Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 01:24, курсовая работа
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его коммерческой, производственной и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. В результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие этого - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Введение
Теоретические и методологические основы финансового планирования
Роль, значение и основные понятия финансового планирования в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Организация и процесс планирования
Этапы планирования
Модели процесса финансового планирования
Методы и принципы финансового планирования
Классификация и виды финансового планирования на предприятии
Перспективное финансовое планирование
Текущее финансовое планирование
Оперативное финансовое планирование
Классификация и виды финансовых планов предприятия
Разработка и анализ финансового плана предприятия на примере ООО «Грант-Тур»
План доходов и расходов
План движения денежных средств
Прогнозный баланс
Проблемы и пути совершенствования финансового планирования на предприятиях
Заключение
Библиографический список
Элементами
планирования в организации являются
подразделения, входящие в ней, а
также отдельные части процесса
планирования. Взаимосвязь между подразделениями
осуществляется на основе координации
их работы на горизонтальном уровне. Единое
направление плановой деятельности, общность
целей всех элементов организации становится
возможным в рамках вертикального единства
подразделений и их интеграции.5
В процессе планирования можно оценить:
Значение
финансового планирования состоит
ещё и в том, что оно увязывает
воедино все стоимостные
Система финансового планирования на предприятии включает:
а) бюджет фонда оплаты труда. На основании этого бюджета которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;
б) бюджет материальных затрат, составляемый на основании комплектующих, материалов, норм расходов сырья ;
в) бюджет потребления энергии;
г) бюджет амортизации,
д) бюджет прочих расходов (транспортных, командировочных и т.п.);
е) бюджет погашения займов и кредитов, который разрабатывается на основании плана-графика платежей;
ж) налоговый бюджет, включающий налоги и обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется в целом по предприятию.
В
условиях перехода к рыночным отношениям,
полной самостоятельности предприятий
финансовые планы отражают стратегию
и тактику использования
Разработка
предприятиями финансовых планов занимает
важное место в системе мер по
стабилизации их денежного хозяйства.
Теперь попробуем определить основные
понятия, связанные с финансовым планированием:
В
первую очередь стоит назвать
понятие финансового плана. План
– это управленческое решение, оформленное
надлежащим образом. Финансовый
план – обобщенный плановый документ,
отражающий поступление денежных средств
предприятия на текущий и долгосрочный
периоды. Он включает в себя составление
операционных и финансовых бюджетов, прогноз
денежных ресурсов на несколько лет. В
России его обычно составляют в форме
баланса доходов и расходов.6 Финансовый
план взаимосвязан с другими разделами
бизнес-плана. Назначение финансового
плана – прогноз средне- и долгосрочной
финансовой перспективы, а также определение
текущих доходов и расходов.
Финансовый план, в конечном итоге, отвечает на следующие вопросы:
1. Какие доходы и поступления ожидаются в данном плановом периоде?
2. Какие расходы и отчисления предстоят?
3. Каким образом сбалансировать в случае необходимости доходы и расходы.
Для
составления финансовых планов используются
следующие информационные источники:
договоры, заключаемые с потребителями
продукции и поставщиками материальных
ресурсов; учетные данные; результаты
анализа бухгалтерской отчетности; экономические
нормативы, утвержденные законодательными
актами РФ и некоторые другие.
Бюджет
предприятия – оперативный финансовый
план, составленный, как правило, на период
до одного года и отражающий поступление
и расходование денежных средств по текущей,
инвестиционной и финансовой деятельности.
В практике управления финансами предприятия
используют два основных вида бюджетов
– оперативный и капитальный.
Бюджетирование
– процесс разработки конкретных бюджетов
в соответствии с целями оперативного
управления.
Бюджетирование
капитала – процесс разработки конкретных
бюджетов по управлению капиталом предприятия
– источникам формирования капитала и
их размещение, например прогноз баланса
активов и пассивов на конец предстоящего
квартала.
Бюджетный контроль – текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Современные
методы планирования в качестве одного
из подходов включают разработку бизнес-плана.
Бизнес-план – основной документ,
разрабатываемый предприятием и предоставляемый
инвестору по реальному инвестиционному
проекту или проекту его санаций при угрозе
банкротства.7 В этом документе в
краткой форме и общепринятой последовательности
разделов излагают основные параметры
проекта и финансовые показатели, связанные
с его реализацией.
Смета – форма планового счета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например, смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.
Внутрифирменное финансовое планирование заключается в следующем:
1.2 Организация и процесс планирования
Организация планирования зависит от самой величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, поэтому руководители имеют возможность самостоятельно, без чьей-либо помощи, вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению планов должна производиться децентрализовано, так как этого требует наличие большого количества информации, деталей и систем. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Именно в подразделениях и выдвигаются предложения, касающиеся относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Известно, что бюджеты подразделений разрабатываются изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. На многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению планов, в которой содержится повременной план, а также распределение ответственностей и обязанностей при расчете бюджетных показателей, чтобы реально обеспечить действенную систему координации.
В литературе о планировании в фирме или на предприятии, обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов, то есть планов: по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По первому методу break-down работа по составлению бюджетов начинается "сверху". Это можно расшифровать как то, что руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. После чего эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают абсолютно наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий план предприятия. Тенденции. На практике не целесообразно и нерационально использовать только один из этих методов, нужно уметь комбинировать и выбирать нужное для достижения целей. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
Предприятие должно осуществлять контроль и планирование в двух основных экономических областях. Речь здесь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план являются основными и главными центральными элементами внутрифирменного планирования.
Перечислим
некоторые сферы, где идет такое
планирование, и дадим небольшую
характеристику:
Планирование потребности в оборотном капитале.
На
предприятии необходимо и очень важно
проводить планирование использование,
как основного, так и оборотного капитала.
Существенным фактором планирования использования
оборотного капитала служит планирование
времени поступления расхода и дохода.
Наличие оборотного капитала у предприятия
должно покрывать расходы со времени начала
производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале.
По
мере развития предприятия станки,
как показывает практика, изнашиваются,
изменяется технология, требуются новые
здания, оборудование, компьютеры, в общем,
по ходу технологий требуется все новое
оборудование. Довольно часто сроки приобретения
основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить в процесс
стратегического планирования предприятия
само финансовое планирование. Если предприятие
хочет расширить производство продукта
и завоевать новые рынки, оно обязано заботиться
о потребности в капитале в процессе формирования
основных исследований по производственным
методам и долгосрочных планов по маркетингу.
Планирование источников дохода.
На сегодняшний день известно множество источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении наилучшего источника для каждой потребности и, конечно, именно в то время, когда такая потребность возникает. Качественное планирование заключается в том, чтобы не только вовремя получать необходимые фонды, но и по самой возможной низкой цене. Для этого необходимо найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, после чего сбалансировать различные источники, потому как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на поступление доходов или выпуск акций. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.