Государственное управление современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Содержание

1 Введение
2 Раздел I. Органы государственной власти РФ.
3 Глава 1. Президент Российской Федерации.
4 Глава 2. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума.
5 Глава 3. Правительство Российской Федерации.
6 Глава 4. Судебная власть.
7 Раздел II. Местное самоуправление в РФ.
8 Глава 1. Принципы местного самоуправления.
9 Глава 2. Формы и принципы местного самоуправления, структура органов местного самоуправления в г. Вологда
10 Раздел III. Жилищное управление Администрации г. Вологды.
11 Заключение

Работа содержит 1 файл

Гос. управление современной России.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

независимой государственной власти впервые  было осуществлено в Конституции  РСФСР 

1978 г. (с  изменениями и дополнениями, внесенными  в 1989-1992 гг.). Глава IX 

этой  Конституции называлась "Правосудие и прокурорский надзор". В новой  Конституции Российской Федерации 1993 г. в полном соответствии с принципом  разделения властей идея обособления  функций правосудия от функций законодательной и исполнительной властей нашла отражение в отдельной главе 7  "Судебная власть"), идущей вслед за главами 4 ("Президент Российской Федерации"), 5 ("Федеральное Собрание") и 6 ("Правительство Российской Федерации").

      Одним из направлений осуществляемой ныне в России судебной реформы должно стать расширение масштабов юрисдикционного контроля со стороны судебной власти с

распространением  его на все обжалуемые акты и действия  исполнительно- распорядительных органов  власти в центре и на местах. В  настоящее время контроль за противозаконными действиями должностных лиц  государственного аппарата управления осуществляется лишь эпизодически, при рассмотрении ими конкретных дел; он недостаточно емок и эффективен, учитывая ресурсную перенапряженность судебной системы, отсутствие соответствующей специализации у многих судей и распространенность правового нигилизма среди  подавляющей части граждан, предпочитающих терпеть факты беззакония и произвола,  нежели испытывать свои силы и терпение в неравном противоборстве с чиновниками,  злоупотребляющими своими прерогативами.

      Другая  важная цель судебной реформы заключается  в повышении качества правосудия,  в том числе путем сокращения числа необоснованных или плохо  аргументированных  решений. Наиболее эффективно эта задача может быть выполнена в рамках апелляционного обжалования. Подача жалобы в апелляционный суд дает возможность  повторного рассмотрения дел, решенных по существу в низших судах, но уже на  более высоком профессиональном уровне (в составе коллегии из трех судей), что

одновременно  повышает уровень правовой защиты законных прав и интересов сторон и 

авторитет самого решения.

      В нынешних условиях целесообразно восстановить трехинстанционную судебную

систему, учрежденную еще в ходе судебной реформы 1864 г. в виде: судов первой  инстанции (мировых судей и окружных судов), апелляционных судов второй  инстанции, при сохранении существующей - третьей (кассационной) инстанции в лице  Верховного Суда Российской Федерации. При этом должен быть учтен положительный  опыт апелляционного судопроизводства в системе арбитражных судов России.

      Перечисленные в п. 2  ст. 118 четыре формы осуществления  судебной власти - конституционное, гражданское, административное и уголовное  судопроизводство - являются равными по своему юридическому статусу и значению формами осуществления судебной власти и, несмотря на специфику каждой из них,  базируются на единых принципах. Этот вид власти отличается от законодательной и  исполнительной властей в трех аспектах. Во-первых, любая из ветвей судебной власти по своей природе консервативна и  инертна; если законодательная и исполнительная власти могут действовать по  собственной инициативе, то судебная власть проявляет свою "инициативу"

опосредованно, а именно: она действует только "в ответ" на поступившие на ее  рассмотрение заявления, жалобы, ходатайства, материалы уголовных дел.

Право на возбуждение судебного процесса принадлежит обладателю нарушенных прав

или государству  в лице прокурора. Это условие  обязательно для того, чтобы дать  ход любому делу, от гражданского до конституционного. Во-вторых, судебная деятельность подчинена более жестким правилам, чем законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Судьи обязаны действовать в строгом соответствии с процедурой, установленной в соответствующих процессуальных кодексах и регламентах. Нарушение процедурных правил не только означает нарушение нормального хода судебного разбирательства, но и в ряде случаев может повлечь нарушение законных прав и интересов участников процесса. Судебное решение может быть по этой причине (в ряду других) обжаловано в вышестоящие судебные инстанции, которые при наличии веских и убедительных доказательств вправе их изменить или отменить.

В-третьих, окончательное, вступившее в законную силу судебное решение имеет  авторитет постановления, обязательного для исполнения всеми гражданами,  учреждениями и должностными лицами любого уровня, которых оно так или иначе  затрагивает. Решения же законодательной или исполнительной власти, как правило,

периодически  пересматриваются и обновляются.

      С 1992 г. в России получило четкую законодательную  базу арбитражное  судопроизводство в качестве особой формы судебной деятельности. В соответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный  Суд Российской  Федерации в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах  осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов. Эти  процессуальные формы, как и сама процедура разбирательства арбитражными судами  экономических споров и иных дел, определены Арбитражным процессуальным кодексом  Российской Федерации.

      По  Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных  судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589) в системе  арбитражного судопроизводства функционируют федеральные арбитражные суды округов, обладающие правом рассмотрения жалоб на решения нижестоящих арбитражных судов. Исходя из принципа двухступенчатой юрисдикции, на региональном уровне в  1995 г. создано десять апелляционных региональных судов с правом пересмотра  решений нижестоящих арбитражных судов, включая правовую и фактическую оценки  существа спора. Таким образом, наряду с кассацией, существующей в уголовном и  гражданском  судопроизводстве, в России в сфере арбитражного судопроизводства

действует институт апелляции. Что же касается конституционного судопроизводства,

то решения  Конституционного Суда Российской Федерации  имеют окончательную силу и 

обжалованию и пересмотру не подлежат (см.  ст. 125). 

      В России действуют Конституционный  Суд, Верховный Суд и Высший  Арбитражный  Суд Российской Федерации. Действуют также другие федеральные суды (см.  ст. 83, 125-127). Судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (см.,  например, Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР") правосудие по  гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных  правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской

Федерации, верховные суды республик в составе  Российской Федерации, краевые,

областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и 

Санкт-Петербургский  городские суды, районные (городские) народные суды. Военные

суды, входящие в федеральную судебную систему, рассматривают дела о  преступлениях  военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону (служащих  вневедомственной охраны, пожарных и др.). В своей  деятельности военные суды руководствуются  тем же законодательством, что и другие суды, действующие на  территории Российской Федерации. Военные суды учреждаются в гарнизонах, армиях,  флотилиях, воинских соединениях, военных округах, группах войск, флотах, видах Вооруженных Сил.

Споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности и вытекающие из

гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений в сфере 

управления, рассматривают Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации,  региональные апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды краев, областей,

автономной  области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский 

городские арбитражные суды.

      Проектом  Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской 

Федерации" предусмотрено создание и других судов федерального уровня. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции свое законодательство имеют: республика,  край, область, город федерального значения, автономная область, автономный  округ. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые в своей деятельности руководствуются не только федеральными законами, но и местными (региональными) нормативными актами.

      В настоящее время в рамках концепции  судебной реформы, указ о разработке которой  был подписан Президентом 6 июля 1995 г., осуществляются следующие меры:

       1)  подготовлен проект Федерального  конституционного закона "О судебной  власти",  который должен определить  природу и назначение судебной  власти в правовом 

государстве; структуру органов, входящих в судебную систему; формы  взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной властей,  органами предварительного расследования, прокуратурой и Министерством юстиции; 

      2) предусматривается расширение доступа  граждан к правосудию, что будет 

достигаться двумя путями: во-первых, созданием системы мировых судей и окружных

судов на местном уровне, а во-вторых, упрощением судебных процедур по  малозначительным делам и по спорам, в отношении  которых стороны достигнут  полюбовного  соглашения на основе согласительной процедуры. Такая практика хорошо

себя  зарекомендовала в зарубежных странах. В качестве одного из вариантов предполагаются два звена местных судов: мировые  судьи, действующие единолично, и  окружные суды, действующие в качестве судов  первой инстанции в судебных участках и судебных округах. Мировые судьи могут  единолично рассматривать уголовные дела о преступлениях, по которым возможны минимальные сроки лишения свободы либо наказания, не связанные с лишением свободы, значительную часть гражданских дел, административные дела. Мировые суды  будут действовать в судебных участках.

Окружные  суды будут действовать в судебных округах, как правило, не совпадающих 

с административно-территориальным  делением. В качестве суда первой инстанции  они 

могут рассматривать более сложные уголовные и гражданские дела. Кроме того, им

отводится роль суда второй инстанции, осуществляющего  апелляционное 

судопроизводство. Законопроектом "О судебной системе  Российской Федерации" предусмотрено  не только  расширение системы судебных органов за счет создания судов специальной  юрисдикции (например, судов по делам несовершеннолетних), но и ряд мер по  укреплению авторитета судебной власти.

Конституцией  запрещено образование чрезвычайных судов (ч. 3 ст.118

статьи). Практика создания таких судов, имевшая место ранее (например,  "тройки"), несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за  пределами судебной системы, проводили репрессивную, карательную политику  государства, игнорируя гарантии защиты прав личности, предусмотренные законом.

      Именно  поэтому они неприемлемы в  условиях правового государства. Запрет на создание чрезвычайных судов служит дополнительной гарантией того, что  никто не может быть лишен права  на рассмотрение его дела в суде и судьей, к  ведению которых  оно отнесено законом (см. ч. 1 ст. 47).  

      Раздел  II. Местное самоуправление. 

      Глава 1. Принципы местного самоуправления. 

      Часть 1 ст. 130 развивает положения о  местном самоуправлении  как форме  осуществления власти народом (ч. 2 ст. 3 Конституции) и основе  конституционного строя Российской Федерации (ст. 12). В данном случае  определяется его социальное назначение обеспечивать самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью.

      В этой сущностной функциональной характеристике местного самоуправления  обращается внимание на ряд важных моментов. Первое: назван субъект местного  самоуправления - население. Ему как сообществу граждан, проживающих на  соответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право на  осуществление местного самоуправления непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка,  происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным объединениям (см. ч. 2 ст. 3  Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506). Указанное право конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией:

Информация о работе Государственное управление современной России