Фондовая биржа и ее роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение фондовой биржи и ее роли в условиях рыночной экономике.
Задачи работы:
1) изучение экономических основ функционирования фондовой биржи;
2) рассмотрение эволюции деятельности фондовой биржи, ее места и роли на рынке ценных бумаг;
3) рассмотрение структуры и функций фондовой биржи;
4) рассмотрение механизма функционирования ФБ ММВБ;
5) анализ включения ценных бумаг в котировальные листы;
6) рассмотрение перспектив развития и роли фондовой биржи в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1 Экономические основы функционирования фондовой биржи как участника рынка ценных бумаг
6
1.1 Эволюция деятельности фондовой биржи, ее место и роль на рынке ценных бумаг
6
1.2 Фондовая биржа как организатор торговли ценными бумагами,
ее структура и функции

21
2 Анализ деятельности фондовой биржи на российском фондовом рынке (на примере ФБ ММВБ)
36
2.1 Механизм функционирования ФБ ММВБ 36
2.2 Анализ включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы
50
3 Перспективы функционирования фондовой биржи и повышение ее
роли в рыночной экономике.

66
Заключение 91
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

диплом 1 вариант.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности  российского финансового рынка, обеспечения участия в размещении глобальных инвесторов следует предусмотреть условия размещения ценных бумаг, аналогичные тем, которые действуют на развитых иностранных финансовых рынках. В частности, требуется установление возможности размещения ценных бумаг на условиях неполной оплаты, если обязательство по их полной оплате принимает на себя профессиональный участник рынка ценных бумаг, а также возможности обращения размещенных ценных бумаг до государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах их выпуска.

      Необходимо  решить существующие проблемы правовой регламентации процедуры государственной  регистрации выпусков ценных бумаг  в ходе реорганизации юридических  лиц. В настоящее время государственная  регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии. В этой связи целесообразно ввести процедуру, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска акций акционерного общества, размещаемых при реорганизации, представляются в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. Также законодательство Российской Федерации не содержит реального механизма передачи обязательств по выпущенным облигациям или иным эмиссионным ценным бумагам, позволяющего обеспечить права владельцев ценных бумаг и экономические интересы реорганизуемых эмитентов. В этой связи на законодательном уровне следует предусмотреть специальный порядок передачи обязательств по облигациям или иным эмиссионным ценным бумагам реорганизуемой организации к ее правопреемнику.

      Предстоит создать условия для снижения издержек выхода на организованный финансовый рынок новых быстро растущих эмитентов, в том числе венчурных, инновационных, наукоемких и инвестиционных компаний. Как правило, инвестирование средств  в такие компании представляет особый риск для населения и других групп консервативных инвесторов. Вместе с тем ценные бумаги таких эмитентов могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов. В этой связи следует освободить указанных эмитентов от регистрации проспекта ценных бумаг, если их ценные бумаги предлагаются квалифицированным инвесторам.

      Представляется  актуальным создание организованного  финансового рынка для квалифицированных  инвесторов. Для этого потребуется  снять существующие ограничения для допуска ценных бумаг, предлагаемых квалифицированным инвесторам, к обращению на торгах фондовой биржи только среди квалифицированных инвесторов.

      Предложенные  меры позволят эмитентам высокорискованных  ценных бумаг, с одной стороны, получить необходимые инвестиции, а с другой,  опыт и рыночную оценку своих ценных бумаг для их последующего публичного обращения среди неограниченного круга лиц.

      Необходимо  обеспечить унификацию требований к  эмиссиям ценных бумаг различных  финансовых организаций, а также распространить имеющиеся в отношении кредитных организаций ограничения по составу имущества, вносимого в оплату уставного капитала при его формировании, на такие финансовые организации, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды.

      Кроме того, в перспективе следует определить единый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию выпусков ценных бумаг.

      Система раскрытия информации включает правила и процедуры, устанавливаемые государством и вырабатываемые на добровольной основе участниками финансового рынка, а также соответствующими институтами и организациями.

      Для повышения эффективности системы  раскрытия информации на рынке ценных бумаг необходимо:

      - создать систему публичного раскрытия информации организациями, оказывающими розничные услуги на финансовых рынках;

      - продолжить работу по использованию современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками финансового рынка, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим раскрываемую информацию;

      - обеспечить правовую основу деятельности рейтинговых агентств, а также предусмотреть более широкие возможности использования рейтингов при осуществлении регулирования деятельности финансовых посредников и управляющих компаний;

      - установить требования к раскрытию информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами)  российских компаний, тем более что опыт осуществленных российскими эмитентами первоначальных публичных предложений показывает готовность многих эмитентов раскрывать информацию об указанных лицах в целях обеспечения спроса на эмитируемые финансовые инструменты и снижения стоимости привлечения капитала;

      - обеспечить выполнение требований к раскрытию информации о реальных собственниках (конечных бенефициарах), предусмотренных для кредитных организаций, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями и специализированными депозитариями, деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг широкому кругу лиц;

      - дополнить процедуры раскрытия информации об облигациях с ипотечным покрытием требованием к раскрытию информации об активах, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств по соответствующим облигациям, распространив в последующем аналогичные требования на иные виды облигаций, эмитируемые в процессе секьюритизации;

      - установить требования к раскрытию информации об иностранных ценных бумагах, учитывающие специфику таких ценных бумаг.

            Для развития и совершенствования  корпоративного управления необходимо:

      - разработать эффективные механизмы привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, установить критерии их недобросовестного и неразумного поведения;

      - решить вопрос об ответственности представителей государства в совете директоров (наблюдательном совете) хозяйственных обществ, а  
также предусмотреть страхование ответственности членов органов управления хозяйственных обществ;

      - уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества;

      - установить требования к корпоративному управлению профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов путем формулирования соответствующих рекомендаций и их закрепления в нормативных правовых актах;

      - усовершенствовать порядок приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ путем установления предварительного государственного контроля за публичным предложением ценных бумаг открытых акционерных обществ, устранения несоответствия между  акционерным, антимонопольным и банковским законодательством Российской Федерации и уточнения случаев, в которых возникает обязанность направить публичное предложение о приобретении ценных бумаг;

     За  последние годы многое сделано для улучшения качества корпоративного управления. Вместе с тем целый ряд проблем, связанных с корпоративным управлением, требует своего решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Поступательное  развитие рынка ценных бумаг в России сопряжено с возрастающим вниманием его участников к важнейшей составляющей рынка – рынку размещения ценных бумаг. Интерес российского делового сообщества к проблеме привлечения инвестиций, поиска новых и эффективных форм финансирования чрезвычайно высок и вполне оправдан: отечественная экономика переживает всплеск деловой активности. В этих условиях выпуск ценных бумаг, их открытое размещение на биржевых площадках и дальнейшее свободное обращение становятся для многих компаний приоритетами дальнейшего развития.

      Работу  рынка ценных бумаг обеспечивают его профессиональные участники. Профессиональные участники рынка ценных бумаг  оказывают услуги другим участникам данного рынка на компетентной и на коммерческой основе. К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, клиринговые организации, а также организаторов торговли.

      Организатором торговли на рынке ценных бумаг может  быть любое лицо, создающее условия  участникам рынка для заключения гражданско-правовых сделок с ценными  бумагами, если речь идет о внебиржевом  рынке ценных бумаг. Чаще всего функции  организатора торговли на рынке ценных бумаг выполняет фондовая биржа. В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг фондовая биржа может создаваться только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

      Фондовая  биржа устанавливает порядок  допуска к торгам на бирже тех или иных участников рынка ценных бумаг, также устанавливает порядок допуска ценных бумаг к торгам с прохождением процедуры листинга (делистинга) и без прохождения процедуры листинга. Фондовая биржа может утверждать спецификации сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ценные бумаги. Фондовая биржа должна обеспечивать гласность и публичность проводимых ею торгов: указывать место и время их проведения, сообщать котировку ценных бумаг, результаты торгов и т.п.

      Размещение ценных бумаг в РФ в настоящее время регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и рядом подзаконных актов Федеральной службы по финансовым рынкам. Используемые ФСФР России стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг определяют требования к процедуре размещения ценных бумаг, к порядку оформления обязательных документов, к раскрытию информации об эмиссии ценных бумаг эмитента.

     Если  эмитент размещает свои ценные бумаги через организатора торговли, то он должен выполнить ряд обязательных процедур, которые определены «Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Одной из таких процедур является процедура листинга. В мировой практике на рынке ценных бумаг процедура листинга всегда была индикатором качества ценных бумаг, показателем результативности деятельности эмитента.

     По  мере развития биржевого рынка ценных бумаг усложнялись правила торговли и структурировались правила включения ценных бумаг в перечень допущенных ценных бумаг к торговле. Простое внесение ценных бумаг в список торгуемых ценных бумаг на бирже заменилось некоей процедурой, которая определяла соответствие эмитента и его ценных бумаг стандартным требованиям, предъявляемым биржей к эмитенту и его ценным бумагам.

     При прохождении процедуры листинга на ММВБ, ценные бумаги включаются в котировальные списки А1, А2, Б, В, И. Без прохождения процедуры листинга ценные бумаги включаются в перечень внесписочных ценных бумаг. В настоящее время на ММВБ торгуются 1357 бумаг 692 эмитентов, из них 505 бумаг 154 эмитентов прошедших процедуру листинга и 852 бумаги 538 эмитентов, входящих в Перечень внесписочных ценных бумаг (без прохождения процедуры листинга).

  На сегодняшний день, с учетом сложившейся нормативной базы, регулирующей допуск ценных бумаг к торговле на фондовой бирже, существует множество проблем, с которыми сталкиваются все участники инфраструктуры рынка ценных бумаг при проведении листинговых процедур. Среди них: отсутствие терминологической базы, отсутствие научно обоснованных методических положений, отсутствие оценки изменения листинговых параметров в условиях изменения состояния рынка ценных бумаг, неопределенность области применимости листинговых процедур.

     ФСФР  России разработала стратегию развития фондового рынка, которая было утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года. До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка: повышение емкости и прозрачности финансового рынка, обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры, формирование благоприятного налогового климата для его участников, совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фондовая биржа и ее роль в условиях рыночной экономики