Фондовая биржа и ее роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение фондовой биржи и ее роли в условиях рыночной экономике.
Задачи работы:
1) изучение экономических основ функционирования фондовой биржи;
2) рассмотрение эволюции деятельности фондовой биржи, ее места и роли на рынке ценных бумаг;
3) рассмотрение структуры и функций фондовой биржи;
4) рассмотрение механизма функционирования ФБ ММВБ;
5) анализ включения ценных бумаг в котировальные листы;
6) рассмотрение перспектив развития и роли фондовой биржи в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1 Экономические основы функционирования фондовой биржи как участника рынка ценных бумаг
6
1.1 Эволюция деятельности фондовой биржи, ее место и роль на рынке ценных бумаг
6
1.2 Фондовая биржа как организатор торговли ценными бумагами,
ее структура и функции

21
2 Анализ деятельности фондовой биржи на российском фондовом рынке (на примере ФБ ММВБ)
36
2.1 Механизм функционирования ФБ ММВБ 36
2.2 Анализ включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы
50
3 Перспективы функционирования фондовой биржи и повышение ее
роли в рыночной экономике.

66
Заключение 91
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

диплом 1 вариант.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  расширить инфраструктуру фондового  рынка: возродить фондовые биржи  и создать внебиржевые организационные  системы.

     Успех деятельности на фондовой бирже во многом зависит от оперативного получения финансовой информации. Особенности национального фондового рынка в решающей мере зависят от его мощности, как своеобразного генератора информации.

     В будущем необходимо повысить уровень организации фондовых бирж, создать прекрасно действующую систему защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать государственное регулирование фондовой биржи, расширить связи с фондовыми биржами развитых стран.

     Только  при решении этих проблем российский фондовый рынок может стать тем, чем он является во всем цивилизованном мире, – инструментом для перевода капитала из финансовой сферы в промышленную.

     В настоящее время рынок ценных бумаг, как и вся российская экономика, поражен глубоким кризисом. Он был вызван целым комплексом, как объективных, так и субъективных факторов. В России продолжают функционировать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в настоящее время является неопределенным. В отличие от рынка ценных бумаг, который в том или ином виде будет в России сохранен, судьба организаторов торгов может оказаться более драматичной. Если существующие институты не смогут выжить до периода оживления рынка, или им не будет оказана поддержка, то в будущем российский рынок ценных бумаг может перейти под контроль иностранных бирж и организаторов торгов. Тем более, что уже сегодня ими предпринимаются активные шаги в этом направлении. Так, в Вене создана биржа, которая будет специализироваться на организации рынков акций восточно-европейских эмитентов, включая Россию; уже сейчас депозитарные расписки на акции российских эмитентов торгуются в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине.

     Федеральной службой по финансовым рынкам разработана  стратегия развития финансового  рынка до 2020 года. Целью данной Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

      До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

      - повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

      - обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

      - формирование благоприятного налогового климата для его участников;

      - совершенствование правового регулирования на финансовом рынке [50].

      В рамках решения задачи по повышению  емкости и прозрачности российского  финансового рынка потребуется:

      - внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных  инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

      - расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

      - создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;

      - повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

      В рамках решения задачи по обеспечению  эффективности инфраструктуры финансового  рынка предусматривается:

      - унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;

      - создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности  консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

      - создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

      - повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

      Задача  по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

      - совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;

      - совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

      - совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

      В целях реализации задачи по совершенствованию  правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

      - повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

      - снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

      - обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;

      - развитие и совершенствование корпоративного управления;

      - принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке [50].

      Помимо  решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

      Решение задач данной Стратегии позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр.

      В результате финансовый рынок будет  способен к 2020 году достичь целевых показателей развития [50].

      Внедрение механизмов, обеспечивающих широкое  участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций

      Участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения  уровня жизни в стране, но и показателем  определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на усиление защиты прав и законных интересов розничных инвесторов и создание условий для снижения рисков индивидуальных инвестиций.

      Важным  средством стимулирования участия  населения на финансовом рынке является определение четких правовых рамок  для создания компенсационных механизмов для граждан, инвестирующих свои средства на финансовом рынке. Одним из источников выплат гражданам предусматривается компенсационный фонд, который будет формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам, и в случае недостаточности средств такого фонда необходимо рассмотреть возможность использования государственных средств на соответствующие цели. Предполагается на законодательном уровне определить круг лиц, которые будут вправе получать выплаты из компенсационного фонда, основания таких выплат и контроль за инвестированием средств этого фонда. Выплата компенсаций будет осуществляться в ограниченных случаях, связанных главным образом с потерей финансовой компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также в случае совершения уголовных правонарушений сотрудниками финансовой компании. В случае выплаты компенсации права требований, удовлетворение по которым получил гражданин, будут переходить к лицу, который осуществляет управление фондом. Полномочия такой организации при процедуре банкротства должны также предусматриваться законом.

      В дополнение к обязательной компенсационной  системе необходимо создать условия  для развития добровольных компенсационных  систем, в том числе путем создания страховых фондов саморегулируемых организаций участников финансового рынка.

      Требует пересмотра существующая система регулирования  рекламы на финансовом рынке. Необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных  финансовых услуг.

      В связи с участившимися в последнее время случаями создания финансовых пирамид и иных форм злоупотреблений на финансовом рынке предусматривается рассмотрение вопроса о наделении федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков дополнительными полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке. Целесообразно в  средствах массовой информации публиковать сведения о  недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

      Необходимо  разработать эффективное нормативное  регулирование порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам, в частности определить рамки предоставления розничным инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении сделок без их покрытия активами клиента (маржинальных и срочных сделок), а также детально регламентировать правила обработки и исполнения клиентских поручений и отчетности.

      Кроме этого, с целью защиты прав и законных интересов розничных инвесторов требуют урегулирования вопросы, связанные  с установлением гражданско-правовой и административной ответственности лиц, оказывающих розничные услуги на финансовых рынках.

      С учетом накопленной правоохранительными  органами правоприменительной практики необходимо создать совместно с  саморегулируемыми организациями  эффективные правовые и организационные барьеры, препятствующие безлицензионной деятельности по привлечению денежных средств населения.

      Предстоит определить условия и правовые рамки  для формирования института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе. Наличие широкой сети независимых инвестиционных консультантов может существенно снизить издержки на поддержание сети филиалов или сети агентов финансовых институтов и, как следствие, издержки конечных инвесторов - граждан, связанных с операциями на фондовом рынке.

      Следует на нормативно-правовом уровне решить вопрос об обязательном участии в саморегулируемых организациях участников финансового рынка, оказывающих услуги розничным инвесторам.

      Рынок производных финансовых инструментов позволяет снижать риски при  совершении сделок с базисными активами, а также создает дополнительную возможность справедливого ценообразования на базисные активы. Важнейшим недостатком действующей системы регулирования производных финансовых инструментов и срочного рынка остается несовершенство налогового законодательства Российской Федерации. Пути решения налоговых проблем на срочном рынке должны быть определены в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [50].

      С целью совершенствования правового  регулирования срочного рынка предстоит  завершить работу над проектом федерального закона, направленного на введение механизма ликвидационного неттинга.

      Для повышения эффективности правового  регулирования обращения на финансовом рынке производных финансовых инструментов необходимо:

      обеспечить  учет прав на финансовые инструменты, не являющиеся ценными бумагами, и обращение этих инструментов по правилам учета и обращения ценных бумаг;

      распределить  риски, связанные с деятельностью  посредников на рынке финансовых инструментов;

      обеспечить  защиту прав владельцев финансовых инструментов.

      Учитывая, что рынок производных финансовых инструментов является динамично развивающимся  и виды этих инструментов постоянно  обновляются, следует признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных финансовых инструментов и их определений. В то же время необходимо закрепить за федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков право утверждать примерный перечень производных финансовых инструментов и требования к базисным активам производных финансовых инструментов, устанавливать требования к публичному предложению производных финансовых инструментов, а также наделить биржи и саморегулируемые организации правом квалифицировать производные финансовые инструменты. Кроме этого, следует предусмотреть процедуру классификации таких инструментов с точки зрения возможности их обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о финансовых инструментах.

Информация о работе Фондовая биржа и ее роль в условиях рыночной экономики