Фондовая биржа и ее роль в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:59, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение фондовой биржи и ее роли в условиях рыночной экономике.
Задачи работы:
1) изучение экономических основ функционирования фондовой биржи;
2) рассмотрение эволюции деятельности фондовой биржи, ее места и роли на рынке ценных бумаг;
3) рассмотрение структуры и функций фондовой биржи;
4) рассмотрение механизма функционирования ФБ ММВБ;
5) анализ включения ценных бумаг в котировальные листы;
6) рассмотрение перспектив развития и роли фондовой биржи в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1 Экономические основы функционирования фондовой биржи как участника рынка ценных бумаг
6
1.1 Эволюция деятельности фондовой биржи, ее место и роль на рынке ценных бумаг
6
1.2 Фондовая биржа как организатор торговли ценными бумагами,
ее структура и функции

21
2 Анализ деятельности фондовой биржи на российском фондовом рынке (на примере ФБ ММВБ)
36
2.1 Механизм функционирования ФБ ММВБ 36
2.2 Анализ включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы
50
3 Перспективы функционирования фондовой биржи и повышение ее
роли в рыночной экономике.

66
Заключение 91
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

диплом 1 вариант.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

      - легитимация создания и использования клиринговой организацией гарантийных фондов и иного обеспечения исполнения обязательств, определенных по результатам клиринга;

      - разработка и внедрение действенных механизмов минимизации рисков в процессе деятельности клиринговой организации (установление требований, соблюдение которых обязательно при осуществлении клиринговой деятельности, лицензирование клиринговой деятельности федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков вне зависимости от того, осуществляется ли клиринг по сделкам, заключенным на финансовом или товарном рынках);

      - создание правовых механизмов предоставления ценных бумаг и денег для завершения расчетов (заем, сделки РЕПО), в том числе предоставление возможности депозитариям совершать указанные операции с ценными бумагами, учет прав на которые осуществляет депозитарий [50].

      Основной  задачей развития учетных институтов является снижение рисков, связанных  с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам).

      Необходимо  принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных институтов. В частности, наряду с увеличением требований к их собственным средствам следует расширить практику страхования рисков профессиональной ответственности, ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности, включая применение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями ценных бумаг, при сокращении до необходимого минимума количественных требований.

      Требуется предпринять шаги, связанные с повышением прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев, исключением их участия в корпоративных конфликтах, особенно в пользу своих акционеров, а также обеспечением стимулирования их перехода на электронный документооборот между собой, с клиентами и федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков путем корректировки лицензионных требований и условий.

      Дальнейшее  развитие финансового рынка невозможно без завершения создания на организованном финансовом рынке централизованной системы хранения и (или) учета прав на ценные бумаги, центром которой являются расчетные депозитарии, выполняющие функции, аналогичные функциям центральных депозитариев.

      Прежде  всего, необходимо усовершенствовать взаимодействие между расчетными депозитариями. Указанные депозитарии обязаны иметь корреспондентские отношения друг с другом. Это даст возможность инвесторам, осуществляющим торговлю на различных торговых площадках, оперативно переводить ценные бумаги из одного депозитария в другой, не прибегая к услугам регистраторов, что позволит сконцентрировать расчеты по торговым операциям в рамках расчетных депозитариев и снизить издержки инвесторов. Расчетные депозитарии должны стать надежными проводниками информации о корпоративных действиях, а также обеспечивать реализацию инвесторами их прав.

      Надлежит  урегулировать вопросы ответственности  регистраторов и депозитариев при  несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца, ответственности  за нарушение прав лиц, зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также порядок взаимодействия регистратора с номинальными держателями и номинальных держателей между собой.

      Необходимо  создать правовые условия, касающиеся предоставления депозитариям права  распоряжаться ценными бумагами, учет прав на которые они осуществляют, в порядке и в случаях, установленных законом и депозитарным договором, при условии согласия депонентов.

        Кроме того, следует предусмотреть  ежедневную сверку ценных бумаг,  права на которые учитываются  депозитарием на счетах депо, с ценными бумагами, учтенными на счетах номинального держателя, открытых депозитарию в реестрах владельцев ценных бумаг (в других депозитариях). При этом стоит определить пути разрешения ситуаций, при которых возникает несоответствие между количеством ценных бумаг, права на которые учитывает депозитарий, и количеством ценных бумаг, находящихся на счетах номинального держателя, открытых этому депозитарию, исходя из того, что риск недостаточности ценных бумаг распределяется между всеми депонентами.

      В целях сокращения издержек, связанных  с доступом иностранных инвесторов на российский организованный финансовый рынок, необходимо установить случаи и  условия открытия иностранным лицам  счетов, на которых могут учитываться  ценные бумаги в интересах других лиц, а также установить специальный режим таких счетов. При этом надлежит создать механизмы, обеспечивающие соблюдение лицами, которым открыты такие счета, требований законодательства Российской Федерации и ликвидацию последствий нарушения таких требований.

      С количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка  возникает объективная потребность  в развитии функций саморегулирования, для чего необходимо повышение эффективности  взаимодействия саморегулируемых организаций  и государственных органов. Нормы и правила, разрабатываемые саморегулируемыми организациями, нужны для дополнения и детализации норм государственного регулирования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению более жестких требований к деятельности участников финансового рынка.

      Необходимо  разработать комплекс мер, направленных на укрепление роли профессионального  сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков.

      Кроме того, следует расширить возможности саморегулируемых организаций при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка и возложить на них функции по ее анализу, обобщению и раскрытию.

      Финансовый  рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность  управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования. В этих условиях актуальными являются задачи по обеспечению унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации соответствующих государственных функций.

      В целях реализации этих задач необходимо:

      - унифицировать требования к доверительному управлению ценными бумагами, а также порядку осуществления государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

      - унифицировать подходы к регулированию рисков на финансовом рынке в соответствии с основными принципами эффективного банковского надзора, определенными Базельским комитетом по банковскому надзору;

      - объединить регулирование близких по роду деятельности финансовых институтов.

      Необходимо  решить вопрос о переходе от принципов  отраслевого (функционального) регулирования  финансового рынка к принципам государственного регулирования рисков, возникающих на финансовом рынке (рисков финансовой устойчивости, недобросовестной деятельности и нарушения прав инвесторов и участников рынка).

      Система пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Следует предусмотреть несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства Российской Федерации, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов.

      На  законодательном уровне следует  обеспечить независимость служб  внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также ввести требования к управлению финансовыми рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка определять лицо, ответственное за организацию управления указанными рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. При этом для специалистов по управлению рисками внутри организации устанавливаются соответствующие квалификационные требования.

      Также в надзорных целях потребуется:

      - предусмотреть возможность введения в организациях  профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации;

      - принять меры по гармонизации методов и правил надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора;

      - ввести единые для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, при одновременной модернизации правил ведения бухгалтерского учета в финансовых организациях и их унификации;

      - пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств с целью их приближения к международным стандартам;

      - развивать требования к достаточности капитала, а также его адекватности финансовым рискам организации;

      - внедрить передовые методики оценки рисков, используя принятые в мире модели, включая рейтинговые оценки, а также применение цифровых показателей, отражающих операционный риск;

      - создать условия для скорейшего перехода на предоставление всеми участниками финансового рынка отчетности в электронном виде, установить требования к программному обеспечению, используемому участниками финансового рынка. Эта мера позволит существенно снизить расходы, увеличить эффективность функционирования рыночных институтов, обмена информацией и совершения операций на рынке ценных бумаг [50].

      При развитии надзорных требований будет  применяться принцип пропорциональности осуществления пруденциального  надзора, заключающийся в необходимости  применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций и рисков, присущих этим операциям. Также при внедрении системы пруденциального надзора, ориентированного на оценку рисков, должна быть предусмотрена возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников финансового рынка или их активов.

      В целях гармонизации методов осуществления  пруденциального надзора на финансовом рынке, особенно при ликвидации его  участников, следует завершить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации о банкротстве финансовых организаций с учетом норм о банкротстве кредитных организаций.

      В целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной  регистрации выпусков ценных бумаг необходимо:

      - внести уточнения в регулирование процедуры эмиссии биржевых облигаций, а также расширить круг лиц, имеющих право выпускать биржевые облигации;

      - отказаться от проведения технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение номинальной стоимости и (или) объема прав по ранее размещенным ценным бумагам. Процедуру эмиссии ценных бумаг в этих случаях следует заменить процедурой внесения соответствующих изменений в зарегистрированное ранее в установленном порядке решение о выпуске ценных бумаг;

      - упростить процедуру эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида уже включены в котировальный список, предусмотрев возможность допуска  таких ценных бумаг к торгам на фондовой бирже без осуществления государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска);

      - сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, при условии, что эмитенты, в отношении ценных бумаг которых ранее уже была осуществлена регистрация их проспекта, раскрывают информацию ежеквартально;

      - определить процедуры предложения ценных бумаг международным и отечественным инвесторам профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказывающими услуги по размещению и (или) организации обращения ценных бумаг, а также установить ответственность этих лиц и выработать механизмы контроля за предложением ценных бумаг в Российской Федерации и за ее пределами, в том числе с участием саморегулируемых организаций.

Информация о работе Фондовая биржа и ее роль в условиях рыночной экономики