Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие финансовой системы в РФ…………………………………………..4
2.Структура финансовой системы в РФ………………………………………...6
3.Краткая характеристика звеньев финансовой системы…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………..15

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие финансовой системы в РФ…………………………………………..4
2.Структура финансовой системы в РФ………………………………………...6
3.Краткая характеристика звеньев финансовой системы…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Контрольная по фин праву 2.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие финансовой системы в РФ…………………………………………..4

2.Структура финансовой системы в РФ………………………………………...6

3.Краткая характеристика звеньев  финансовой системы…………………….10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  использованной литературы…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Функции и роль финансов реализуются  через финансовую систему, с помощью  которой осуществляется распределение  и перераспределение денежных средств  в экономике страны. Финансовая система  представляет собой встроенный элемент  экономической системы, обслуживающий  субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Содержание и структура финансовой системы по-разному трактуется в  отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие «финансовая  система» определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с её институциональными элементами. Такой односторонний  подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры  финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение  денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами). Напротив, в отечественной  литературе превалирует функциональный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовых отношений, обладающих особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств. В основу трактовки  финансовой системы положен принцип  наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических  финансовых отношений. Необходимость  выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений  в образовании, распределении и  перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов

 

1. Понятие финансовой  системы.

 

Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Предметом науки о финансах является определенная система экономических  отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций  и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и  задач государства и обеспечения  условий расширенного воспроизводства.

Известно  определение: “финансовая система - это система форм и методов  образования, распределения и использования  фонов денежных средств государства  и предприятий”. В другом труде  выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные  сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет  свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру  финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему  государства.

Финансовая  система государства является отображением форм и методов конкретного использования  финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики  в значительной мере обозначается ею.

Финансовые  системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы  является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций.1

 

 

2.Структура финансовой  системы РФ.

 

Понятие «финансовая система» употребляется  в различных значениях. Во-первых, как совокупность финансовых учреждений (институциональная структура финансовой системы) и, во-вторых, с точки зрения экономического содержания как совокупность финансовых отношений.

Само  понятие «система» предполагает наличие определенных составляющих элементов и связи между ними. Структурная организация совокупности финансовых отношений позволяет  упорядочить и целенаправленно  управлять элементами системы, отслеживать  и корректировать финансовые связи. Построение финансовой системы основывается на следующих признаках:

  • Функциональном назначении той или иной группы финансовых отношений;
  • Наличии определенной специфики в финансовых отношениях;
  • Единстве и взаимодействии подсистем;
  • Наличии специального обслуживающего аппарата;
  • Наличии собственной финансовой базы.

 

Итак, финансовая система – это совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в жизни общества.2

В зависимости  от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно  представить ее разное структурное  понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

                    По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

  • государственные бюджеты;
  • государственные социальные внебюджетные фонды;
  • государственный кредит;
  • государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы домохозяйств.

Централизованные  фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством. Для них жестко определены источники  средств, направления расходования устанавливаются на основе законодательно-правовых актов.

По сфере  финансовых отношений финансовая система  РФ включает:

  • финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;
  • финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;
  • фонды страхования: государственного, частного;
  • финансы домохозяйств.

 

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, впроцессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач.3

Основными функциями государства являются: создание адекватной требованиям экономики  нормативно-правовой базы и контроль за выполнением законов и нормативных актов; предоставление общественных благ; поощрение свободной конкуренции и антимонопольное регулирование; защита производителей от несправедливой конкуренции; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; организация общественных работ; и др.

Структура финансовой системы РФ с точки  зрения управления включает;

    • основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);
    • вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).
  1. Институциональная структура финансовой системы РФ состоит из разных уровней.

На федеральном  уровне институциональная структура  включает:

  • комитеты Государственной Думы и Совета Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации и в его составе: Федеральную налоговую службу; Федеральную службу страхового надзора; Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Финансовую службу по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (службу);4
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетную палату Российской Федерации;
  • Федеральную таможенную службу;
  • Федеральную службу по финансам и рынкам;
  • Исполнительные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ:

  • комиссии по бюджету и финансам в законодательном органе, соответствующие федеральным структурам исполнительной власти;
  • министерства (управления, департаменты) финансов субъекта РФ, в том числе региональные аппараты Департамента контроля Минфина России, управления казначейства Министерства финансов РФ
  • Федеральную налоговую службу (инспекцию) субъекта Федерации;
  • Таможенную службу субъекта Российской Федерации;
  • Территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам;
  • Региональные дирекции (правления) федеральных внебюджетных фондов.

На муниципальном  уровне:

  • комиссии по бюджету и финансам в представительном органе местного самоуправления;
  • управления (департаменты, отделы) финансов;
  • аппарат Департамента контроля Минфина России;
  • городские (районные) органы (отделения) Федерального казначейства или муниципальное казначейство;
  • городские (районные) управления Главного управления Банка России субъекта РФ;
  • городские (районные) налоговые службы;

3. Краткая характеристика  звеньев финансовой системы

 

Государственный бюджет.

 

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты  и местные бюджеты.

Федеральный бюджет – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Бюджет  субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты  крупных городов (например, таких, как  Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и  районов с включением бюджетов районного  центра.5

 

Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных  властей, связанные с финансированием  расходов, не включаемых в бюджет:

-Пенсионный фонд РФ;

-Государственный фонд занятости  населения;

-Российский фонд технологического  развития и отраслевые фонды  НИОКР;

-Фонд инвестирования жилищного  строительства, и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды  отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать  важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета  расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование; с другой - дает возможность  расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Информация о работе Финансовая система РФ