Финансовая система РФ

Автор: Иван Петров, 10 Июня 2010 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношениям и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования являются государственные финансы. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава1. Государственные финансы………………………………………….......5
Содержание и структура системы государственных финансов…………………………………………………………….………...5
Роль государства и государственных финансов в рыночной экономике…………………………………………………………………….17
Глава 2. Финансы и финансовая система Российской Федерации………...24
2.1. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………………24
2.2. Управление финансами РФ…………………………………………………..26
2.3. Оценка правовой базы…………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

         местные (муниципальные) органы  управления: органы законодательной  (представительной) власти, аппараты  местной администрации, аппараты  местной исполнительной власти; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией. 
 

1.2. Роль государства  и государственных  финансов в рыночной  экономике. 

         Для нормального социально-экономического  и политического развития страны  требуется эффективное государство.  Государство необходимо для предоставления  нужных обществу в целом и  его жителям товаров и услуг,  законодательного формирования  необходимых норм и инструментов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам.

         Основными функциями государства, обеспечивающими нормативное развитие, являются следующие:

         Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

         поддержание макроэкономической  и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и  промышленная политика;

         финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;

         регулирование интеграции в мировую  экономику с учетом защиты  национальных интересов;

         осуществление мер по охране  окружающей среды.

         Для успешного развития страны требуется как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение рели, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать а практически реализовывать принятые законодательные нормы. В общем виде, казалось бы, понятно. Тем не менее до конца не определены роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, ответ на вопрос о том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами.

         Пути и методы действий для  того, чтобы сделать государство  эффективным, могут быть различными  и зависят от конкретной обстановки. То, что годиться для стран с развитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, России или Афганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои подходы. Наиболее общими предпосылками являются следующие:

         объем осуществляемых государством  функций и реализуемые им меры  должны соответствовать экономическому  потенциалу, финансовым и социально-политической  обстановке в стране;

         используемые меры и механизм  должны быть работоспособными  и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;

         работа госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его  на решение проблем общества  в целом, преодоление противоречащих  общенациональным стремлений отдельных  групп и слоев населения, ликвидацию  коррупции.

         Решением проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов. По мере роста экономического потенциала страны потенциал государства и его способность расширить свои функции увеличивается.

         Уменьшение объема благ, предоставляемых  государством населению, чревато  опасностью усиления социальной  напряженности. Необходимо, чтобы  общество и прежде всего наименее  обеспеченная его часть восприняли  эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную, вынужденную меру, имеющую временный характер.

         Рассмотрим с учетом  изложенного некоторые  основные функции  государства. 

         Обеспечение законодательных основ  рынка и определение пропорций  рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства. Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга.

         Разделение полномочий между  законодательной, исполнительной  и судебной ветвями власти, между  центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законы об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях и т.п., должны обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристские действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Важно, однако, не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы.

         Макроэкономическая политика, налоговая  система, нормы инвестиционной  деятельности, экономическая политика  в целом, связанные с ними  методы и объемы формирования  доходов, расходов и финансирование дефицита оказывает существенное воздействие на экономическое развитие.

         На основе продуманной системы  регулирования государство способно  активно воздействовать на характер  и результаты рыночной деятельности  в интересах общества в целом.  Большинство экономически развитых  стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы стимулирования развития рынка.

         В странах с переходной экономикой  главной проблемой является приватизация  государственной собственности.  Подходы к приватизации могут  быть различными. В ряде стран упор сделан на быструю ваучерную приватизацию. Однако продать государственные активы проще и выгоднее в условиях, когда рыночная среда уже существует.

         Финансирование основных социальных  услуг и поддержка слабо защищенных  слоев населения. Одной из важнейших задач государства является обеспечение возможно более справедливого распределения благ между членами общества. Это связано с расходованием государственных средств на образование, здравоохранение, обеспечение имущественной и личной безопасности граждан. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, населённых национальными меньшинствами, а также так называемые неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности.

         Государственные органы  в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это осуществляется, в частности, путём пенсионного обеспечения в преклонном возрасте, медицинского  страхования в случае заболеваний, страхования от безработицы. В ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других странах значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы страхования европейского типа. Однако многие развивающиеся страны, как, например, Китай, Индия, Бразилия, пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недостаточного уровня экономического развития.

         Регулирование интеграции в мировую экономику. Развитие международной торговли и движения капиталов дали импульс к усилению вовлечения стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращения налогообложения, стремлением преодолеть ограниченные возможности отдельных стран, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, связанные с выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологической и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

         Предоставляя ряд преимуществ,  вхождения в глобальную экономику  сопряжено с крупными рисками,  особенно для развивающихся стран.  Многие из них опасаются, что  открытость экономики сделает  их чувствительными к перетокам  капитала на международных финансовых рынках, поставит под угрозу стабильность национальной валюты, затруднит развитие национального сектора экономики. Функцией государства в этих процессах является выработка и проведение общенациональной политики, позволяющей использовать выгоды глобализации и минимизировать её негативные стороны. В этих условиях национальные государства используют свои бюджеты в качестве инструмента защиты национальных интересов, добиваются с их помощью укрепления позиций на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

         Государственное регулирование  охраны окружающей среды осуществляется  на основе государственных законодательных  норм, бюджетных расходов самого  государства, воздействия на частное  предпринимательства с помощью  рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, информации и др.

        В XX в. в целом особенно во второй его половине, в странах с развитой рыночной экономикой наблюдалось усиление роли государства на основе увеличения абсолютных сумм расходов государственных бюджетов и повышения их доли ВВП. Масштабы ресурсов, концентрируемые государственными финансами, в странах с развитой экономикой неуклонно возрастали, что отражает увеличение роли государства в социально-экономической сфере. Так, в США доля государственных расходов в ВВП в 1946г. составляла 20,4%, в 1994 г. 32,7, в Великобритании в 1960 г. 32,2, а в 1995 г. 42,1 в ФРГ в 1960 г. 32,5, а в 1995 г.  49,35%

         Масштабы перераспределения средств  во многом зависят от уровня  развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений, накоплений и т.д. в диапазоне от  всеохватывающей планово- распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое и второе являются крайностями. Экономика государств является, как правило, смешной, где взаимодействует государственный и частный сектор. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться  в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

         В конце 80-х-начале 90-х рухнули  административно-распределительные  системы в станах центральной  и восточной Европы и республиках  бывшего союза. Во многих из  них слабое государство не в состоянии обеспечить такие основные функции, как правопорядок, безопасность граждан, здравоохранения, образования, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и др., несмотря на высокую долю доходов государства в ВВП. Россия находясь в относительно худших условиях концентрирует в государственных финансах не меньшую долю средств, чем экономически более развитые страны. Расходы консолидированного бюджета составляют порядка 27% ВВП, а суммарные расходы сектора государственного управления включая расходы бюджетов и внебюджетных фондов достигает 40% ВВП.

         В политическом отношении государственный  бюджет является факторов воспроизводства  существующих институтов и структур  государственного управления, сложившихся   традиций государственного устройства. Поскольку по средствам бюджета реализуются функции государства и оказывается воздействие на экономическое и социальное воздействие, рассмотрение бюджета всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. Политические партии приходя к власти, реализуют собственные цели посредствам формирования и утверждения бюджетов в соответствии со своими стратегическими планами в области экономической и социальной политики, берут под контроль аппарат финансовых органов и практически реализуют бюджетную политику.         
 
 
 
 
 
 
 

        

          

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАФИИ.

2.1. Сущность и структура  финансовой системы  РФ.

         Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

         Финансовая система РФ состоит  из трех крупных блоков:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы юридических и физических лиц.

  

         Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой ВНП и национального дохода государства.

Информация о работе Финансовая система РФ