Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:07, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия ЗАО «РУСТАР».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность, значение, задачи анализа финансового состояния предприятия, информационную базу анализа, выбрать методику проведения оценки финансового состояния предприятия;
дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования – ЗАО «РУСТАР»;
проанализировать финансовое состояние ЗАО «РУСТАР» по сле-дующим направлениям оценки: оценка состава и структуры баланса, оценка финансовой устойчивости, анализ и оценка платежеспособности и ликвидно-сти, оценка рентабельности, оценка деловой активности;
разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ЗАО «РУСТАР».
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовался экономико-аналитический метод исследования.
Методологическую и теоретическую основу данной работы составляют труды исследователей в области финансового и управленческого анализа, нормативно-методические материалы по данным вопросам. Информационной базой исследования послужили внутренние докуме
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы анализа финансового
состояния предприятия……………………………………………….. 6
1.1 Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния
предприятия………………………………………………………….. 6
1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база
финансового анализа……………………………………………….... 12
1.3 Сравнительный анализ методик оценки финансового состояния
предприятия………………………………………………………….. 17
1.4 Система показателей, характеризующих финансовое состояние
предприятия………………………………………………………….. 23
Глава 2 Оценка финансового состояния ЗАО «РУСТАР»…………………… 40
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………….... 40
2.2 Оценка состава и структуры баланса .……………………………… 43
2.3 Оценка финансовой устойчивости .………………………………… 47
2.4 Анализ и оценка платежеспособности и ликвидности .………….. 50
2.5 Оценка рентабельности……………………………………………... 53
2.6 Оценка деловой активности……………………………………….... 54
Глава 3 Рекомендации по улучшению финансового состояния
ЗАО «РУСТАР»……………………………………………………….. 58
3.1 Рекомендации, направленные на сокращение затрат
ЗАО «РУСТАР» и повышение рентабельности……………………. 58
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных
рекомендаций. Их влияние на финансовое состояние
предприятия…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы………………………………
Приложение………………………………………………………………………..
t - отчетный период в месяцах ;
L4н – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности (L4н= 2).
9. Коэффициент утраты платежеспособности
организации (формула 15) - рассчитывается
в случае, если оба коэффициента L4
или L7
принимают значение меньше критериального.
Нормальное ограничение – не менее 1,0.
L4ф+3/t(L4ф-L4н)
Оценка рентабельности предприятия.
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется, прежде всего, в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Расчет показателей, характеризующих рентабельность предприятия, основан на определении среднегодовых величин, что необходимо для приведения числителя и знаменателя дроби в сопоставимый вид. Это обусловлено тем, что прибыль учитывается нарастающим итогом с начала года и за весь отчетный период. Величина в числителе, например размеры собственного капитала, может существенно меняться.
1. Рентабельность продаж (Rп) (формула 16).
Показывает
доходность реализации, т.е. сколько копеек
прибыли приходится на рубль реализованной
продукции. Напрямую связан с динамикой
цены реализации продукции, уровнем затрат
на производство.
V
где, Чпр – чистая прибыль (убыток) отчетного периода (ф.№2, стр.190);
V – выручка от реализации (ф.№2, стр.010);
2.
Рентабельность основной
Показывает
прибыль от понесенных затрат на производство
продукции. Дополняет показатель рентабельности
продаж. Динамика коэффициента может свидетельствовать
о необходимости пересмотра цен или усиления
контроля за себестоимостью реализованной
продукции.
П до налог.
СС
где, П до налог. – прибыль (убыток) до налогообложения (ф. №2, стр.140);
СС – себестоимость проданных товаров (ф. №2, стр.020);
3. Экономическая рентабельность (Rэк) (формула 18).
Показывает
эффективность использования всего имущества
предприятия.
П до налог.
SА
где, SА – суммарные активов (ф. №1, стр.300);
4.
Рентабельность внеоборотных
Измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов.
Чпр
ВА
где, ВА – внеоборотные активы (ф. №1, стр.190);
5.
Рентабельность собственного
Отражает
эффективность использования средств,
принадлежащих собственникам предприятия,
и является основным критерием при оценке
уровня котировки акций на бирже.
Чпр
где, СК – собственный капитал (ф. №1, стр.490);
Оценка деловой активности предприятия.
Деловую активность предприятия можно представить как систему качественных и количественных критериев.
Качественные критерии - это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация предприятия конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п. Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с критериями других организаций, аналогичных по сфере приложения капитала.
Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует выделить объем реализации произведенной продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы предприятия). Целесообразно учитывать сравнительную динамику этих показателей. Оптимальное соотношение:
Тп > Тв > Так > 100%,
где, Тп - темп изменения прибыли;
Тв – темп изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
Так – темп изменения активов (имущества) предприятия.
Приведенное соотношение получило название “золотого правила экономики предприятия”: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно. Однако на практике даже у стабильного предприятия в некоторых случаях возможно отклонение от этого соотношения. Причины могут быть разные: крупные инвестиции, освоение новых технологий, реорганизация структуры управления и производства (стратегические изменения, организационное развитие), модернизация и реконструкция и др. Эти мероприятия зачастую вызваны влиянием внешней среды (внешнего окружения) и требуют значительных финансовых вложений, которые окупятся и принесут выгоду в будущем.
Относительные
показатели деловой активности характеризуют
уровень эффективности
1. Чистая прибыль.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Рассчитывается как прибыль отчетного года минус налог на прибыль (ф.№2, 140-150).
2.
Производительность труда (
Рост
показателя свидетельствует о повышении
эффективности использования трудовых
ресурсов.
где, V – выручка от реализации;
Чр – численность работников (ф. №5, разд. 8 (стр850));
3.
Фондоотдача производственных
Отражает
эффективность использования основных
средств и прочих внеоборотных активов.
Показывает, сколько на 1 рубль стоимости
внеоборотных активов реализовано продукции.
где, V – выручка от реализации;
ВА – стоимость внеоборотных активов;
4.
Коэффициент общей
Показывает
скорость оборота всех средств предприятия.
где, V – выручка от реализации;
Rа ср – средняя за период величина оборотных активов;
5. Коэффициент оборачиваемости материальных средств (Ооб) (формула 24).
Отражает
скорость оборота материальных и
денежных ресурсов предприятия за анализируемый
период, или сколько рублей оборота (выручки)
приходится на каждый рубль данного вида
активов.
где, V – выручка от реализации;
Z ср – средняя за период величина запасов и затрат;
6.
Средний срок оборота
Показатель
характеризует
где, од/з –
коэффициент оборачиваемости
7. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Од/з) (формула 26).
Показывает
число оборотов за период коммерческого
кредита, предоставляемого предприятием.
При ускорении оборачиваемости происходит
снижение значения показателя, что свидетельствует
об улучшении расчетов с дебиторами.
где, V – выручка от реализации;
rа ср – средняя за период величина дебиторской задолженности;
8.
Коэффициент оборачиваемости
Показывает
скорость оборота задолженности
предприятия. Ускорение неблагоприятно
сказывается на ликвидности предприятия;
если Ок/з < Од/з Возможен остаток денежных
средств у предприятия.
где, V – выручка от реализации;
Rр ср – средняя за период кредиторская задолженность;
9.
Продолжительность оборота
Показывает
период, за который предприятие покрывает
срочную задолженность. Замедление
оборачиваемости, т.е. увеличение периода,
характеризуется как благоприятная тенденция.
Информация о работе Финансовое состояние предприятия торговли