Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет собой составную часть управления экономикой. Оно может применяться и применяется на общегосударственном уровне (народнохозяйственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных сфер экономики (например, социальное или бюджетное планирование), предприятий, компаний, фирм. Вполне применимо планирование и на уровне домашнего хозяйства, семьи в виде, скажем, планирования семейного бюджета.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

       Одним из случаев неполной информации является планирование в условиях неопределенного риска. Разработчик в этой ситуации должен выходить с того, что каждая из реализованных альтернатив может привести до нескольких следствий, вероятность наступления которых неизвестна. О вероятности поведения факторов внешней среды, что влияет на выбор альтернативы, нельзя не сделать никаких предположений.

       Невзирая  на то, что в практике планирования ситуации неопределенного риска встречаются чаще, чем ситуация определенности, именно ей, а тем самым и системам планирования, которые функционируют в условиях полной информации, уделяется большое значение. Причины этого стоит искать в том, что практике планирования свойственные:

       - мышление по упрощенным образцам (моделях);

       - сводка неопределенных ожиданий при получении информации путем приведения или учета неучета рисков к определенным ожиданиям;

       - расчет плановых альтернатив  для разных вариантов ожиданий в будущем;

       - общее предположение, что детальный  учет всей неполной информации о будущем развитии событий очень незначительно влияет на результаты, рассчитанные при планировании в условиях полной информации.

       Независимо  от сформированного состояния в практике планирования, новейшие теории принятия решений, а также теории планирования направлены на более широкий и детальный учет влияния неполной информации.

       В организационных процессах средство и продукт труда является информацией: планы, отчеты, нормативы, организационные регламенты и т.п. Эти процессы можно назвать информационными. Они всегда заканчиваются информационными ресурсами.

       Информационные  ресурсы по своему назначению также  обслуживают материальные (технические) процессы путем разработки их информационных моделей, как производственного процесса, так и его конечных результатов. Организационные процессы обеспечивают взаимосвязь технических процессов. Эта взаимосвязь может быть технологической и организационной. В технологии производства объединяются модели и конструкции изделий, материалов, режим обработки, оборудование и т.д.

       Перед тем как начать поиск информации, предприятие должно определить круг запросов по каждому из элементов внутренней и внешней среды.

       Как правило, наибольшая часть информации поступает из внутренних источников, используются данные оперативного и бухгалтерского учета, планирования и тому подобное. Сбор информации происходит постоянно (в сроки бухгалтерской и статистической отчетности), или эпизодически (в случае необходимости). Сбор эпизодической информации нуждается в разработке специальных процедур проведения обследований, получения индивидуальных и групповых оценок.

       К источникам внутренних информационных данных принадлежат:

       - бухгалтерский учет и отчетность;

       - статистический учет и отчетность;

       - оперативный учет и отчетность.

       Данные  бухгалтерского учета дают объективную количественную характеристику многообразных хозяйственных операций, обобщенную характеристику всей совокупности средств производства по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению. Для этого используются методы сквозного и непрерывного наблюдения, суровое документирование, систематизация на счетах, группировка в балансе и других отчетных таблицах.

       Учетно-аналитическая  информация является основой для принятия решений по организации, планирования и регулирования хозяйственной деятельности предприятия. Особенности учетной информации зависят от видов учета (оперативного, бухгалтерского, статистического); форм бухгалтерского учета (таблично-автоматизированной, диалоговой, безбумажной); от источников и методов формирования переменной и условно-постоянной информации и алгоритма их машинной обработки.

       Учетные данные отображают фактическое состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия и являются информационной моделью производства. Кроме отображения действительного состояния объекта, на учетную информацию полагается и ретроспективная функция, которая нуждается в длительном хранении этой информации (в виде форм бухгалтерской отчетности).

       Конечные данные являются результатом решения учетных заданий с нахождением сводно-итоговых величин по установленным группировочным признакам, для чего реализуются арифметические и логические операции, операции сортировки информации. Качества учетной информации зависят от использованной методологии ее восприятия, систематизации и обобщения, а также от специфических особенностей учетных заданий: решение (всегда расчетным или логическим способами); алгоритмичности; документальности входных и исходных данных; использование тех же данных для формирования различных показателей; информационной связи учетных заданий; необходимости накопления данных; регламентации сроков развязывания задач.

       Кроме данных бухгалтерского учета, для оценки выполнения планов (ежемесячных, квартальных, годовых) используются и статистические данные, благодаря которым выясняются определенные экономические закономерности.

       Текущее планирование использует сведения оперативного учета и отчетов, обеспечивая быстрое получение соответствующей информации.

       Результативная  информация подается в виде данных о недостатках в работе и соответствующих виновников, или о неиспользованных резервах и способах их мобилизации. В отличие от текущего планирования, оперативное использует ежедневную информацию о деятельности предприятия, данные первичных бухгалтерских и других документов, материалов контроля, наблюдения, направлений и тому подобное. Для него характерная определенная приблизительность результативной информации.

       Выборочные учетные данные необходимы для детализации показателей отчетности. Используются эпизодические выборки, наблюдения, углубленные проверки. Источником выборочных данных является текущий бухгалтерский учет и первичная документация.

       К внеучетным данным относятся, например, материалы сборов трудовых коллективов, бесед с работниками предприятия. При этом значительное количество информации можно получить по вопросам организации труда и производства, финансового состояния. На практике руководители различных уровней выполняют собственный оперативный анализ, ведут регистрацию важнейших процессов и операций, приблизительные расчеты, планируют соответствующие мероприятия. Таким образом каждое лицо, которое отвечает за принятие решений, одновременно становится и пользователем (информантом), и источником информации (информатором).

       Перечень информационных характеристик внутренней среды можно объединить по таким признакам (табл. 1.1).

       Внешней информацией для планирования является информация о поставщиках, конкурентной среде, покупателях и тому подобное. Источниками такой информации могут быть: законодательная база, официальная бухгалтерская и статистическая отчетность, публикации, другие предприятия, информационная индустрия и самостоятельные маркетинговые исследования.

 

        Таблица 1.1. Информационная характеристика внутренней среды предприятия

       Производство        Размеры, мощность и тип оборудования

       Источника снабжения

       Тенденция производства

       Инновационные возможности 

       Нормирования  работ 

       Уровень нехватки

       Маркетинг        Номенклатура  продукции 

       Качество  продукции 

       Размеры и судьба рынков

       Качество  маркетинговых исследований

       Эффективность применения рекламы 

       Организация продаж и сервис

       Финансы        Активы 

       Валовые накопления

       Доход

       Источники денежных поступлений

       Показатели  баланса

       Управление персоналом        Программы изучения

       Процедуры привлекательности и подбора кадров

       Анализ  трудовых операций

       Содержательность  работы

       Система премий

       Организационная структура.

       Власть  и лидерство

       Форма делегирования полномочий

       Тип организационной структуры 

       Отношения между менеджерами и рабочими

       Характер  собственности Эффективность менеджера

 

       Источники информации могут иметь разнородный характер. Многие предприятия для использования четкой и достоверной информации стремятся найти некоторые особенные источники, в т.ч. и нелегальные. Однако нужно иметь в виду, что около 90% нужной, существующей информации можно использовать из легальных источников.

       Сбором нужной информации всегда занимается служба планирования. В то же время этот процесс координируется и контролируется высшим менеджментом. Высший менеджмент, кроме того, самостоятельно занимается сбором информации, потому что имеет доступ к разнличным информационным каналам.

       На  предприятиях существуют отделы, которые систематически готовят информацию. К ним принадлежат, в первую очередь, исследовательский отдел, отдел развития, а также конструкторский отдел, отделы документации, исследование рынка и отдел учета. Информация, которая предоставляется этими отделами, используется в качестве "воспроизведенного товара", а также для составления планов.

       Далее, исследуя методы, используемые в финансовом планировании, необходимо отметить, что  основным является балансовый метод. Его содержание заключается в том, что не только балансируются итоговые показатели доходов и расходов, а для каждой статьи расходов отмечаются конкретные источники покрытия. При этом используются различные способы: нормативный, расчетно-аналитический, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

       Сущность нормативного способа финансового планирования заключается в том, что на основе установленных финансовых норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность субъекта предпринимательской деятельности в финансовых ресурсах и определяются источники этих ресурсов. Упомянутыми нормативами являются ставки налогов, ставки, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств. Нормы и нормативы бывают отраслевыми, региональными и индивидуальными.

       При использовании расчетно-аналитического метода плановые показатели рассчитываются на основе анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и их изменения в плановом периоде.

       Оптимизация плановых решений заключается в  разработке вариантов плановых расчетов для того, чтобы выбрать из них самый оптимальный. Следовательно могут использоваться различные критерии выбора:

       •  максимум прибыли (дохода) на денежную единицу вложенного капитала;

       •  экономия финансовых ресурсов, то есть минимум финансовых расходов;

       •  экономия текущих расходов;

       •  минимум вложение капитала при максимально эффективном результате;

       •  максимум абсолютной суммы полученной прибыли.

       Финансовое  планирование (кроме уже упоминавшихся  способов расчетов) нуждается в широком использовании экономико-математического моделирования. Этот способ делает возможным нахождение количественного выражения взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют. Экономико-математическая модель — это точное математическое описание факторов, которые характеризуют структуру и закономерности изменения данного экономического явления и осуществляются с помощью математических приемов. Моделирование может осуществляться за функциональной и корреляционной связью. Экономико-математическое моделирование дает возможность перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научной обоснованности планирования нуждается в разработке нескольких вариантов планов исходя из разных условий и путей развития предприятия со следующим выбором оптимального варианта финансового плана.

       Методология финансового планирования включает в себя организацию планирования финансов, которая строится на определенных принципах. К принципам финансового планирования относятся:

       - научность;

       - комплексность;

       - оптимальность.

       Принцип научности планирования финансов значит, что расчет плановых показателей должен базироваться на анализе отчетных данных, на определении перспектив развития финансовых показателей.

       Принцип комплексности планирования финансов предусматривает, что показатели финансового плана должны быть взаимоувязанными между собой.

       Принцип оптимальности планирования финансов нуждается в наиболее рациональном использовании капитала и всех финансовых ресурсов.

       Таким образом, финансовый план - это заключительная часть бизнес-плана, которая обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении. В нем должны быть отображены данные об объеме продажи и общей прибыли, объеме инвестиций, источника финансирования, использования собственных средств, а также ссудных (с указанием сроков и источников погашения задолженности), сроки окупаемости капиталовложений, расходы производства и обращения, процентное соотношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (для акционерного общества).

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии