Финансы предприятий (организаций)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Финансы предприятий (организаций) – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала и денежных средств. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые служат основным источником экономического и социального развития общества.

Работа содержит 1 файл

Финансы организаций.doc

— 812.50 Кб (Скачать)

    Финансовое планирование на предприятии завершается составлением сводной аналитической  записки, в которой в обобщенном виде дается характеристика основных показателей финансового плана: величина и структура доходной и расходной частей его составляющих, источников финансового обеспечения  выполнения плана, состояние и перспективы развития предприятия. 

3. Бизнес-план, его назначение и структура 

     Бизнес-план является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана являются:

     - осуществление инвестиционных проектов;

     - реализация отдельных коммерческих  операций;

     - эмиссия ценных бумаг;

     - определение перспектив развития  предприятия;

     -  финансовое оздоровление и выход  из временного экономического кризиса.

     Хорошо  составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам бизнеса.

     В зависимости от значимости вопросов, затронутых в бизнес-плане, его можно  рассматривать как инструмент стратегического  планирования, и как элемент инвестиционного проекта предприятия, и как инструмент управления бизнесом.

     Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования – временной интервал, в течении которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Обычно бизнес-план составляется на период от 2 до 5-6 лет с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды. Т.обр., бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование.

     Обычно  бизнес-план включает 7 разделов, таких как:

     1. Цели и задачи предпринимательской  сделки, это в первую очередь  получение прибыли.

     2. Обобщенное резюме, основные параметры  и показатели бизнес-плана, где  рассматривается объемы производства  и реализации продукции, выручка,  собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность, и другие особенности бизнеса.

     3. Характеристика продуктов, товаров,  работ.

     4. Анализ и оценка конъюнктуры  рынка сбыта, спроса, объемов продаж

     5. План (программа действия и организационные  меры), это маркетинговые усилия, организационные структуры управления, форм оплаты труда, кадры, учет и контроль, и др.

     6. Ресурсные обеспечение сделки, где  рассматривается виды и объемы  ресурсов, их источники.

     7. Эффективность сделки. В нем приводится  сводная характеристика эффективности предпринимательства, т.е. прибыль и рентабельность. Кроме этого социальная и научно-техническая эффективность.

     Таким образом, бизнес-план  всем участникам дает информацию для анализа и  оценки предпринимательства с точки  зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности. 

      Тема 9.   Организация  и порядок осуществления  денежных расчетов на предприятии 
       

1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии 

    В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет расчеты с участниками хозяйственных отношений как внутри предприятия, так и вне его.

    Расчеты внутри предприятия и некоторые  из внешних расчетов осуществляются через кассу предприятия наличными  деньгами. При этом на расчеты наличными  с юридическими лицами имеются ограничения, которые регламентируются ЦБ РФ, (100,0 тыс. руб. по одной сделки)

    Расчеты с внешними контрагентами, как правило, производятся в безналичной форме.

    Так расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами безналичных платежей:

    • платежными поручениями;
    • платежными требованиями;
    • аккредитивами;
    • расчетными чеками;
    • векселями.

    По  некоторым операциям расчеты  осуществляются только с помощью  платежных поручений.

    Расчеты с контрагентами предприятие  осуществляет через банк. Предприятие  для осуществления хозяйственной деятельности пользуется услугами банков, где ему открывают расчетные или текущие счета.

    Расчетный счет предназначается для зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия и осуществления текущих платежей, связанных с его деятельностью. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями деятельности предприятия согласно его учредительным документам. Количество расчетных счетов, в том числе  валютных, открываемых предприятию законом не ограничено. Открытие расчетного счета в банке оформляется договором банковского счета, в котором определены права и обязательства по комплексному расчетно-кассовому обслуживанию клиента: проведение расчетов клиента и выдача выписок с лицевых счетов; выдача ему денежных и расчетных чековых книжек; обеспечение сохранности денежных средств клиента и выдача их по его требованию; оказание почтово-телеграфных услуг, связанных с ведением счета; сохранение тайны по операциям клиента и др. Клиент со своей стороны обязан оформлять платежно-расчетные документы в соответствии с правилами, установленными законодательством и в соответствующие сроки предоставлять в банк необходимую бухгалтерскую и статистическую отчетность;  уведомлять банк об изменении своего юридического статуса,  адреса, лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и т.д.

    В договоре предусматривается оплата услуг банка за открытие счета  и за проведение операций по расчетно-кассовому  обслуживанию клиента. За пользование  денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает суммы по процентам в соответствии с условиями договора. За ненадлежащее совершение операций по счету клиента банк несет ответственность, в основном, в виде выплат штрафов, предусмотренных в процентах к сумме убытков нанесенных клиенту.

    Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое  время. По заявлению банка договор  банковского счета может быть расторгнут только через суд.

    Текущие счета открываются для некоммерческих организаций; обособленных подразделений юридического лица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица; учреждений и организаций, состоящих на бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.  Перечень операций по текущему счету ограничен и распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в пределах утвержденной сметы. 
 

2. Организация безналичной  формы расчетов  на предприятии 

    В соответствии с законодательством  списание денежных средств с расчетного счета осуществляется на основании  распоряжения его владельца в порядке календарной очередности поступления документов на списание.

    Вместе  с тем имеется ряд платежей, которые  могут производиться  без согласия владельца счета. Без  распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете допускается по решению суда, а также в случаях установленных законом или предусмотренных договором банковского счета.

    Принудительное  списание средств со счета клиента  производится на основании распоряжений взыскателей платежей, а именно:

    • исполнительных листов судов и приказов арбитражного суда;
    • исполнительных надписей, учиненных нотариусом;
    • распоряжений налоговых органов о взимании недоимок, штрафов, пени, неустоек;
    • распоряжений банков о снятии со счета денежных средств в погашение банковских кредитов и процентов по ним, за расчетно-кассовое обслуживание и др.

    При недостаточности  денежных средств  на счете предприятия для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание денежных сумм со счета осуществляется в следующей очередности:

    • списание сумм, присужденных судом и оформленных исполнительными листами, предусматривающими перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
    • списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда,  выплату вознаграждений по авторским договорам;
    • списание по платежным документам, на выдачи денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования (ЕСН);
    • списание по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в предыдущей очереди;
    • списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
    • списание по товарным и финансовым операциям, по календарной очередности поступления документов.

    Расчеты по товарным операциям осуществляются различными формами безналичных  платежей. Формы расчетов между плательщиком и получателем денежных средств  определяются в заключаемых между  ними договорах.

    Расчеты платежными поручениями являются распространенной формой расчетов. Как правило, ими оформляется предварительная плата, а также плановые платежи за продукцию и выполненные услуги.

    Плановые  платежи применяются при наличии  долговременных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. Такая форма расчетов предполагает  периодическое перечисление денежных средств в соответствии с планами поставок, с последующей сверкой взаимных обязательств и погашением разницы той или иной стороной.

    Платежное требование содержит требование поставщика к плательщику оплатить сумму, указанную в требовании  через банк. Платежное требование после отгрузки продукции отправляется по системе инкассо в банк плательщика, которое оплачивается также только при наличии акцепта плательщика. Однако при такой форме расчета применяется так называемая отрицательная форма акцепта, в соответствии с которой незаявление плательщиком в течение трех рабочих дней письменного отказа от оплаты, расценивается банком как согласие на оплату платежного требования.

    Аккредитив является поручением банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении, на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Такая форма расчетов используется только при иногородних расчетах.

    Аккредитивы могут быть покрытыми (обеспеченными) или непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование денежных средств плательщика на специальном счете в банке поставщика.

    Непокрытые  аккредитивы открываются банками  под свою гарантию доверенным клиентам. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован  банком покупателя по его поручению без согласования с поставщиком.

    Безотзывный аккредитив не может быть изменен  без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. На каждом аккредитиве должно быть указание – отзывный или безотзывный. При отсутствии такого указания он считается отзывным.

    Аккредитивная форма расчетов имеет значительные преимущества по отношению к расчетам по  платежным поручениям с предварительной оплатой, поскольку при использовании аккредитивов денежные средства, депонированные банком служат обеспечением гарантий поставщика, а не являются бесплатными кредитными ресурсами для получателя. При этом поставщик получает оплату сразу же  после отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявлении товарно-транспортных документов в свой банк.

    Чек является письменным распоряжением плательщика своему банку уплатить с его счета предъявителю чека обозначенную в нем денежную сумму. Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для получения наличных денег в банке на выплату заработной платы, оплату хозяйственных нужд, командировочные расходы и пр.

    Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов, и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств. Расчетный чек, как и аккредитив, может быть покрытым или непокрытым. На основании заявления клиента банк выдает ему чековую книжку. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита денежных средств. Чек действителен в течение 10 дней со дня выписки. Чеки могут передаваться по индоссаменту, а также быть гарантированы посредством аваля.

Информация о работе Финансы предприятий (организаций)