Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 17:44, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование содержание и роль финансового контроля в повышении эффективности управления финансами.
Для достижения сформулированной в выпускной квалификационной работе цели были определены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты финансового контроля;
- изучить методы финансового контроля;
- произвести анализ деятельности и финансового предприятия;
- выявить роль финансового контроля в повышении эффективности управления финансами.
Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.
По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными органами — о привлечении к уголовной ответственности.
Систему финансового контроля также можно охарактеризовать через следующие элементы:
1) управляющие субъекты;
2) контролирующие субъекты;
3)
контролируемые субъекты;
4) объект контроля;
5) механизм осуществления контроля.
Выделение в системе контроля управляющего субъекта необходимо, так как именно наделенный властью управляющий субъект определяет политику управления, в том числе объем контроля, назначает лиц, осуществляющих контроль, их полномочия, принимает решения по результатам контроля и т.д.; поэтому выводить управляющий субъект за пределы системы контроля нецелесообразно.
Также в теории финансового контроля контролируемые организации, как правило, называют объектом контроля. Наверное, это не совсем точно, так как организация — юридическое лицо, и ее должностные лица в общей системе права являются не объектами, а субъектами. А вот объектом контроля является деятельность контролируемых субъектов в целом или ее отдельное направление (например, при осуществлении валютного или таможенного контроля).
В предлагаемой системе наиболее сложным элементом является механизм контроля, который в свою очередь состоит из действий, позволяющих реализовать функцию контроля:
При этом большинство из этих элементов (кроме осуществления процесса контроля) находится в сфере компетенции управляющего субъекта.
Таким образом, система финансового контроля — это взаимосвязь управляющих, контролирующих и контролируемых субъектов по поводу объекта финансового контроля, реализуемая через специфический механизм финансового контроля.
С. П. Опенышев и В. А. Жуков предлагают следующую структуру системы общегосударственного финансового контроля (ее элементы):
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют);
3) предмет контроля (что контролируют);
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
7) принятие решения по результатам контроля;
8) оценка эффективности контроля1.
При этом отмечается, что перечисленные элементы системы контроля в целом составляют механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, в совокупности образующими финансовое (бюджетное) право.
1.2. Субъекты
и объекты финансового
контроля, их классификация
Для правильной организации процесса финансового контроля необходимо разграничить субъекты контроля, объекты и предметы контроля.
Субъектом является юридическое или физическое лицо, в том числе государственный орган, коммерческая или общественная организация, структурное подразделение и т.д.
С точки зрения системы финансового контроля различают:
а) управляющие субъекты;
б) субъекты, осуществляющие контроль;
в) управляемые (контролируемые) субъекты.
При
осуществлении государственного контроля
в качестве управляющего субъекта может
выступать Федеральное
Один субъект может сочетать в себе различные статусы. Например, студент принял решение за воскресенье изучить 40 английских глаголов и вечером того же дня проверить знания, ответив на тестовые задания по данной теме. В этом случае студент — и управляюший субъект, и контролирующий субъект, и контролируемый субъект.
В некоторых случаях совмещаются функции управляющего и контролирующего субъекта. Например, генеральный директор ставит задачу увеличения прибыли в два раза, а затем осуществляет контроль выполнения поставленной задачи подчиненными.
Совмещение
контролирующего и
Совмещение функций управляющего и контролируемого субъекта с выделением контролирующего органа — редкость. Например, приняв решение изучить 40 английских глаголов, вы их учите, а затем просите друга проконтролировать ваши знания. В качестве примера можно привести руководителя малого предприятия, принявшего решение нанять аудиторскую организацию, которая будет проверять в том числе и его деятельность.
Управляющие субъекты могут быть классифицированы по различным признакам.
По степени участия в управлении выделяют следующие группы управляющих субъектов:
1) непосредственно управляющих;
2) делегированных управляющих.
К первой группе можно отнести непосредственных руководителей и (или) владельцев, принимающих управленческие решения. Например, акционер, владеющий 100% акций общества, является его генеральным директором. Он непосредственно управляет деятельностью организации.
Однако
в большинстве случаев
По составу управляющего субъекта выделяют следующие группы:
1) единоначальные;
2) коллегиальные.
Единоначальными управляющими субъектами являются Президент РФ, единственный учредитель общества, генеральный директор общества и т.д., которые в свою очередь выступают либо непосредственными управляющими, либо делегированными управляющими.
Коллегиальными управляющими органами могут являться Совет Федерации РФ, собрание акционеров, Совет директоров акционерного общества и т.д., которые также в свою очередь выступают либо непосредственными управляющими, либо делегированными управляющими.
Субъекты, осуществляющие контроль, также могут быть классифицированы по различным признакам.
По основанию создания контролирующего органа различают:
1) созданные на основании Конституции РФ (Счетная палата РФ);
2) созданные на основании закона, иного законодательного акта (Служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, ревизионные комиссии акционерных обществ);
3) созданные на основании закона о государственной регистрации юридических лиц (аудиторские организации);
4) созданные на основании внутреннего распорядительного документа (службы внутреннего аудита, ревизионные отделы обществ).
По источнику инициативы создания контролирующего органа различают следующие группы контролирующих субъектов:
1) созданные в силу нормативного акта (Счетная палата РФ, отделы внутреннего контроля коммерческих банков, ревизионные комиссии акционерных обществ);
2) созданные по инициативе управляющего субъекта (отделы внутреннего контроля или внутренних ревизий акционерных обществ);
3) созданные по собственной инициативе (аудиторские организации).
По уровню территориальной организации различают следующие группы контролирующих субъектов:
1) образованные на международном уровне;
2) образованные на федеральном уровне;
3) образованные на уровне субъекта Федерации;
4) образованные на региональном уровне;
5) образованные на муниципальном уровне;
6) образованные на отдельном предприятии, учреждении, организации.
По источнику финансирования различают следующие группы контролирующих субъектов:
1) финансируемые за счет бюджета соответствующего уровня (преимущественно органы государственного и муниципального контроля);
2) финансируемые за счет ведения предпринимательской деятельности (например, аудиторские организации);
3) финансируемые за счет учредителей (например, службы внутреннего контроля);
4) финансируемые за счет различных источников (органы общественного контроля).
В зависимости от правового статуса лиц (субъектов), осуществляющих финансовый контроль, выделяют различные виды финансового контроля:
1) государственный и муниципальный;
2) коммерческий (аудиторский);
3) внутрихозяйственный (внутренний);
4) общественный.
Государственный финансовый контроль, в свою очередь, в зависимости от уровня организации делится на федеральный финансовый контроль и финансовый контроль на уровне субъектов Российской Федерации.
Последняя
классификация практически
Контролируемые субъекты также могут быть классифицированы по различным основаниям: коммерческие и некоммерческие организации, по отраслевой принадлежности, по принадлежности к одной финансово-промышленной группе или холдингу и т.д.
В
некоторых случаях