Содержание
 
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие финансовой системы в РФ…………………………………………..4
2.Структура финансовой системы в РФ………………………………………...6
3.Краткая характеристика звеньев 
финансовой системы…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список  использованной 
литературы…………………………………………..15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Функции и роль финансов реализуются 
через финансовую систему, с помощью 
которой осуществляется распределение 
и перераспределение денежных средств 
в экономике страны. Финансовая система 
представляет собой встроенный элемент 
экономической системы, обслуживающий 
субъекты экономики, обладающие избытком 
или недостатком денежных средств.
Содержание и структура финансовой 
системы по-разному трактуется в 
отечественной и зарубежной литературе. 
В западной литературе понятие «финансовая 
система» определяется как совокупность 
финансовых рынков и финансовых инструментов, 
используемых для заключения финансовых 
сделок, обмена активами и рисками. 
Однако следует обратить внимание на 
ограниченность этого определения, 
так как оно связывает финансовую 
систему только с её институциональными 
элементами. Такой односторонний 
подход не отражает функциональной основы 
и, соответственно, функциональной структуры 
финансовой системы как системы, 
обеспечивающей аккумуляцию и распределение 
денежных средств различными субъектами 
экономики (государством, организациями, 
домохозяйствами). Напротив, в отечественной 
литературе превалирует функциональный 
подход к содержанию финансовой системы. 
Она определяется как совокупность 
взаимосвязанных сфер и звеньев 
финансовых отношений, обладающих особенностями 
в формировании и использовании 
фондов денежных средств. В основу трактовки 
финансовой системы положен принцип 
наличия различных функциональных 
сфер и звеньев специфических 
финансовых отношений. Необходимость 
выделения ее отдельных сфер (звеньев) 
обусловливается различным участием 
субъектов экономических отношений 
в образовании, распределении и 
перераспределении ВВП, формировании 
и использовании денежных фондов 
 
1. Понятие финансовой 
системы.
 
Финансы 
представляют собой довольно сложное 
общественное явление. Они охватывают 
широкую гамму обменно-распределительных 
отношений, которые отображаются в 
различных денежных потоках. При 
единой сущности этих отношений в 
них выделяются отдельные элементы, 
которые имеют свои характерные 
признаки и особенности. Изучение финансов 
основывается как на понимании их 
необходимости, сущности и роли в 
обществе, так и на детальном усвоении 
конкретных форм финансовых отношений.
Предметом науки о финансах является 
определенная система экономических 
отношений, связанных с формированием, 
распределением и использованием централизованных 
и децентрализованных фондов денежных 
средств (государства, предприятий, организаций 
и других хозяйствующих субъектов) 
в целях выполнения функций и 
задач государства и обеспечения 
условий расширенного воспроизводства.
Известно 
определение: “финансовая система 
- это система форм и методов 
образования, распределения и использования 
фонов денежных средств государства 
и предприятий”. В другом труде 
выделяют в общей совокупности финансовых 
отношений (структурируют) три взаимосвязанные 
сферы: финансы хозяйствующих субъектов 
(предприятий, организаций, учреждений), 
страхование, государственные финансы. 
Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет 
свои задачи (подфункции финансовой системы), 
собственную организационную структуру 
финансового аппарата, а в совокупности 
они образуют финансовую систему 
государства.
Финансовая 
система государства является отображением 
форм и методов конкретного использования 
финансов в экономике и соответственно 
к задействованной модели экономики 
в значительной мере обозначается ею.
Финансовые 
системы некоторых государств могут 
отличаться по своей структуре, но они 
все имеют общий признак – это различные 
фонды финансовых ресурсов, которые отличаются 
по методам мобилизации и их использованию, 
однако тесно связаны между собой, имеют 
прямое и обратное влияние на экономические 
и социальные процессы в государстве, 
а также на формирование и использования 
фондов финансовых ресурсов в разрезе 
отдельных звеньев.
Можно утверждать, 
что каждое звено финансовой системы 
является независимым её элементом, 
но эта самостоятельность относительна 
в средине единого целостного. Финансовая 
система – это совокупность разнообразных 
видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных 
в распоряжении государства, нефинансового 
сектора экономики (хозяйствующих субъектов), 
отдельных финансовых институтов и населения 
(домохозяйств) для исполнения возложенных 
на них функций.1
 
 
2.Структура финансовой 
системы РФ.
 
Понятие 
«финансовая система» употребляется 
в различных значениях. Во-первых, 
как совокупность финансовых учреждений 
(институциональная структура финансовой 
системы) и, во-вторых, с точки зрения 
экономического содержания как совокупность 
финансовых отношений.
Само 
понятие «система» предполагает 
наличие определенных составляющих 
элементов и связи между ними. 
Структурная организация совокупности 
финансовых отношений позволяет 
упорядочить и целенаправленно 
управлять элементами системы, отслеживать 
и корректировать финансовые связи. 
Построение финансовой системы основывается 
на следующих признаках:
  - Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
- Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
- Единстве и взаимодействии подсистем;
- Наличии специального обслуживающего аппарата;
- Наличии собственной финансовой базы.
 
Итак, финансовая 
система – это совокупность различных 
сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая 
из которых характеризуется особенностями 
в формировании и использовании 
фондов денежных средств, различной 
ролью в жизни общества.2
В зависимости 
от признака, закладываемого в основу 
построения финансовой системы, можно 
представить ее разное структурное 
понимание. Рассмотрим структуры финансовой 
системы Российской Федерации.
                    
По фондовому признаку различают централизованные 
и децентрализованные финансы.
Централизованные 
(государственные) финансы включают:
  - государственные бюджеты;
- государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- государственное страхование.
К децентрализованным 
финансам относят:
  - финансы коммерческих предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих организаций;
- финансы домохозяйств.
Централизованные 
фонды денежных средств формируются, 
распределяются и используются государством. 
Для них жестко определены источники 
средств, направления расходования устанавливаются 
на основе законодательно-правовых актов. 
По сфере 
финансовых отношений финансовая система 
РФ включает:
  - финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
- финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
- фонды страхования: государственного, частного;
- финансы домохозяйств.
 
Государственные 
и муниципальные финансы являются частью 
финансовой системы РФ, охватывают часть 
денежных отношений, впроцессе которых 
происходит формирование, распределение 
и использование государственных и муниципальных 
фондов денежных средств, необходимых 
для выполнения общественных функций 
и задач.3
Основными 
функциями государства являются: 
создание адекватной требованиям экономики 
нормативно-правовой базы и контроль 
за выполнением законов и нормативных 
актов; предоставление общественных благ; 
поощрение свободной конкуренции и антимонопольное 
регулирование; защита производителей 
от несправедливой конкуренции; стимулирование 
развития новых прогрессивных технологий; 
защита окружающей среды; организация 
общественных работ; и др.
Структура 
финансовой системы РФ с точки 
зрения управления включает;
    - основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
- вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
  - Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.
На федеральном 
уровне институциональная структура 
включает:
  - комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);4
  
- Центральный банк Российской Федерации;
- Счетную палату Российской Федерации;
- Федеральную таможенную службу;
- Федеральную службу по финансам и рынкам;
- Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На уровне 
субъектов РФ:
  - комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
- министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ
- Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
- Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
- Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
- Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.
На муниципальном 
уровне:
  - комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
- управления (департаменты, отделы) финансов;
- аппарат Департамента контроля Минфина России;
- городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
- городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
- городские (районные) налоговые службы;
3. Краткая характеристика 
звеньев финансовой системы
 
Государственный бюджет.
 
Бюджетная 
система РФ состоит из трех уровней: 
федеральный бюджет, региональные бюджеты 
и местные бюджеты.
Федеральный 
бюджет – важнейшее звено финансовой 
системы страны. В сущности, это 
финансовые ресурсы федерального государства. 
Федеральный бюджет включает доходы 
и расходы, органически связанные 
с макроэкономическими показателями, 
объемом налогов и задачами финансовой 
политики государства.
Бюджет 
субъекта РФ – это региональный 
бюджет, включающий республиканский, краевой, 
областной бюджеты и бюджеты 
крупных городов (например, таких, как 
Москва и Санкт-Петербург).
Местные 
бюджеты охватывают бюджеты городов, 
не имеющих районного деления, и 
районов с включением бюджетов районного 
центра.5
 
Государственные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - это средства 
федерального правительства и местных 
властей, связанные с финансированием 
расходов, не включаемых в бюджет:
-Пенсионный фонд РФ;
-Государственный фонд занятости 
населения;
-Российский фонд технологического 
развития и отраслевые фонды 
НИОКР;
-Фонд инвестирования жилищного 
строительства, и др.
Формирование внебюджетных фондов 
осуществляется за счет обязательных 
целевых отчислений, которые для 
обычного налогоплательщика ничем 
не отличаются от налогов. Основные суммы 
отчислений во внебюджетные фонды включаются 
в состав себестоимости и установлены 
в процентах к фонду оплаты 
труда. Организационно внебюджетные фонды 
отделены от бюджетов и имеют определенную 
самостоятельность.
Обособленное функционирование внебюджетных 
фондов позволяет оперативно финансировать 
важнейшие социальные мероприятия. 
В отличие от государственного бюджета 
расходование средств внебюджетных 
фондов подлежит меньшему контролю со 
стороны органов законодательной 
власти. Это, с одной стороны, облегчает 
их использование; с другой - дает возможность 
расходовать средства не в полном 
объеме. Поэтому в целях усиления 
контроля за расходом средств внебюджетных 
фондов ставится вопрос о консолидации 
некоторых из них в бюджете с сохранением 
целевой направленности их расходов.