Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет собой составную часть управления экономикой. Оно может применяться и применяется на общегосударственном уровне (народнохозяйственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных сфер экономики (например, социальное или бюджетное планирование), предприятий, компаний, фирм. Вполне применимо планирование и на уровне домашнего хозяйства, семьи в виде, скажем, планирования семейного бюджета.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

       Пятое задание - контроль за финансовым состоянием, платеже- и кредитоспособностью предприятия.

       Финансовое  планирование нужно, в первую очередь, для сохранения финансового равновесия предприятия, а, с другой стороны, - для избежания накопления лишних ликвидных средств.

       Оно должно охватывать все финансово-экономические  и производственно-хозяйственные процессы (рис. 1.2).

         

       Рис. 1.2 - Состав финансового планирования 

       Кроме вышеупомянутого, финансовое планирование или планирование платежей имеет дело со всеми потоками платежей. Оно необходимо, чтобы формировать все потоки платежей на предприятии, а также между предприятием и внешней средой с учетом этапов платежных средств за один или несколько периодов. Потоки платежей и запасы платежных средств для финансового планирования следует определять по видам, величине и моментам времени их возникновения на основании деятельности предприятия в будущем периоде. Это позволит владеть информацией об ожидаемых платежах.

       Таким образом, финансовое планирование является неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии и при этом, обеспечивает:

       • формирование и эффективное использование финансовых ресурсов предприятия;

       • выявление самых эффективных направлений инвестирования и сосредоточения финансовых ресурсов на этих направлениях;

       • соответствие финансовых действий экономическому положению и материальным возможностям предприятия;

       • определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирования для достижения решающего преимущества над конкурентами. 

       1.2 Информационное обеспечение составления финансовых планов и методы планирования 

       Значение  финансового планирования заключается  в том, что оно дает возможность  определить жизнеспособность проекта  предприятия при условиях конкуренции и является инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

       Следовательно, основными заданиями финансового планирования на предприятии являются:

       • обеспечение производственной и  инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

       • установка рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями;

       • определение путей эффективного вложения капитала, оценка рационального его использования;

       •  выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

       • осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

       Финансовое планирование дает возможность решить следующие конкретные вопросы:

       - какие денежные средства может  иметь предприятие в своем  распоряжении;

       - каковы источники их поступления;

       - достаточно ли финансовых ресурсов  для выполнения начерченных заданий;

       - какая часть средств должна  быть перечислена в бюджет, внебюджетные фонды, банкам и другим кредиторам;

       - как должны осуществляться распределение и использование прибыли на предприятии;

       - как обеспечивается реальная сбалансированность плановых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

       Система информационного обеспечения финансового  планирования является составляющей информационной системы финансового менеджмента.

       В целом, же, информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

       Содержание  системы информационного обеспечения  финансового планирования, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового планирования, предварительно классифицируется.

       Система показателей информационного обеспечения финансового планирования, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы (см.рис. 1.6).

       

       Рисунок 1.6 - Показатели используемые для составления  финансовых планов, формируемые из внешних источников информации 

       1. Показатели, характеризующие общеэкономическое  развитие страны:

       а) показатели макроэкономического развития;

       б) показатели отраслевого развития.

       2. Показатели, характеризующие конъюнктуру  финансового рынка:

       а) показатели рынка фондовых инструментов;

       б) показатели конъюнктуры рынка денежных инструментов.

       3. Показатели, деятельность контрагентов  и конкурентов:

       а) банков;

       б) страховых компаний;

       в) поставщиков продукции;

       г) покупателей продукции;

       д) конкурентов.

       4. Показатели, деятельность контрагентов и конкурентов

       а) по финансовой деятельности предприятий;

       б) по функционированию отдельных сегментов  финансового рынка.

       Система показателей формируемых из внутренних источников информации, делится на три основные группы (см. рис. 1.7).

       1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности:

       а) показатели, характеризующие состав активов и структуру используемого капитала;

       б) показатели, характеризующие основные финансовые результаты хозяйственной  деятельности предприятия;

       в) показатели, характеризующие движение денежных средств и отдельных финансовых фондов.

       2. Показатели, характеризующие финансовые  результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия:

        

       

       Рисунок. 1.7 - Система показателей информационного  обеспечения финансового планирования, формируемых из внутренних источников.

 

        а) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности по основным сферам финансовой деятельности;

       б) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности в региональном разрезе;

       в) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных центров ответственности.

       3. Показатели, характеризующие финансовые  результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия:

       а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия;

       б) система плановых показателей финансового  развитие предприятия.

       Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения финансового планирования, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

       Если  посмотреть на фазы процесса планирования и управления выполнением плана, то можно увидеть, что все они, кроме частичной фазы реализации, являются собственно говоря процессами переработки информации. Первые четыре фазы планирования можно интерпретировать как процесс переработки информации (input-output). Информация на входе (input) переделывается на нескольких степенях обработки с помощью определенных технических приемов и информации, которая получается на выходе (output), то есть исходя из альтернативы плана. В этом случае планирования является процессом превращения входящей информации в исходящую. Четкая ориентация этого процесса достигается систематической координацией всех фаз процесса планирования на основании широкого согласования первичной информации (feed forward) и информации обратной связи (feed back).

       Процесс планирования, предусматривает применение различных видов информации.

       По  стадиями управления различают прогнозную, плановую, учетную, нормативную информацию, информацию для анализа хозяйственной деятельности и оперативного управления.

       Прогнозная  информация связана с функцией прогнозирования, плановая - с планированием (стратегическим, текущим); учетная - с управленческим, финансовым учетом; информация для анализа хозяйственной деятельности - с функцией экономического анализа; для оперативного управления и регуляции - с соответствующими функциями.

       Нормативная информация возникает и используется на стадиях технической подготовки производства, а также в других случаях, например, для формирования цен, тарификации. Она содержит нормы и нормативы, цены, расценки, тарифы, а также некоторые другие данные, например, предварительно обусловленные табличные величины (ставки подоходного налога из граждан и т.п.).

       Нормативную информацию можно условно разделить  на нормативно-правовую и нормативно-справочную. К нормативно-правовой принадлежат распоряжения органов законодательной и исполнительной власти (законы, постановления, акты), которые регулируют экономическую деятельность предприятия.

       Нормативно-справочная информация - это нормы и нормативы, которые определяются руководством предприятия (например, нормы расходов материалов). К справочной принадлежит информация, одинаковая для всех функциональных разновидностей: название предприятия, министерства, ведомства, штатное расписание, список поставщиков и покупателей и тому подобное.

       Поскольку планирование является процессом переработки  информации, то степень определенности и вероятности прогнозной информации, что переделывается, влияет на степень надежности планирования. То есть планирование проводится в условиях полной информации (определенности), неполной информации ли (неопределенность).

       При наличии полной информации (детерминированый случай) планы разрабатываются, исходя из того, что знание о содержании плана (цель, постановку, проблемы, инструменты, изменения, данные, сроки) является полным, надежным и определенным.

       Первый  случай неполной информации встречается  при наличии определенных рисков. О планировании с учетом определенных рисков можно говорить тогда, когда тот, кто разрабатывает план, должен считаться с тем, что, например, при каждой реализованной альтернативе могут быть разные следствия в каждом частном случае. Это касается и инструментальных переменных, данных, сроков т.д.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии