Финансовая система РФ

Автор: Иван Петров, 10 Июня 2010 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношениям и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования являются государственные финансы. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава1. Государственные финансы………………………………………….......5
Содержание и структура системы государственных финансов…………………………………………………………….………...5
Роль государства и государственных финансов в рыночной экономике…………………………………………………………………….17
Глава 2. Финансы и финансовая система Российской Федерации………...24
2.1. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………………24
2.2. Управление финансами РФ…………………………………………………..26
2.3. Оценка правовой базы…………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

         Внебюджетные фонды являются  автономными государственными организациями, которые управляют поступающими в эти фонды обязательными платежами от предприятий, организаций и отдельных лиц. Такие фонды функционируют на уровне федерального государственного управления, в рамках которого они организованы и функционируют. Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

         Различные уровни государственного  управления располагают своими  бюджетами и внебюджетными, например  социальными, фондами. В этой  связи система государственных  финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные  данные по государственным финансам в целом пока системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.

         Для более четкого отграничения  сектора государственного управления  и соответственно государственных  финансов от других секторов  экономики необходимо провести водораздел между сектором государственного управления и сектором нефинансовых государственных предприятий. Вопрос разграничения между сектором государственного управления и сектором нефинансовых (государственных) предприятий возникает при рассмотрении любого вида производственной или коммерческой деятельности.

         К государственным предприятиям  относятся хозяйственные единицы,  которые принадлежат органам  государственного управления или  контролируются ими, осуществляют  продажу рыночных товаров и услуг населению в крупных объемах. Органы государственной власти считаются собственниками данного предприятия, если они владеют всеми или более половиной его акций, других видов участия в капитале. Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль над единицей включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органом государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, единица считается государственным предприятием.

         Деятельность государственных предприятий  не отражает в секторе государственного  управления и относится к сектору  нефинансовых предприятий.

         Финансовые операции и остатки средств на счетах таких государственных предприятий не включается в сектор государственного управления в силу того, что характер их деятельности по своей природе отличается от характера деятельности этого сектора, а решение стоящих перед ними задач, связанных с производством и финансированием, не основывается на соображениях государственной политики.

         Нефинансовые государственные предприятия  занимаются производством и реализацией  тех видов товаров и услуг,  которые, как правило, производятся частными предпринимательскими предприятиями. При этом они могут устанавливать цены, не покрывающие полностью издержки производства. Те предприятия и организации, которые не осуществляют реализацию товаров и услуг населению в крупных размерах, а занимаются выполнением функций регулирования, не должны включаться в сектор нефинансовых государственных предприятий. Если основное финансирование или контроль над деятельностью таких единиц принадлежит государственным органам, то они должны включаться в сектор государственного управления.

         Критерием, позволяющим разграничить  нефинансовые государственные предприятия  от ведомственных предприятий,  действующих в рамках сектора  государственного управления, является  корпоративный характер таких  предприятий и большой объем осуществляемой им деятельности.

         Выявление единиц, являющихся нефинансовыми  государствами предприятиями, представляется  важным прежде всего для обозначения  границ сектора государственного  управления, из которого их следует  исключить, и определения границ нефинансового государственного сектора. Нефинансовые предприятия занимают некоторое промежуточное положение между ведомственными предприятиями, которые не являются корпоративными и не занимаются производством и реализацией услуг в больших объемах, и частными предприятиями, которые не принадлежат органам государственного управления и не контролируются ими.

         В сектор государственного управления включается только деятельность ведомственных предприятий.. В качестве ведомственных рассматриваются предприятия и организации, функционирующие в рамках сектора государственного управления и занимающиеся коммерческой или производственной деятельностью. Характерными чертами ведомственных предприятий, позволяющих осуществлять их отграничение, являются следующие:

  • они не являются корпоративными или квазикорпоративными;
  • органически связаны с соответствующими министерствами, комитетами и другими органами государственного управления;
  • осуществляющие производство товаров, а не государственных услуг, для других единиц сектора государственного управления. Реализация товаров за пределы государственного сектора незначительна.

         Трактовка поступлений и расходов  ведомственных предприятий отличается  от принятой для данного сектора.  Выручка от продажи их продукции может не покрывать издержки производства. В этом случаи она не представляет собой располагаемого дохода государственного управления, а расходы таких единиц являются в полной мере расходами органов управления. Только разница между выручкой от продаж и текущими издержками производства увеличивает размер располагаемого дохода. Если такую разницу можно установить, то она отражается в составе сектора государственного управления. Как правило, ведомственные предприятия сильно интегрированы в финансовую систему государственных органов, и предполагается, что полное покрытие их издержек, связанных с уплатой процентов или с капитальными затратами, включается в операции тех органов, в рамках которых они функционируют, и полностью отражаются в их статистике.

         Примерами ведомственных предприятий  вспомогательного типа являются  ремонтные мастерские, типографские  и издательские службы, оказывающие  услуги органам государственного  управления, центральные транспортные  объединения, службы хозяйственного  управления и др. Эти организации и предприятия могут реализовывать свою продукцию за пределы сектора государственного управления. Примерами ведомственных предприятий, основной деятельностью которых является реализация товаров и услуг за пределы данного сектора в незначительных размерах, являются службы общественного питания в зданиях государственных организаций, организации, занимающиеся арендой жилья для государственных служащих.

         При объединении данных об  операциях органов управления  и предприятия можно агрегировать операции, имеющие одинаковое значение как для государственных органов, так и для государственных предприятий.

         При формировании государственных  финансов необходимо производить  четкое разграничение между секторами государственного управления и финансовых учреждений, так как они играют ключевую роль в налогово-бюджетной и финансовой политике. В сектор финансовых учреждений входят учреждения, основным видом деятельности которых является одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала; прием срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования; выполнение функций органов денежно-кредитного регулирования.

         В сектах финансовых учреждений  входят следующие подсектора  регулирования, коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Пенсионный фонд отнесен к сектору государственного управления.

         Функции подсектора органов денежно-кредитного  регулирования заключается в управлении валютными резервами страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовой систем. Эти функции выполняют Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.

         В государственных финансах учитывается только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем и кто их контролирует.

         Финансовые учреждения, как и  нефинансовые предприятия, могут  либо полностью принадлежать  государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случаи они рассматриваются как государственные финансы учреждения и не включаются в сектор государственного управления.

         К финансовым учреждениям, операции  которых не относятся к сектору  государственного управления, относятся  Сберегательный банк России, государственные  банки развития, финансовые и  инвестиционные компании, ипотечные  банки и другие аналогичные финансово-кредитные учреждения.

         В случаи создания финансово-кредитных органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.

         Преобразование государственных  финансов является  одним из важнейших  направлений экономических  реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьёзное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.

         В планово-распределительной системе  государство является собственником  и управляет финансовыми ресурсами  всех субъектов хозяйственной  страны. В рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть этих ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансами органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.

         В 1991 г. бюджетная система России была разделена на три автономных уровня. Сектор государственного управления в России как в республике с федеральным устройством охватывает федеральный, региональный и местный уровни. Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:

         федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента  Российской Федерации, аппараты  федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения,  образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения Российской Федерации за границей;

         региональные органы управления: органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, аппараты президентов республик в составе Российской Федерации, аппараты исполнительной власти Российской Федерации; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые за счет бюджета субъектов Российской Федерации; представительства субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Финансовая система РФ