Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 17:44, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование содержание и роль финансового контроля в повышении эффективности управления финансами.
Для достижения сформулированной в выпускной квалификационной работе цели были определены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового контроля;
- изучить методы финансового контроля;
- произвести анализ деятельности и финансового предприятия;
- выявить роль финансового контроля в повышении эффективности управления финансами.
С. П. Опенышев и В. А. Жуков отмечают, что, «говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не отметить - тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п, т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств. Объектом финансового контроля в этой связи является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений сферы материального производства и непроизводственной сферы. В финансовом контроле в таком его понимании на первый план выдвигаются два аспекта его осуществления: во-первых, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины; во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий, выявление резервов интенсификации производства и повышение эффективности хозяйствования». Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.
С. В. Степашин в работе «Государственный финансовый контроль» определяет объект государственного финансового контроля как отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу производства и распределения национального дохода и его эффективного использования.
Следовательно, объектом финансового контроля является деятельность контролируемого субъекта, течение и (или) последствия осуществления которой имеют денежную оценку.
Деятельность, осуществление и последствия которой не имеют денежной оценки, объектом финансового контроля являться не может, но может являться объектом других сфер контроля, в том числе санитарного, технологического и т.д. Такие процессы в рыночной экономике возникают крайне редко. Пример таких процессов — деятельность религиозной организации, не имеющей статуса юридического лица, деятельность которой не сопровождается движением материальных и денежных ресурсов. Деятельность общественной экологической организации в виде организации пикетов около нефтедобывающих компаний добровольцами также не сопровождается движением материальных и денежных Ресурсов.
В большинстве случаев денежную оценку имеет и сама деятельность, и ее последствия. Классическим примером является строительная деятельность. Расходы на строительство объекта могут быть оценены, и сам результат строительства имеет денежную оценку, причем эти оценки могут быть различны, что приводит к возникновению либо прибыли, либо убытка. Деятельность по производству продукции также имеет денежную оценку, как и сам результат. Деятельность по покупке котируемых акций также имеет денежную оценку, и стоимость приобретенной акции также можно оценить, что также приведет к признанию прибыли или убытка от держания акции.
В некоторых случаях денежную оценку имеет только сама деятельность, а ее результат денежной оценки не имеет. Например, реализация федеральной программы по защите лесов имеет денежную оценку, однако последствия от ее реализации не могут быть оценены. Аналогичный пример можно привести с реализацией федеральной программы снижения детской смертности и т.д. К данной группе можно отнести деятельность большинства государственных органов и бюджетных учреждений (деятельность Государственной Думы, Правительства, министерств, муниципальных детских садов, школ и т.д.).
В
некоторых случаях
В большинстве случаев существует контролируемый субъект и объект контроля. Но в некоторых случаях существует либо только контролируемый субъект, либо только объект контроля. Например, организация зарегистрирована, но деятельности не осуществляет. В отношении ее может быть назначена налоговая проверка, но объект финансового контроля отсутствует.
В другом случае может существовать процесс, сопровождаемый движением материальных и денежных ресурсов, а контролируемый субъект отсутствует. Например, обнаружено подпольное производство: оборудование, сырье, готовая продукция, наличные деньги. Однако никаких документов, позволяющих установить организацию, или лиц, которым принадлежит это имущество, нет.
Некоторые специалисты приводят более детализированный перечень объектов. Например, по мнению А. В. Нестерова, к объектам проверки относятся:
Например, таможенный контроль подразумевает контроль следующих объектов: документов и сведений, необходимых для таможенных целей; субъектов путем личного досмотра и опроса; товаров и транспортных средств путем досмотра, учета; системы учета и отчетности путем проверки; территорий и помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность путем осмотра, а также в других формах, предусмотренных законодательством России.
Определение предмета финансового контроля также является дискуссионным вопросом.
В качестве предмета финансового контроля может рассматриваться конкретный вопрос, задача, ситуация, ответ или решение которого должно быть дано в ходе осуществления контроля. Распространенной формулировкой при назначении проверки является «проверить деятельность унитарного предприятия «А» на предмет полноты перечисления арендной платы в бюджет». Унитарное предприятие «А» — проверяемый субъект, деятельность предприятия по сдаче помещений в аренду — объект, полнота перечисления арендной платы — предмет контроля.
Если назначена налоговая проверка организации «Р» на предмет обоснованности возмещения НДС по экспортным сделкам, то организация «Р» — контролируемый субъект, экспортные сделки — объект контроля, правомерность возмещения НДС — предмет контроля.
Разграничение объекта и предмета контроля представляет некоторую сложность. Для правильной классификации следует еще раз уяснить, что объект — это деятельность, направление деятельности, процесс, которые надо проконтролировать, а предмет — чего мы ходим достичь, проводя контроль, в чем мы хотим убедиться. Фактически предмет контроля можно рассматривать в виде частной цели контроля. Количество частных целей зависит от основной цели контроля, вида контроля и срока, в течение которого он должен быть осуществлен.
Предмет финансового контроля также может быть положен в основу классификации видов финансового контроля:
1) контроль отчетов об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований;
2) контроль бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
3) контроль эффективности отдельных финансовых операций;
4) контроль налоговых деклараций и т.д.
Приведенная
классификация субъектов
1.3.
Методы финансового
контроля
Финансовому контролю как особой области научных знаний присущ определенный метод исследования ее специфического предмета. Под методом понимается совокупность совершаемых в определенной последовательности действий для достижения поставленной задачи.
С. П. Опенышев и В. А. Жуков в своей работе отмечают, что одним из существенных недостатков литературы по контролю и ревизии является то, что в ней не полностью раскрывается механизм использования в финансовом контроле принципов и категорий диалектики: «Между тем в основе метода финансового контроля лежит диалектический метод с такими его законами, как всеобщая связь и взаимообусловленность явлений, динамизм, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, а также такие всеобщие приемы научного мышления, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. Между тем эти принципы и категории дают органам контроля действенное методологическое оружие для осуществления контрольных действий на всех уровнях хозяйственного управления. Начнем с действия всеобщего диалектического закона об универсальной связи и взаимодействии явлений и процессов. Применительно к финансовому контролю это предполагает комплексный, системный подход к изучению финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений, взаимозависимостей между экономической и технической сторонами производства, между финансовыми и производственными показателями».
Применительно к любой отрасли знаний выделяют две группы методов: общенаучные методы и специальные методы финансового контроля.
Общенаучные методы
Анализ (от греч. analysis — разложение) — прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты (по его признакам, свойствам, отношениям). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого (комплексная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения и др.).
Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. В финансовом контроле синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (контроль выполнения плана производства и др.).
Индукция (от лат. inductio — выведение из частного к общему) — прием исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т.е. умозаключение от частных факторов к общим выводам. Например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным аналитического учета, а затем — синтетического; эффективность деятельности объекта может определяться на основе его результативных показателей (прибыль, рентабельность) без анализа трудозатрат, материалоемкости и т.д.
Дедукция (от лат. deductio — выведение из общего к частному) — исследуется состояние объекта в целом, и на основе логических рассуждений делаются выводы о его составных элементах, т.е. умозаключение от общего к частному (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным синтетического учета, а затем — аналитического и др.).
Аналогия (греч. analogia — соответствие, сходство) — прием научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних объектов на основании их сходства с другими. Метод аналогии, основываясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, составляет основу стандартизации и моделирования, применяемого в финансовом контроле. Моделирование — прием научного познания, основанный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригиналов. В финансовом контроле применяются стандарты (модели) проведения контрольно-ревизионного процесса.
Абстрагирование (от лат. abstrahere — отвлекать) — прием мысленного отвлечения путем абстракции переходить от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития (на основании состояния контроля в отдельных подразделениях предприятия делаются выводы по предприятию в целом и т.п.).
Конкретизация (от лат. concretus — густой, уплотненный) — исследование определенных объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования (выявление в процессе контроля непроизводительных расходов по местам их образования — подразделениям, предприятиям и др.).