Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его коммерческой, производственной и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. В результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие этого - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Содержание

Введение

Теоретические и методологические основы финансового планирования
Роль, значение и основные понятия финансового планирования в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Организация и процесс планирования
Этапы планирования
Модели процесса финансового планирования
Методы и принципы финансового планирования
Классификация и виды финансового планирования на предприятии
Перспективное финансовое планирование
Текущее финансовое планирование
Оперативное финансовое планирование
Классификация и виды финансовых планов предприятия
Разработка и анализ финансового плана предприятия на примере ООО «Грант-Тур»
План доходов и расходов
План движения денежных средств
Прогнозный баланс
Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях
Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Финансовое планирование3.doc

— 625.50 Кб (Скачать)
ype="DISC">
  • Выручка от реализации проданных товаров;
  • Прибыль, ей направление по соответствующим направлениям;
  • Фонды специального назначения и их использование;
  • Объем платежей в бюджет и специальные фонды;
  • Объём заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
  • Плановая потребность в оборотных активах;
  • Объем капитальных вложений и источники их формирования.
  •     Элементами  планирования в организации являются подразделения, входящие в ней, а  также отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации их работы на горизонтальном уровне. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации становится возможным в рамках вертикального единства подразделений и их интеграции.5 

        В процессе планирования можно оценить:

    1. Уровень развития предприятия и результаты его деятельности;
    2. Объем ресурсов, с помощью которого могут быть достигнуты цели предприятия;
    3. Отдачу вложенных предприятием в конкретные инвестиционные проекты средств.

        Значение  финансового планирования состоит  ещё и в том, что оно увязывает  воедино все стоимостные показатели, процесс производства и реализации продукции, механизм накоплений, затраты  и обязательства предприятия.  

        Система финансового планирования на предприятии включает:

    1. Систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
    2. Систему комплексного бюджетного планирования деятельности предприятия. Разрабатывается сквозная система бюджетов (в целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений), объединяющая следующие функциональные бюджеты:

         а) бюджет фонда оплаты труда. На основании этого бюджета которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

         б) бюджет материальных затрат, составляемый на основании комплектующих, материалов, норм расходов сырья ;

         в)  бюджет потребления энергии;

         г)  бюджет амортизации, включающий  направления ее использования на ремонт капитальный либо ремонт и реновацию;

         д)  бюджет прочих расходов (транспортных, командировочных и т.п.);

         е) бюджет погашения займов и кредитов, который разрабатывается на основании плана-графика платежей;

         ж)  налоговый бюджет, включающий  налоги и обязательные платежи  в бюджет и во внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется в целом по предприятию.

        В условиях перехода к рыночным отношениям, полной самостоятельности предприятий  финансовые планы отражают стратегию  и тактику использования денежных ресурсов, привлечения заёмного капитала, развития производства. Как показывает зарубежный опыт, планирование создает для корпорации следующие преимущества:

    • Дает возможность к подготовке к будущим неблагоприятным условиям рынка;
    • Дает оценить возникающие в ходе деятельности проблемы;
    • Стимулирует работников, менеджеров к реализации своих решений;
    • Обеспечивает полезной информацией предприятие;
    • Способствует эффективному использованию ресурсов и усилию контроля на предприятии.

        Разработка  предприятиями финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Теперь попробуем определить основные понятия, связанные с финансовым планированием: 

        В первую очередь стоит назвать  понятие финансового плана. План – это управленческое решение, оформленное надлежащим образом. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий поступление денежных средств предприятия на текущий и долгосрочный периоды. Он включает в себя составление операционных и финансовых бюджетов, прогноз денежных ресурсов на несколько лет. В России его обычно составляют в форме баланса доходов и расходов.6 Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана. Назначение финансового плана – прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих доходов и расходов. 

        Финансовый  план, в конечном итоге, отвечает на следующие вопросы:

      1. Какие доходы и поступления ожидаются в данном плановом периоде?

      2. Какие расходы и отчисления предстоят?

      3. Каким образом сбалансировать в случае необходимости доходы и расходы.

        Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники: договоры, заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов; учетные данные; результаты анализа бухгалтерской отчетности; экономические нормативы, утвержденные законодательными актами РФ и некоторые другие. 

        Бюджет  предприятия – оперативный финансовый план, составленный, как правило, на период до одного года и отражающий поступление и расходование денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В практике управления финансами предприятия используют два основных вида бюджетов – оперативный и капитальный. 

        Бюджетирование  – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного управления. 

        Бюджетирование  капитала – процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия – источникам формирования капитала и их размещение, например прогноз баланса активов и пассивов на конец предстоящего квартала. 

        Бюджетный контроль – текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

        Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-плана. Бизнес-план – основной документ, разрабатываемый предприятием и предоставляемый инвестору по реальному инвестиционному проекту или проекту его санаций при угрозе банкротства.7 В этом документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагают основные параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией. 

        Смета – форма планового счета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например, смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.

        Внутрифирменное финансовое планирование заключается  в следующем:

    1. Намеченные стратегические цели предприятия оформляют в виде финансово-экономических показателей;
    2. Устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об исполнении;
    3. Определяют приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;
    4. Оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
     

    1.2 Организация и процесс планирования

        Организация планирования зависит от самой величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, поэтому руководители имеют возможность самостоятельно, без чьей-либо помощи, вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению планов должна производиться децентрализовано, так как этого требует наличие большого количества информации, деталей и систем. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Именно в подразделениях и выдвигаются предложения, касающиеся относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

        Известно, что бюджеты подразделений разрабатываются изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. На многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению планов, в которой содержится повременной план, а также распределение ответственностей и обязанностей при расчете бюджетных показателей, чтобы реально обеспечить действенную систему координации.

        В литературе о планировании в фирме или на предприятии, обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов, то есть планов: по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По первому методу break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху". Это можно расшифровать как то, что руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. После чего эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают абсолютно наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий план предприятия. Тенденции. На практике не целесообразно и нерационально использовать только один из этих методов, нужно уметь комбинировать и выбирать нужное для достижения целей. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

        Предприятие должно осуществлять контроль и планирование в двух основных экономических областях. Речь здесь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются основными и главными центральными элементами внутрифирменного планирования.

        Перечислим  некоторые сферы, где идет такое  планирование, и дадим небольшую  характеристику: 

        Планирование  потребности в  оборотном капитале.

        На  предприятии необходимо и очень важно проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Существенным фактором планирования использования оборотного капитала служит планирование времени поступления расхода и дохода. Наличие оборотного капитала у предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.  

        Планирование  потребностей в основном капитале.

        По  мере развития предприятия станки, как показывает практика, изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры, в общем, по ходу технологий требуется все новое оборудование. Довольно часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики. Это означает, что важно включить в процесс стратегического планирования предприятия само финансовое планирование. Если предприятие хочет расширить производство продукта и завоевать новые рынки, оно обязано заботиться о потребности в капитале в процессе формирования основных исследований по производственным методам и долгосрочных планов по маркетингу. 

        Планирование  источников дохода.

        На  сегодняшний день известно множество источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении наилучшего источника для каждой потребности и, конечно, именно в то время, когда такая потребность возникает. Качественное планирование заключается в том, чтобы не только вовремя получать необходимые фонды, но и по самой возможной низкой цене. Для этого необходимо найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, после чего сбалансировать различные источники, потому как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на поступление доходов или выпуск акций. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

    Информация о работе Финансовое планирование