Финансовое состояние предприятия торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:07, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия ЗАО «РУСТАР».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
 раскрыть сущность, значение, задачи анализа финансового состояния предприятия, информационную базу анализа, выбрать методику проведения оценки финансового состояния предприятия;
 дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования – ЗАО «РУСТАР»;
 проанализировать финансовое состояние ЗАО «РУСТАР» по сле-дующим направлениям оценки: оценка состава и структуры баланса, оценка финансовой устойчивости, анализ и оценка платежеспособности и ликвидно-сти, оценка рентабельности, оценка деловой активности;
 разработать мероприятия по улучшению финансового состояния ЗАО «РУСТАР».
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовался экономико-аналитический метод исследования.
Методологическую и теоретическую основу данной работы составляют труды исследователей в области финансового и управленческого анализа, нормативно-методические материалы по данным вопросам. Информационной базой исследования послужили внутренние докуме

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Теоретические и методологические основы анализа финансового

состояния предприятия……………………………………………….. 6


1.1 Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния

предприятия………………………………………………………….. 6


1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база

финансового анализа……………………………………………….... 12


1.3 Сравнительный анализ методик оценки финансового состояния

предприятия………………………………………………………….. 17


1.4 Система показателей, характеризующих финансовое состояние

предприятия………………………………………………………….. 23

Глава 2 Оценка финансового состояния ЗАО «РУСТАР»…………………… 40

2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………….... 40

2.2 Оценка состава и структуры баланса .……………………………… 43

2.3 Оценка финансовой устойчивости .………………………………… 47

2.4 Анализ и оценка платежеспособности и ликвидности .………….. 50

2.5 Оценка рентабельности……………………………………………... 53

2.6 Оценка деловой активности……………………………………….... 54

Глава 3 Рекомендации по улучшению финансового состояния

ЗАО «РУСТАР»……………………………………………………….. 58

3.1 Рекомендации, направленные на сокращение затрат

ЗАО «РУСТАР» и повышение рентабельности……………………. 58

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных

рекомендаций. Их влияние на финансовое состояние

предприятия…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников и литературы………………………………

Приложение………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом исправленный (7.12.2010) финансов.состояние предпиятия торговли.doc

— 676.50 Кб (Скачать)

     Анализ  финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

     При этом необходимо решать следующие задачи:

  1. на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с  позиции улучшения финансового состояния  предприятия;
  2. прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и  наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
  3. разработка конкретных мероприятий, направленных  на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния  предприятия.

     Основное  направление анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата - к выводам о том, как  такой результат достигнут и  к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу "от общего к частному":

  1. прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа;
  2. при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров и еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения;
  3. завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры.
  4. выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок.

     Основные  принципы анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные принципы анализа финансового состояния предприятия

Принцип Содержание  принципа
Конкретность Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение
Комплексность Всестороннее  изучение экономического явления или  процесса с целью объективной его оценки
Системность Изучение экономических  явлений во взаимосвязи друг с  другом, а не изолированно
Регулярность Анализ следует  проводить постоянно через заранее  определенные промежутки времени, а не от случая к случаю
Объективность Критическое и  беспристрастное изучение экономических  явлений, выработка обоснованных выводов
Действенность Пригодность результатов  анализа для использования в  практических целях,  для повышения  результативности производственной деятельности

Продолжение таблицы 1

Экономичность Затраты, связанные  с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения
Сопоставимость Данные и  результаты анализа должны быть легко  сопоставимы друг с другом, а при  регулярном проведении аналитических  процедур должна соблюдаться преемственность  результатов
Научность При проведении анализа следует руководствоваться  научно обоснованными методиками и процедурами

     Достижение  целей анализa финансового состояния достигается с помощью различных методов и приемов [8, С.75].

     Под методом финансового анализа  понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

     В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок. Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

     На  практике применяются следующие основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ (таблица 2).

Таблица 2 - Виды сравнительного анализа

 
Виды  анализа
 
Характеристика
Горизонтальный Определяются  абсолютные и относительные  отклонения статей, по сравнению с началом  отчетного периода.
Вертикальный Используется  для изучения структуры средств  и источников путем расчета удельного  веса отдельных статей  в итоговых показателях
Трендовый Базируется  на расчете относительных  отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года, для которого все  показатели принимаются за 100% .
Метод финансовых коэффициентов Расчет основан  на существовании определенных взаимосвязей  между  отдельными статьями  баланса. Они отражают математическое взаимоотношение между двумя величинами. Правильное истолкование явления дает возможность увидеть проблемы, требующие изучения.
Сравнительный анализ Внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов со среднеотраслевым и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ Анализ отдельных  факторов  на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Наиболее распространенными  являются следующие отношения: ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и прибыльности.
Метод экспертных оценок Используются  в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления. Экспертные методы основываются на интуиции.

     Горизонтальный (временной) анализ - определение абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за отчетный период, сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом [23, С.123].

     Вертикальный  анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

     Трендовый анализ (анализ тенденций развития) - является вариантом горизонтального анализа - сопоставление величин балансовых статей за ряд лет (или других смежных отчетных периодов) для выявления тенденций, доминирующих в динамике показателей; сравнение каждой позиции отчетности с  рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

     Коэффициентный  анализ (метод финансовых коэффициентов) сводится к изучению уровней и  динамики относительных показателей  финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базисными величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов.

     Помимо  финансовых коэффициентов в анализе  финансового состояния большую  роль играют абсолютные показатели, рассчитываемые на основе отчетности, такие, как чистые активы (реальный собственный капитал), собственные оборотные средства, показатели обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Данные показатели являются критериальными, поскольку с их помощью формируются критерии, позволяющие определить качество финансового состояния.

     Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов и исследований. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т.е. соединение отдельных элементов в общий результативный показатель. 
 
 

     1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база

           финансового анализа

     В условиях рыночной экономики финансовая отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим  элементом информационного обеспечения финансового анализа.

     Предприятия и организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность следующим  пользователям финансовой информации (рисунок 1).

     

     

       

 

 

 

Рисунок 1 - Пользователи финансовой информации

     К первой группе пользователей относятся  собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственника и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учете в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления [14, С.65].

     Вторая  группа пользователей бухгалтерской отчетности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, биржи, юристы.

     Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия являются:

  1. информация о технической подготовке производства;
  2. нормативная информация;
  3. плановая информация (бизнес-план);
  4. хозяйственный (экономический) учет (оперативный учет, бухгалтерский учет, статистический учет);
  5. бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  6. прочая информация (публикация в прессе, научная литература, опросы   руководства, экспертная информация).

Информация о работе Финансовое состояние предприятия торговли