I.
Сущность и структура финансовой системы
РФ
II.
Краткая характеристика звеньев финансовой
системы
III.
Гос. бюджет, как главный элемент финансовой
системы государства
В условиях создания Российского государства
и развития рыночных отношений весьма
важную роль играют финансы.
Этот блок финансовых отношений охватывает
государственную бюджетную систему, внебюджетные
фонды, государственный кредит и фонды
страхования. Их регулирующая роль является
неразрывной частью экономических отношений
в государстве, наиважнейшим инструментом
реализации его политики. Поэтому роль
финансов на макроуровне нельзя переоценить.
Отсюда и важность изучения всего блока
вопросов, относящихся к проблемам, рассматриваемым
в настоящей работе.
Финансовые
вопросы приобрели колоссальное
значение в жизни современного общества:
они обсуждаются широкой общественностью;
поиск путей решения тех или
иных проблем вызывает столкновения
в парламентах, противостояние между
политической властью и населением,
смену правительства. Темпы развития
производства, инвестиции, состояние
финансовых рынков и банковских систем,
сбережения, безработица, уровень жизни
населения и т. д.— это все сферы
влияния финансов, т. с. с их помощью решаются,
с одной стороны, такие масштабные задачи,
как развитие той или иной отрасли народного
хозяйства, а с другой, например размер
пенсии пенсионерам.
Такое
проникновение финансов во все сферы
жизни общества обусловлено прежде
всего колоссальными масштабами
национального и планетарного производства,
углублением общественного разделения
труда, скачком в научно-техническом
развитии, ростом общественного сознания,
потребностью в защите среды обитания.
Следовательно,
изучение финансовой науки, как области
знания, имеет большое значение для
любого гражданина, чтобы адекватно
реагировать на ситуации рыночной экономики.
I. Сущность и структура
финансовой системы
РФ.
Понятие
«финансовая система» употребляется
в различных значениях. Во-первых,
как совокупность финансовых учреждений
(институциональная структура финансовой
системы) и, во-вторых, с точки зрения
экономического содержания как совокупность
финансовых отношений.
Само
понятие «система» предполагает
наличие определенных составляющих
элементов и связи между ними.
Структурная организация совокупности
финансовых отношений позволяет
упорядочить и целенаправленно
управлять элементами системы, отслеживать
и корректировать финансовые связи.
Построение финансовой системы основывается
на следующих признаках:
- Функциональном
назначении той или иной группы финансовых
отношений;
- Наличии определенной
специфики в финансовых отношениях;
- Единстве
и взаимодействии подсистем;
- Наличии специального
обслуживающего аппарата;
- Наличии собственной
финансовой базы.
Итак,
финансовая система
– это совокупность
различных сфер (звеньев)
финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется
особенностями в формировании
и использовании фондов
денежных средств, различной
ролью в жизни общества.
В
зависимости от признака, закладываемого
в основу построения финансовой системы,
можно представить ее разное структурное
понимание. Рассмотрим структуры финансовой
системы Российской Федерации.
- По фондовому
признаку различают централизованные
и децентрализованные финансы.
Централизованные
(государственные) финансы включают:
- государственные
бюджеты;
- государственные
социальные внебюджетные фонды;
- государственный
кредит;
- государственное
страхование.
К
децентрализованным финансам относят:
- финансы коммерческих
предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих
организаций;
- финансы домохозяйств.
- По сфере
финансовых отношений финансовая система
РФ включает:
- финансы экономических
субъектов: предприятий, организаций по
секторам (коммерческий, некоммерческий),
по отраслям экономики (промышленные,
сельскохозяйственные, транспортные и
др.); банковско-кредитных организаций;
участников фондового рынка;
- финансы государства:
федерального уровня; регионального уровня;
местного (муниципального) уровня;
- фонды страхования:
государственного, частного;
- финансы домохозяйств.
Финансы
государства структурно можно представить
следующим образом (рис. 1):
Рис.
1. Структура государственных и
муниципальных финансов.
Государственные
и муниципальные финансы являются
частью финансовой системы РФ, охватывают
часть денежных отношений, в процессе
которых происходит формирование, распределение
и использование государственных
и муниципальных фондов денежных
средств, необходимых для выполнения
общественных функций и задач.
Государственные
и муниципальные финансы играют
важную роль в решении социально-экономических
задач. Выполняя распределительную
функцию, государственные и муниципальные
финансы перераспределяют финансовые
ресурсы между различными регионами
и муниципальными образованиями, различными
отраслями экономики, производительной
и непроизводительной сферами, различными
социальными группами населения.
Посредством
государственного и муниципального
контроля отслеживается весь механизм
финансовых отношений в обществе,
финансовое состояние звеньев финансовой
системы РФ, эффективность применяемых
правительством программ социально-экономического
развития и эффективность, законность
деятельности самой исполнительной
власти.
- Структура
финансовой системы РФ с точки зрения
управления включает (рис. 2.):
- основные
элементы системы (финансы государства,
финансы коммерческих предприятий, организаций,
финансы домохозяйств);
- вспомогательные
элементы системы (финансы банковско-кредитных
организаций, страховых групп, финансы
участников рынка ценных бумаг).
Рис.
2. Элементы финансовой системы РФ.
- Институциональная
структура финансовой системы РФ
состоит из разных уровней.
На
федеральном уровне институциональная
структура включает:
- комитеты
Государственной Думы и Совета Федерации;
- Министерство
финансов Российской Федерации и в его
составе: Федеральную налоговую службу;
Федеральную службу страхового надзора;
Федеральную службу финансово-бюджетного
надзора, Финансовую службу по финансовому
мониторингу, Федеральное казначейство
(службу);
- Центральный
банк Российской Федерации;
- Счетную палату
Российской Федерации;
- Федеральную
таможенную службу;
- Федеральную
службу по финансам и рынкам;
- Исполнительные
дирекции (правления) федеральных внебюджетных
фондов.
На
уровне субъектов РФ:
- комиссии
по бюджету и финансам в законодательном
органе, соответствующие федеральным
структурам исполнительной власти;
- министерства
(управления, департаменты) финансов субъекта
РФ, в том числе региональные аппараты
Департамента контроля Минфина России,
управления казначейства Министерства
финансов РФ или управления казначейства
субъекта Федерации, территориальные
управления Федеральной службы РФ по страховому
надзору;
- главные управления
Банка России субъектов Федерации;
- Федеральную
налоговую службу (инспекцию) субъекта
Федерации;
- Таможенную
службу субъекта Российской Федерации;
- Территориальные
органы Федеральной службы по финансовым
рынкам;
- Региональные
дирекции (правления) федеральных внебюджетных
фондов.
На
муниципальном уровне:
- комиссии
по бюджету и финансам в представительном
органе местного самоуправления;
- управления
(департаменты, отделы) финансов;
- аппарат Департамента
контроля Минфина России;
- городские
(районные) органы (отделения) Федерального
казначейства или муниципальное казначейство;
- городские
(районные) управления Главного управления
Банка России субъекта РФ;
- городские
(районные) налоговые службы;
- счетную комиссию
представительного органа местного самоуправления;
- городскую
(районную) таможню.
На
уровне хозяйствующих субъектов
управление финансами осуществляется
финансовой службой (отделом), дирекцией
по финансам, департаментом финансов.
Финансовая
система Российской Федерации в
соответствии со структурным делением
финансовой системы в экономически
развитых странах включает следующие
звенья:
- государственный
бюджет;
- государственные
внебюджетные фонды;
- государственный
кредит;
- фонд страхования;
- фондовый
рынок;
- финансово-кредитную
систему;
- финансы предприятий
различных форм собственности.
II. Краткая характеристика
звеньев финансовой
системы
Государственный
бюджет.
Бюджетная система РФ состоит
из трех уровней: федеральный
бюджет, региональные бюджеты и
местные бюджеты.
Федеральный
бюджет – важнейшее звено финансовой
системы страны. В сущности, это
финансовые ресурсы федерального государства.
Федеральный бюджет включает доходы
и расходы, органически связанные
с макроэкономическими показателями,
объемом налогов и задачами финансовой
политики государства.
Бюджет
субъекта РФ – это региональный
бюджет, включающий республиканский, краевой,
областной бюджеты и бюджеты
крупных городов (например, таких, как
Москва и Санкт-Петербург).
Местные
бюджеты охватывают бюджеты городов,
не имеющих районного деления, и
районов с включением бюджетов районного
центра.
Государственные
внебюджетные фонды.
В современном экономическом
словаре даются следующие определения
внебюджетных фондов:
1)
денежные средства государства,
не включаемые в государственный
бюджет и используемые по определенному
целевому назначению (например, государственный
пенсионный фонд, государственный
фонд социального страхования,
фонд обязательного медицинского
страхования);
2)
средства организаций, учреждений,
муниципальных органов, не входящие
в доходные и расходные статьи
бюджетов, финансируемые из других,
внебюджетных источников.
Государственный кредит.
Следует учесть, что на всех
уровнях управления финансами
присутствует кредит. Государственный
кредит – это кредитные отношения
между государством, юридическими
и физическими лицами, при которых
государство выступает в основном
заемщиком. Государственный заем
осуществляется путем продажи
физическим и юридическим лицам
государственных ценных бумаг.
Таким образом формируется государственный
долг.
При
государственном кредите государство
выступает не только заемщиком, но и
кредитором. Правительство может
предоставлять кредиты резидентам
(в основном виде краткосрочной бюджетной
ссуды). Предприятиям агропромышленного
комплекса, районов Крайнего Севера
(и приравненных к ним местностям)
предоставляются товарный и льготный
кредиты. Государственный кредит может
выступать также в форме гарантированных
обязательств федерального правительства
под кредиты, получаемые органами исполнительной
власти субъектов РФ, хозяйствующими
субъектами.