Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:31, реферат
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
1 Введение
2 Раздел I. Органы государственной власти РФ.
3 Глава 1. Президент Российской Федерации.
4 Глава 2. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума.
5 Глава 3. Правительство Российской Федерации.
6 Глава 4. Судебная власть.
7 Раздел II. Местное самоуправление в РФ.
8 Глава 1. Принципы местного самоуправления.
9 Глава 2. Формы и принципы местного самоуправления, структура органов местного самоуправления в г. Вологда
10 Раздел III. Жилищное управление Администрации г. Вологды.
11 Заключение
Обеспечивая единство исполнительной власти в государстве, Президент своими указами предписывает соответствующим органам и должностным лицам необходимость следовать Конституции Российской Федерации. Так, Указом от 3 октября 1994 г. "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 24, ст. 2598) предусмотрено, что главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обладают полномочиями, установленными федеральной Конституцией, и несут ответственность за реализацию этих полномочий. Положение о
главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденное приведенным Указом Президента, обязывает глав администрации руководствоваться Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Указом "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (от 13.05.2000г.) и Положением о полномочном представителе Президента, утвержденным этим Указом, представитель Президента обязан осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Из статуса Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции Российской Федерации посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации - СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4868).Президент Российской Федерации вправе направлять в Конституционный Суд Российской Федерации запросы о конституционности федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции (ст. 125). Президент на практике использует эти полномочия, предоставленные ему Конституцией и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). В этой сфере Конституция отводит Президенту особую роль. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства (СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1712; N 17, ст. 1954; СЗ РФ, 1995, N 6, ст. 474; N 9, ст. 735; N 51, ст. 5054).
Положения об обязанности Президента защищать Конституцию Российской Федерации, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу содержатся в тексте присяги Президента, которую он приносит при вступлении в
должность (ч. 1 ст. 82 Конституции). Необходимо особо отметить указы, направленные на укрепление основ правового государства, осуществление и защиту прав и свобод граждан в политической сфере. К их числу относятся, например, указы о федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (СЗ РФ, 1995, N 10, ст. 862), о создании Судебной палаты по информационным спорам (САПП, 1994, N 2, ст. 75; N 6, ст. 434), об установлении дополнительных гарантий на получение правовой информации (САПП, 1994, N 2, ст. 74) и др. Президентом утвержден ряд программ долгосрочного характера, в том числе
президентских, рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан,
благоприятных и безопасных условий жизни. К их числу относятся президентская
программа "Дети России" (СЗ РФ, 1994, N 18, ст. 2065), федеральная программа "Молодежь России" (СЗ РФ, 1994, N 22, ст. 2459), федеральная программа по борьбе с преступностью (СЗ РФ, 1994, N 5, ст. 403; 1995, N 23, ст. 2206) и др. В целях мобилизации средств для реализации федеральных программ создан Фонд президентских программ (СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3248; 1995, N 25, ст. 2377).Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент в своей деятельности опирается на Правительство Российской Федерации, которое в силу Конституции также обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан. При Президенте Российской Федерации действует Комиссия по правам человека, которая была образована Указом Президента от 26 сентября 1993 г. N 1458 в целях усиления гарантий гражданских и политических прав граждан Российской Федерации (САПП, 1993, N 40, ст. 3738). Положение о Комиссии было утверждено Указом Президента от 1 ноября 1993 года N 1798 (САПП, 1993, N 45, ст. 4325), а действующий состав - Указом от 20 мая 1996 г. N 740 (СЗ РФ, 1996, N 21, ст.
2474).Часть 2 ст. 80 Конституции предусматривает, что Президент принимает меры по
охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и
целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
Конституция определяет, что Президент действует в установленном Конституцией
порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ст. 90 (ч. 3), согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Кроме того, реализация Президентом своей компетенции в "установленном Конституцией Российской Федерации порядке" предполагает также возложение им на Правительство Российской Федерации задач во исполнение указов Президента. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента Российской Федерации могут быть использованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в ст. 15 (см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности ряда актов, связанного с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике) (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3424).
Охрана суверенитета Российской Федерации связана с деятельностью всех ветвей
государственной власти. Однако Президент наделяется Конституцией в этой сфере
особыми полномочиями. В частности, он единолично принимает оперативные решения,
вызванные
экстраординарными
местностях, принимает решение об отставке Правительства.
Обширны полномочия и деятельность Президента по обеспечению согласованного
функционирования и взаимодействия органов государственной власти. При Президенте образована Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности, имеющая целью достижение взаимоприемлемой согласованности в законотворчестве между палатами Федерального Собрания, Президентом, Правительством Российской Федерации и другими субъектами законодательной инициативы (СЗ РФ, 1994, N 32, ст. 3350, 1996, N 22, ст. 2684). Для обеспечения согласованной работы органов государственной власти в связи с проведением судебной реформы при Президенте Российской Федерации создан Совет по судебной реформе с участием Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Совета судей и Союза адвокатов (СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3253; СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2033). В качестве консультативного органа при Президенте Российской Федерации действует политический консультативный Совет, призванный способствовать улучшению взаимодействия федеральных органов государственной власти при создании правовой базы реформ и привлечению к этому процессу общественности (см. Указ от 25 июня 1996 г. N 989).
На усиление взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и
органов
государственной власти ее субъектов
при проведении конституционно-правовой
реформы в субъектах Российской
Федерации, недопущение нарушений
Конституции и Федеральных
Издан
ряд указов, направленных на создание
организационных условий и
материальной базы функционирования всех ветвей государственной власти (см.,
например, СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 657; N 14, ст. 1245; N 23, ст. 2205; N 35, ст. 3510; N 38, ст. 3670; 1996, N 13, ст. 1306).
Президент может использовать определенные Конституцией Российской Федерации
рычаги воздействия на Государственную Думу и Правительство. Он вправе при выражении Государственной Думой недоверия Правительству или при отказе Правительству в доверии в установленном порядке объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции).
На основе Конституции Российской Федерации Президент обеспечивает единство
исполнительной власти в Российской Федерации и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории федеративного государства. С задачами поддержания и укрепления единства исполнительной власти связан ряд указов Президента, в том числе "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, N 24, ст. 2598), о выборах губернаторов и глав администраций (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 154), о единой системе федеральных органов исполнительной власти в области связи в Российской Федерации (СЗ РФ, 1995, N 50, ст. 4902) и др. Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации Президент вправе
использовать
согласительные процедуры. При этом
федеральный Президент и
осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории
Российской Федерации.
В целях достижения согласованного функционирования и взаимодействия органов
государственной власти, разрешения споров о компетенции Президент имеет возможность использовать, помимо процедур согласования, иные средства, указанные в Конституции, в том числе обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 г. определение внутренней и внешней
политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов
РСФСР (п. 2 ч. 3 ст. 104). Действующая Конституция относит это полномочие к ведению Президента Российской Федерации, наделяя его при этом правом определять основные направления внутренней и внешней политики государства. Это связано с четко проводимым Конституцией принципом разделения властей, в соответствии с которым Федеральное Собрание также участвует в осуществлении политики государства путем принятия федеральных законов, постановлений палат, заявлений, деклараций.
Конституция Российской Федерации предоставляет Президенту право обращаться к
Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики.
В связи с особым положением Главы государства, избранного народом, следует
признать обязательный характер его взглядов на политику, общие концепции в законотворчестве, в связи с чем Федеральное Собрание не может быть свободным от провозглашаемых при этом целей и приоритетов в политике. Однако это не означает,
что определение основных направлений политики является директивой по отношению к
Федеральному Собранию, поскольку в системе разделения властей Парламент как орган законодательной власти, реализующий политику в законах, самостоятелен.
Определение основных направлений политики государства Президентом Российской Федерации осуществляется не только в форме посланий Федеральному Собранию, но и
Информация о работе Государственное управление современной России