Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа
Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Теория государственного долга. Понятие и виды ...…………………….5
1.1. Понятие государственного долга …………………………………..5
1.2. Причины возникновения и виды государственного долга………..8
1.3. Управление государственным долгом ……………………………13
2. Государственный долг Республики Казахстан …………………………16
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан ……….16
2.2. Долг Национального Банка Республики Казахстан ……………...17
2.3. Государственный долг местных исполнительных органов
Республики Казахстан …………………………………………………..21
3. Стратегия управления государственной задолженностью …………….22
3.1.Погашение и Обслуживание государственного долга и
пути преодоления государственного долга Республики Казахстан …22
3.2. Экономические последствия государственного долга …………..25
3.3. Анализ исполнения доходной и расходной части бюджета
Республики Казахстана ………………………………………………..30
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ………………………………………42
Приложение …………………………………………………………………43
В соответствии с Законом «О
бюджетной системе» долг
Бюджет Алматы на 2010 год увеличился на 18 млрд. 566 млн. 532 тыс. тенге. Этот вопрос был рассмотрен на XXVII-ой сессии гормаслихата. Данные средства будут израсходованы на увеличение стипендий студентов профессионально-технических колледжей, строительство новых объектов образования (в частности, двух детских садов в мкр-нах “КАМАЗ” и “Калкаман”), строительство противотуберкулезного диспансера и двух поликлиник, социальное обеспечение ветеранов ВОВ и ремонт автомобильных дорог.9 млрд. 200 млн. тенге из данной суммы будут расходоваться на строительство объектов Азиады.
А в бюджете г.Астана на 2003 год установлен лимит долга местного исполнительного органа на 2003 год в размере 6 331 812 тыс.тенге.
Вместе
с тем, в Республике Казахстан
постановлением Правительства № 88
от 23.01.2002 года утверждены «Правила погашения
и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов и негосударственных займов, имеющих
государственные гарантии». Эти правила
устанавливают порядок планирования,
осуществления погашения и обслуживания
займов Правительства Республики Казахстан,
местных исполнительных органов и негосударственных
займов, имеющих государственные гарантии
из республиканского и местных бюджетов.
Процедуры планирования, осуществления
погашения и обслуживания правительственных
займов, займов местных исполнительных
органов едины для займов, привлеченных
путем заимствования на внутреннем и внешнем
рынках ссудного капитала в форме заключения
соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий
государственных эмиссионных ценных бумаг.
3.Стратегия управления государственной задолженностью
3.1.Погашение
и Обслуживание государственного
долга и пути преодоления
государственного долга
Республики Казахстан
Обслуживание
Погашение долга – возврат заемщиком полученных ссуд займа в установленном договорами с кредиторами порядке, выполнение в установленным порядке других составляющих долговых обязательств.
Погашение и обслуживание правительственного долга Республики Казахстан, покупка эмитированных уполномоченным органом по исполнению бюджета государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляются уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет средств, предусмотренных в Законе РК о республиканском бюджете на соответствующий год через Национальный Банк Республики Казахстан.
Погашение и обслуживание долга Национального Банка, покупка эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан за счет активов, находящихся в его распоряжении.
Погашение и обслуживание государственного долга местного исполнительного органа, покупка эмитированных им государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляется им за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий год, через привлекаемые местным исполнительным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан банки второго уровня.
Иные методы управления государственным долгом
К методам управления государственным долгом также относятся:
Рассмотрим эти методы по подробней:
Рефинансирование – это погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.
Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
Консолидация – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с их продлением или сокращением.
Унификация – это объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.
Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске.
Отсрочка погашения займов – применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.
Отказ
от уплаты государственного долга (аннулирование)
– происходит, как правило, при
смене политического режима в
стране и непризнании нового правительства
выполнять прежние
Пути преодоления государственного долга Республики Казахстан
Основными задачами по
– сокращение объемов внешних
долговых обязательств и,
– оптимизация структуры
– оптимизация графика
– рефинансирование внешнего
долга за счет внутренних
– повышение эффективности
Существует необходимость
– разработку и принятие
– разработку и принятие
– создание единой базы данных
по государственному долгу
– разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Республики Казахстан;
– разработку критериев и
Государственный долг является
составной частью
Государственный долг вызван
использованием
Существуют два основных пути решения:
– усиление административного
контроля за финансовыми
– осуществление системных
Первый путь – это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для Казахстана предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к казахстанской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение государственных законов на всей территории РК, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны областных и местных властей.
Также возможен и еще один источник облегчения казахстанской внешней задолженности – реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа – секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.
Надо применять и новые формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции казахстанских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм.
Таким образом, можно
3.2.
Экономические последствия
государственного долга
Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:
1.
Рефинансирование. На практике правительство
не сокращает расходы и не
повышает налоги, чтобы получить
средства для погашения
Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан