухудшения  структуры долга по срокам  платежей;

   – повышение эффективности использования  заемных средств.

     Существует необходимость законодательного  реформирования системы управления госдолгом Республики Казахстан и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

   – разработку и принятие закона  о внесении в Бюджетный кодекс  Республики Казахстан по внесению  поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

   – разработку и принятие закона  о государственном долге Республики  Казахстан;

   – создание единой базы данных  по государственному долгу Республики  Казахстан; 

   – разработку и утверждение  единого порядка ведения Государственной долговой книги Республики Казахстан;

   – разработку критериев и механизмов  оценки эффективности заемной  и долговой политики.

     Государственный долг является  составной частью экономической  системы, оказывая прямое и  косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.

     Государственный долг вызван  использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Так каковы же пути преодоления государственного долга?

     Существуют два основных пути  решения:

   – усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства;

   – осуществление системных институциональных  изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

     Первый путь – это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

     Второй путь для Казахстана предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к казахстанской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение государственных законов на всей территории РК, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны областных и местных властей.

     Также возможен и еще один  источник облегчения казахстанской внешней задолженности – реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа – секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

     Надо применять и новые формы,  в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции казахстанских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм.

     Таким образом, можно использовать  множество технологий уменьшения  бремени внешней задолженности,  но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики. 

         3.2. Экономические последствия государственного долга 

      Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

      1. Рефинансирование. На практике правительство  не сокращает расходы и не  повышает налоги, чтобы получить  средства для погашения облигаций,  срок выплат по которым наступил (в условиях депрессивной экономики такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан