Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа
Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет собой составную часть управления экономикой. Оно может применяться и применяется на общегосударственном уровне (народнохозяйственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных сфер экономики (например, социальное или бюджетное планирование), предприятий, компаний, фирм. Вполне применимо планирование и на уровне домашнего хозяйства, семьи в виде, скажем, планирования семейного бюджета.
Пятое задание - контроль за финансовым состоянием, платеже- и кредитоспособностью предприятия.
Финансовое планирование нужно, в первую очередь, для сохранения финансового равновесия предприятия, а, с другой стороны, - для избежания накопления лишних ликвидных средств.
Оно
должно охватывать все финансово-экономические
и производственно-
Рис.
1.2 - Состав финансового планирования
Кроме вышеупомянутого, финансовое планирование или планирование платежей имеет дело со всеми потоками платежей. Оно необходимо, чтобы формировать все потоки платежей на предприятии, а также между предприятием и внешней средой с учетом этапов платежных средств за один или несколько периодов. Потоки платежей и запасы платежных средств для финансового планирования следует определять по видам, величине и моментам времени их возникновения на основании деятельности предприятия в будущем периоде. Это позволит владеть информацией об ожидаемых платежах.
Таким образом, финансовое планирование является неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии и при этом, обеспечивает:
• формирование и эффективное использование финансовых ресурсов предприятия;
• выявление самых эффективных направлений инвестирования и сосредоточения финансовых ресурсов на этих направлениях;
• соответствие финансовых действий экономическому положению и материальным возможностям предприятия;
•
определение главной угрозы со стороны
конкурентов, правильный выбор направлений
финансовых действий и маневрирования
для достижения решающего преимущества
над конкурентами.
1.2
Информационное обеспечение составления
финансовых планов и методы планирования
Значение финансового планирования заключается в том, что оно дает возможность определить жизнеспособность проекта предприятия при условиях конкуренции и является инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Следовательно, основными заданиями финансового планирования на предприятии являются:
• обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
• установка рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями;
• определение путей эффективного вложения капитала, оценка рационального его использования;
• выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;
• осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.
Финансовое планирование дает возможность решить следующие конкретные вопросы:
- какие денежные средства может иметь предприятие в своем распоряжении;
- каковы источники их поступления;
-
достаточно ли финансовых
- какая часть средств должна быть перечислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам;
-
как должны осуществляться
- как обеспечивается реальная сбалансированность плановых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Система
информационного обеспечения
В целом, же, информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Содержание
системы информационного
Система
показателей информационного
Рисунок
1.6 - Показатели используемые для составления
финансовых планов, формируемые из
внешних источников информации
1.
Показатели, характеризующие
а) показатели макроэкономического развития;
б) показатели отраслевого развития.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
а) показатели рынка фондовых инструментов;
б) показатели конъюнктуры рынка денежных инструментов.
3. Показатели, деятельность контрагентов и конкурентов:
а) банков;
б) страховых компаний;
в) поставщиков продукции;
г) покупателей продукции;
д) конкурентов.
4. Показатели, деятельность контрагентов и конкурентов
а) по финансовой деятельности предприятий;
б) по функционированию отдельных сегментов финансового рынка.
Система показателей формируемых из внутренних источников информации, делится на три основные группы (см. рис. 1.7).
1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности:
а)
показатели, характеризующие состав
активов и структуру
б) показатели, характеризующие основные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
в) показатели, характеризующие движение денежных средств и отдельных финансовых фондов.
2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия:
Рисунок.
1.7 - Система показателей
а) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности по основным сферам финансовой деятельности;
б) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности в региональном разрезе;
в) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных центров ответственности.
3. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия:
а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия;
б) система плановых показателей финансового развитие предприятия.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения финансового планирования, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.
Если посмотреть на фазы процесса планирования и управления выполнением плана, то можно увидеть, что все они, кроме частичной фазы реализации, являются собственно говоря процессами переработки информации. Первые четыре фазы планирования можно интерпретировать как процесс переработки информации (input-output). Информация на входе (input) переделывается на нескольких степенях обработки с помощью определенных технических приемов и информации, которая получается на выходе (output), то есть исходя из альтернативы плана. В этом случае планирования является процессом превращения входящей информации в исходящую. Четкая ориентация этого процесса достигается систематической координацией всех фаз процесса планирования на основании широкого согласования первичной информации (feed forward) и информации обратной связи (feed back).
Процесс планирования, предусматривает применение различных видов информации.
По стадиями управления различают прогнозную, плановую, учетную, нормативную информацию, информацию для анализа хозяйственной деятельности и оперативного управления.
Прогнозная информация связана с функцией прогнозирования, плановая - с планированием (стратегическим, текущим); учетная - с управленческим, финансовым учетом; информация для анализа хозяйственной деятельности - с функцией экономического анализа; для оперативного управления и регуляции - с соответствующими функциями.
Нормативная информация возникает и используется на стадиях технической подготовки производства, а также в других случаях, например, для формирования цен, тарификации. Она содержит нормы и нормативы, цены, расценки, тарифы, а также некоторые другие данные, например, предварительно обусловленные табличные величины (ставки подоходного налога из граждан и т.п.).
Нормативную информацию можно условно разделить на нормативно-правовую и нормативно-справочную. К нормативно-правовой принадлежат распоряжения органов законодательной и исполнительной власти (законы, постановления, акты), которые регулируют экономическую деятельность предприятия.
Нормативно-справочная информация - это нормы и нормативы, которые определяются руководством предприятия (например, нормы расходов материалов). К справочной принадлежит информация, одинаковая для всех функциональных разновидностей: название предприятия, министерства, ведомства, штатное расписание, список поставщиков и покупателей и тому подобное.
Поскольку планирование является процессом переработки информации, то степень определенности и вероятности прогнозной информации, что переделывается, влияет на степень надежности планирования. То есть планирование проводится в условиях полной информации (определенности), неполной информации ли (неопределенность).
При наличии полной информации (детерминированый случай) планы разрабатываются, исходя из того, что знание о содержании плана (цель, постановку, проблемы, инструменты, изменения, данные, сроки) является полным, надежным и определенным.
Первый случай неполной информации встречается при наличии определенных рисков. О планировании с учетом определенных рисков можно говорить тогда, когда тот, кто разрабатывает план, должен считаться с тем, что, например, при каждой реализованной альтернативе могут быть разные следствия в каждом частном случае. Это касается и инструментальных переменных, данных, сроков т.д.