Финансовая система РФ

Автор: Иван Петров, 10 Июня 2010 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношениям и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования являются государственные финансы. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава1. Государственные финансы………………………………………….......5
Содержание и структура системы государственных финансов…………………………………………………………….………...5
Роль государства и государственных финансов в рыночной экономике…………………………………………………………………….17
Глава 2. Финансы и финансовая система Российской Федерации………...24
2.1. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………………24
2.2. Управление финансами РФ…………………………………………………..26
2.3. Оценка правовой базы…………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..........3 

Глава1. Государственные  финансы………………………………………….......5

    1. Содержание и структура системы государственных   финансов…………………………………………………………….………...5
    2. Роль государства и государственных финансов в рыночной экономике…………………………………………………………………….17
 

Глава 2. Финансы и финансовая система Российской Федерации………...24

2.1. Сущность  и структура финансовой системы  РФ……………………………24

2.2.  Управление  финансами РФ…………………………………………………..26

2.3. Оценка правовой  базы…………………………………………………………28 

Заключение………………………………………………………………………...34 

Список  используемой литературы……………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношениям и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования являются государственные финансы. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях.

         Ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере,  пока государственным финансам не будет придана надлежащая стабильность.

         Экономические и политические  реформы, проводимые в России  с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества.

         Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственные финансы его содержание, структуру, роль в рыночной экономике, а также рассмотрение структуры финансовой системы РФ, и управление финансами РФ.

         Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственных финансов.

         Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственных финансов, его содержание, структура, роль в рыночной экономике. Вторая глава посвящена финансам и финансовой системе Российской Федерации.

         Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

         Система  образования  и  использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями   и   организациями,   отраслями,   территориями и отдельными гражданами  в связи с  движением   денежных  фондов, образует  финансовые  отношения.  

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

1.1 Содержание и структура  системы государственных  финансов.

 

         Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как известно, на следующие пять секторов:

  • национальные корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
  • финансовые учреждения;
  • органы государственного управления;
  • частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);
  • домашние хозяйства.

         К этим секторам добавляется сектор остальных (других) стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.

         Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структуры государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.

         Основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики, выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам.

         Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделением в составе государственных финансов бюджетной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджеты.

         Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделённые монопольным правом на власть в пределах данной территории или её частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

         Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.

         К центральному уровню относятся  все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно  совокупность всех государственных  единиц, являющихся инструментами  центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

         К региональным органам управления  относятся органы власти областей, краёв, республик, штатов (например, в США), земель (например, ФРГ) и  совокупность всех государственных  управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.

         Региональные органы власти наделены  в соответствии с конституциями  стран определёнными и региональными  органами власти. Степень автономности  региональных органов власти  и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеральных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти.

         К местным органам власти относятся  органы управления в городах  и сельских местностях, обладающие  самостоятельными структурами управленческими  подразделениями, определёнными  законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционирует подведомственные им институциональные заведения.

         Согласно рекомендациям Международного  валютного фонда государственного  управления охватывает следующие функции:

    • некоммерческие функции, выполняемые предприятиями, ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления;
    • социального страхования, осуществляемые, контролируемые и финансируемые органами государственного управления;
    • пенсионное обеспечение государственных служащих, резервные фонды которого инвестируются в государственные ценные бумаги;
    • производственная и коммерческая деятельность, обеспечивающая внутренние потребности сектора государственного управления и осуществляющая продажу за пределы этого сектора, но в незначительных объёмах;
    • финансирование таких органов, как кредитных учреждения, фонды которых полностью образуются за счет средств государства и сберегательные учреждения, полностью отчитывающие все свои поступления государственным органам и обязательства которых имеют иную форму, чем срочные и сберегательные вклады;
    • деятельность некоммерческих предприятий, финансируемых и контролируемых органами государственного управления или обслуживающих государственные учреждения;
    • операции, осуществляемые национальными органами.

        

         Часть из этих функций для России нехарактерна в силу отсутствия соответствующим образом организованных видов деятельности. Нет, в частности, специализированных пенсионных фондов государственных служащих, кредитных учреждений, фонда которых полностью образуются за счет государства, наднациональных органов, создаваемых совместно с другими государствами и функционирующих за счет специально собираемых налогов и др. Однако в своей основе функции государственного управления в России аналогичны.

         Необходимо отметить, что учреждения, выполняющие эти функции, входят  в состав сектора государственного  управления не потому, что их  деятельность отражается в бюджете,  а вследствие самого характера этой деятельности. Финансирование этих функций производится за счет бюджетов и внебюджетных фондов, являющихся двумя составляющими государственных финансов.

         Центральное место в государственных  финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную  роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налог и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируются примерно половина государственных расходов, в Великобритании - треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

         Исходя из особенностей России  к сектору государственного управления  и соответственно к государственным финансам отнесен Пенсионный фонд, выплаты из которых производятся всем пенсионерам, в то время как МВФ рекомендует относить только пенсионные фонды государственных служащих. Включение Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями:

  • взносы в Пенсионный фонд осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;
  • Пенсионный фонд в России обеспечивает доходами основную часть населения по достижении им пенсионного возраста;
  • операции Пенсионного фонда являются составной частью государственной политики и сопряжены с перераспределением доходов и инфляцией.
 

         По аналогичным мотивам к государственным финансам в России наряду с Пенсионным фондом отнесены также следующие социальные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения.

         Средства этих фондов формируются за счет отчислений работодателей, работников и средств бюджетов различных уровней, существуют также перетоки средств между фондами и другие поступления средств от государственных органов.

Информация о работе Финансовая система РФ