Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие, состав и структура финансовой системы……… ……………...5
2. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...………...13
3. Направление изменения финансовой системы РФ……….…..……...…25
Заключение……………………………………………………………..…....29
Список используемой литературы……………….…………

Работа содержит 1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 198.35 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации»

 
 

Кафедра финансов и статистики

 

Дисциплина Деньги, кредит, банки

 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему №4

 

«Финансовая система РФ»

 
 
 
 
 
 
 
 

                           Выполнил: студент

                  Быков Илья

                    Николаевич

                           зачетная книжка

                         № 09330

                    курс 3 очной

                         формы обучения

                  экономического факультета

                    специальность:

                         финансы и кредит

                          группа ФК09

                                         Доцент: Абалакин А.А.

 
 
 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Понятие, состав и структура финансовой системы……… ……………...5

2. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...………...13

3. Направление изменения финансовой системы РФ……….…..……...…25

Заключение……………………………………………………………..…....29

Список используемой литературы……………….…………………….…..31

               
Введение

 

     Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

     Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

     -   недостаточные темпы развития экономики;

     -  диспропорции развития экономической системы;

     - отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

     -  излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

     -  низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

     Тема курсовой работы является очень актуальной  для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

     Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     В РФ написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.  

     Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время.

 

    Понятия, состав и структура финансовой системы

      

     Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

     Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

     При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

     Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

     Таким образом финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

     Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.

     Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

     Функции финансовой системы:

     - денежная - эмиссия, обращение, расчеты;

     - налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

     - бюджетная - превращение налогов в доходы, последних - в расходы;

     - контрольно-надзорная - надзор за финансовыми институтами;

     - государственного кредита - управление государственным долгом.

     Но возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.

     Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

     Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные законы, федеральные законы;

     Президент РФ - Указы Президента РФ;

     Правительство РФ - Постановления Правительства РФ;

     Федеральное Министерство - приказ и т.д.

     Существует несколько типов финансовых институтов (ФИ):

     - ФИ1 (создаются государством)

     - ФИ2 (создаются населением под руководством государства);

     - ФИ3 (саморегулирующиеся организации).

     Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:

     Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов

     Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

     Муниципальный - местные финансовые институты, муниципальные образования.

     В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти - финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

     Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):

     1. Центральный Банк РФ (Центральный аппарат (ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры);

     2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации)

     3. Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту)

     4. Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)

     5. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)

     6. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение)

     7. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды

     Полуфинансовый блок:

     1. Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ

     2. Федеральная энергетическая комиссия

     3. Федеральная служба финансового оздоровления

     4. Российское агентство по государственным резервам

     Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

     В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Информация о работе Финансовая система РФ