Финансовая система РФ

Автор: Иван Петров, 10 Июня 2010 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношениям и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования являются государственные финансы. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава1. Государственные финансы………………………………………….......5
Содержание и структура системы государственных финансов…………………………………………………………….………...5
Роль государства и государственных финансов в рыночной экономике…………………………………………………………………….17
Глава 2. Финансы и финансовая система Российской Федерации………...24
2.1. Сущность и структура финансовой системы РФ……………………………24
2.2. Управление финансами РФ…………………………………………………..26
2.3. Оценка правовой базы…………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

         Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

  • перераспределительную ( через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
  • регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
  • контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

             По уровню управления государственный  бюджет подразделяется на федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ.

             Федеральный бюджет - это республиканский  бюджет РФ. Бюджеты субъектов  РФ включает республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, бюджеты автономных областей  и округов, областные бюджеты,  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

             Местное самоуправление по Конституции  РФ отделено от государственной  системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населённых пунктов; районные бюджеты - в городах.

             Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

             Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

             Финансовая система  - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

    2.2. Управление финансами  в РФ.

             Управление - это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макроуровне органы управления финансами являются Федеральное собрание, Президент, Правительство, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, исполнительные органы внебюджетных фондов. На микроуровне органами управления финансами являются финансовые управления, отделы, финансовые менеджеры и т. д.

             Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворение ее в жизнь.

             Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.п. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубине анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

             На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

    • зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
    • распределение федерального регулирования налогов;
    • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
    • учет доходов и составление отчетности о доходах.

         Заключительной стадией процесса  управления финансами является  финансовый контроль. Основными  формами финансового контроля  является предварительный, текущий  и последующий контроль. Финансовый  контроль за использованием бюджетных  средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядительными и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за исполнением бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств;  за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за исполнением юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Оценка правовой базы государственных финансов. 

         Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней.

         Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему. Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие “Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная  проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. взаимоотношения  центра и регионов.

         В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги на имущество физических лиц для местных бюджетов.

         Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

         Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

         Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности. Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства. Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

         Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е. на основе платности и возвратности. В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

         На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95% от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100 % плановых расходов регионального бюджета. Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций. Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:

-классификацию  доходов бюджетов РФ;

-функциональную  классификацию расходов бюджетов  РФ;

-экономическую  классификацию расходов бюджетов РФ;

-классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

-классификацию  источников внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета;

-классификацию  видов государственного внутреннего  долга РФ и субъектов 
РФ;

-классификацию  видов государственного внешнего  долга и внешних активов 
РФ;

-ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета.        

         Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации  бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод. Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу. Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете  считается принятым, если за него при  повторном голосовании проголосовало  не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает  Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

Исполнение бюджета. Это работа по обеспечению полного  и своевременного поступления налогов  и других платежей, доходов в целом  и по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Эта работа возложена  на Минфин РФ, Государственную налоговую  службу, 
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета  осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

         Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) - структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов - ежедневно, а высшие органы государственной власти - ежемесячно.

         Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

-организует  бюджетное и финансовое исполнение  ФБ и государственных внебюджетных  фондов;

-доводит до  территориальных органов ФК размеры  бюджетных ассигнований;

-ведет сводный  реестр распорядителей средств  ФБ;

-организует  распределение в установленных  размерах доходов между ФБ  и бюджетами субъектов РФ;

-осуществляют  управление доходами и расходами  ФБ и иными централизованными  ресурсами;

-регулируют  финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;

-организует  и осуществляет ведение операций  по учету государственной казны  РФ и другие мероприятия по  исполнению ФБ.

Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет. Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

         Счетная палата, осуществляет контроль за исполнением ФБ.

Бюджетный дефицит  и его причины. Необходимость  осуществления крупномасштабных государственных  вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования  экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

Информация о работе Финансовая система РФ