Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его коммерческой, производственной и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. В результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие этого - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Содержание

Введение

Теоретические и методологические основы финансового планирования
Роль, значение и основные понятия финансового планирования в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Организация и процесс планирования
Этапы планирования
Модели процесса финансового планирования
Методы и принципы финансового планирования
Классификация и виды финансового планирования на предприятии
Перспективное финансовое планирование
Текущее финансовое планирование
Оперативное финансовое планирование
Классификация и виды финансовых планов предприятия
Разработка и анализ финансового плана предприятия на примере ООО «Грант-Тур»
План доходов и расходов
План движения денежных средств
Прогнозный баланс
Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях
Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Финансовое планирование3.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

    Планы должны ориентироваться на достижение поставленных целей. В основе плана  должны быть реальные возможности фирмы, а не ее достижения на настоящий момент. К примеру, оборот компании на настоящий момент составляет некую сумму, пусть это будет 1000000 рублей, однако предположим, что если устранить недостатки, имеющиеся в работе компании, то оборот можно легко увеличить в два раза. Если в такой ситуации мы положим имеющиеся показатели в основу плана, то мы не учтем потенциал компании, т. е. финансовый план будет неэффективен.

    Краткосрочные финансовые планы должны ориентироваться  и на решение долгосрочных планов. Финансовый план должен не только рассматривать разные варианты развития событий, но и, по крайней мере, содержать определенную стратегию действий при возникновении наиболее вероятных ситуаций. К примеру, компания во всех своих расчетах использует какие-либо условные единицы – пусть доллары США. Ее руководителям необходимо представлять себе стратегию действий в случае резкого изменения курса доллара и закрепить все свои возможные представления в финансовом плане, чтобы также хорошо эту стратегию представляли и их подчиненные.

    Нельзя  составлять финансовый план таким образом, чтобы в соответствии с ним компания не имела при себе запаса денежных средств. Ведь это может привести к тому, что любое форс-мажорное обстоятельство, любая задержка поступлений или незапланированный платеж может привести не только к провалу такого финансового плана, но и к краху самой компании. 

    Финансовый  анализ является одной из стадий финансового планирования. В ходе него, помимо прочего, анализируется платежеспособность компании. Ошибкой, часто встречаемой, является то, что финансисты закладывают в план показатели, которые сами же критикуют в ходе анализа фактических показателей. Тогда возникает ситуация, когда создаются неплатежеспособные и слабо ликвидные финансовые планы. Избежать этого просто: это не забывать показатели оценки платежеспособности и ликвидности, а далее ориентироваться на них при составлении финансового плана. 
 

     1.2.1. Этапы планирования

    Процесс финансового планирования охватывает как минимум пять этапов.

    1. Первый этап –  прогнозирование, Под  ним понимается работа финансового менеджера, которую он выполняет, пытаясь заглянуть в будущее. В прогнозировании традиционно используются три измерения:  время; направление; величина.

    2.  Второй этап –  выбор вариантов  развития.  В практике управления весьма редки ситуации, требующие одного единственного подхода. Поэтому финансовый менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, оценить их с точки зрения доходности компании.

    3. На третьем этапе  формулируются цели. При этом на всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения (цифры используются там, где они облегчают процесс принятия решений).

    4.  Четвертый этап  – разработка  программы действий  и составление  графика работ, которые определяют содержание процесса планирования. Программа представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление программы начинается с анализа тех или иных задач, причем следует избегать чрезмерных деталей; подробности отрабатываются позднее. Важное условие получения действенной программы это установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них должны получить временной приоритет в финансировании.

    5. Пятый этап –  бюджетирование.  Это этап чрезвычайной важности, он включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества финансового менеджмента.

    В планировании нельзя полагаться на случай. Для хорошего планирования нужна надежная информация. Порой качество плана непосредственно предопределено качеством аналитических предпосылок.

    Планирование  и сбор информации тесно связаны  между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет часто служит основой для разработки планов на следующий год; Без учета же таких результатов любые планы бесполезны. С этой точки зрения выполнение планов  нужно постоянно контролировать  и если требуется – пересматривать и корректировать. Наконец, в планировании весьма существенны психологические факторы. Когда планы намечены и появились первые стратегические установки, изменяющие привычную среду обитания, особую значимость приобретают контакты между менеджерами различного уровня.8 
 

     1.2.2. Модели процесса финансового планирования

    Существуют  разные подходы к финансовому  планированию на предприятии, но все же все признают его роль в «жизнедеятельности» предприятия:

    - Разработка финансовой части  бизнес-плана;

    - Бюджетирование;

    - Составление прогнозных финансовых  документов. 

    При разработке каждой из этих моделей используются различные методы, некоторые из которых используются в нескольких моделях. В таблице 1, приведенной ниже, разъяснена взаимосвязь в использовании методов финансового планирования с принципами. Методы же финансового планирования я лишь затрону поверхностно, перечислив их, более точная информация представлена в следующем параграфе о методах и принципах финансового планирования. (В таблице 1: « + » означает, что метод используется, « - » - что не используется) 
 

     Таблица 1.

     Модели  и методы финансового  планирования9

Методы, используемые в моделях финансового планирования Модель  финансового планирования
Разработка  финансовой части бизнес плана Бюджетирование Составление прогнозных финансовых документов
  1. Прогноз объемов реализации
  2. Баланс денежных потоков
  3. Бюджет наличности
  4. Бюджет дополнительных вложений капитала
  5. Составление таблицы доходов и затрат
  6. Определение потребности во внешнем финансировании
  7. Регрессионный анализ
  8. Определение процента от продаж
  9. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия
  10. Расчет точки безубыточности
+

+

-

- 

+ 

- 

-

-

+ 

+

+

-

+

+ 

- 

- 

-

-

- 

-

+

+

+

+ 

+ 

+ 

+

+

+ 

+

 

     Модель  разработки финансового  раздела бизнес-плана включает:

- подготовку  заявок на получение кредитов  в коммерческих банках;

- составление  проспектов эмиссии ценных бумаг  для привлечения дополнительного  капитала в денежной форме;

- обоснование  получения иностранных инвестиций, сопровождающееся предоставлением инвесторам надежной информации о финансовой привлекательности бизнес-проекта.

    Как видно из таблицы 1, при разработке данной модели применяются методы: прогноз объемов реализации; баланс денежных потоков; составление таблицы  доходов и затрат; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; расчет точки достижения безубыточности.

    Этот  метод позволяет увеличить гибкость финансового планирования, снизить  финансовый риск за счет изменения  структуры издержек, необходимых  для производства и реализации продукции. То есть можно сказать, что используя этот метод, предприятие может изменять доли постоянных или переменных издержек в общем объеме затрат.

    Бюджетирование это еще одна из моделей финансового планирования, которая применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету доходов и расходов организации.10 Составление бюджетов осуществляется как обычно в рамках оперативного планирования. Бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся у предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность перспективам существования организации.

    Составление бюджетов включает: установку общих  целей развития предприятия; конкретизацию  целей и определение задач  каждого подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (на год или полгода); анализ высшим руководством подготовленных бюджетов. Чтобы определить прогнозные статьи бюджета за основу берут стратегические цели развития организации и способы их достижения. Прогнозы же доходной части бюджета разрабатываются путем учета всех источников доходов, в том числе от продаж, проценты от инвестиций, субсидии. За основу берут прогноз продаж. 

    Сама  тема бюджетирования заслуживает отдельного рассмотрения и вообще содержит огромное количество материала. Я перечислю  лишь несколько основных видов бюджетов:

  • Материальный бюджет. Включает перечень абсолютно всех видов материалов и сырья, которые необходимы для реализации конкретного плана, а так же их количественную оценку.
  • Бюджет закупок – в нем конкретизируются расходы на закупки всех материалов;
  • Трудовой бюджет, отражающий прямые издержки труда запланированных видов деятельности;
  • Бюджет административных ресурсов включает расходы на выполнение главных управленческих функций, в том числе расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на содержание офисов и др.;
  • Бюджет наличности. Цель его – обеспечить скоординированность доходов и расходов. В нем детализируются потоки наличности за какой-либо будущий период, он составляется на полгода или год вперед с разбивкой по месяцам.
 

    Модель  финансового планирования с помощью составления  прогнозных финансовых документов. Данная модель применяется при долгосрочном финансовом планировании. Цель заключается в составлении прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты должны включать такие позиции, как прибыльность, рыночную позицию, производительность, использование активов и инноваций.

    Для составления прогнозных финансовых документов используются методы: прогноз  продаж; определение потребности  во внешнем финансировании; регрессионный  анализ; расчет процента от продаж; анализ безубыточности.

         

    1. Методы и принципы финансового планирования
 

    В условиях перехода к рыночной экономике  процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя. Это и было одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникает необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Эта система должна базироваться на технологиях и подходах, которые используются на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт планирования.  

Информация о работе Финансовое планирование