Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.
Общие требования
к уроку кратко можно сформулировать
так:
- вооружать
учащихся сознательными,
- формировать
у учащихся прочные навыки
и умения, способствующие подготовке
их к жизни;
- повышать
воспитательный эффект
- осуществлять
всестороннее развитие
- формировать
у учащихся самостоятельность, творческую
активность, инициативу, как устойчивые
качества личности, умения творчески решать
задачи, которые встречаются в жизни.
- вырабатывать
умения самостоятельно учиться,
- формировать
у учеников положительные
Эти требования
условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные
требования. Воспитывать моральные
качества, формировать эстетические
вкусы, обеспечивать тесную связь обучения
с жизнью, ее запросами и требованиями,
формировать активное отношение
к ней.
Мастерство учителя
на лабораторно-практическом занятии
заключается главным образом
в умелом владении методикой обучения
и воспитания, творческом применении
новейших достижений педагогики и передового
педагогического опыта, рациональном
руководстве познавательной и практической
деятельностью учащихся, их интеллектуальным
развитием.
Дидактические
требования. Обеспечивать познавательную
активность на уроках экономики, рационально
сочетать словесные, наглядные и
практические методы с проблемами,
работу с учебником, решение познавательных
задач. Реализовывать требования единства
обучения, воспитания и развития путем
тесной связи теории с практикой, обучения
с жизнью, с применением знаний в различных
жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять
систематический контроль за качеством
усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию
их учебных усилий. Постоянное получение
обратной связи позволяет влиять на ход
учебного процесса, корригировать его.
При обнаружении пробелов в знаниях нужно
анализировать их причины и находить пути
их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности
и самоконтролю в процессе самостоятельной
познавательной деятельности. Постоянное
привлечение учащихся к активной познавательной
деятельности и выполнению практических
заданий на уроке способствует закреплению
знаний, навыков и умений.
Психологические
требования. Учитель контролирует точность,
тщательность и своевременность
выполнения учащимися каждого требования.
Воля и характер учителя проявляются
на уроке во всей его деятельности.
Особенно ценится учениками требовательность
педагога в сочетании со справедливостью
и доброжелательностью, уважением и педагогическим
тактом. Учитель должен отличаться самообладанием
и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное
психическое состояние на уроке – неуверенность,
скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность,
игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические
требования. Соблюдение температурного
режима в классе, надлежащих норм освещения.
Следует избегать однообразия в
работе, монотонности изложения, чередовать
слушание учебной информации с выполнением
практических работ. Перемена видов работы
приносит отдых, позволяет включать в
познавательную деятельность различные
органы чувств.
3.2 Принципы и
методы обучения, применяемые при
изучении темы «Финансовая система»
Дидактика опирается
главным образом на следующие
принципы обучения: научности, систематичности,
связи теории с практикой, сознательности
обучения, единства конкретного и
абстрактного, доступности, прочности
знаний, соединения индивидуального и
коллективного. Все эти принципы обучения
взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют
и обуславливают друг друга.
В принципах
обучения заключен исторический и педагогический
опыт, общественный смысл, они выражают
картину состояния процесса обучения.
В то же время, если смотреть с позиции
современной науки и требований школы,
они не имеют доказательной основы. Однако
в качестве отправной платформы теории
обучения они совершенно необходимы.
Принципы обучения
имеют достаточно четкие определения.
Принцип научности.
В содержании этого принципа указывается,
что все сообщаемые учебные сведения должны
находиться в полном соответствии с современной
наукой.
Для учебного процесса
существенную роль играет степень научности
как мера оценки значения научных
факторов, теории и гипотетических положений.
С определением степени научности связана
форма научного выражения предметов изучения.
Форма научности и язык науки являются
существенными показателями характера
изучаемых предметов. Значительное внимание
в обучении следует уделять строгости
и корректности выражения научной информации,
системы изложения и связей.
Принцип систематичности
означает, что все знания, сообщаемые
учащимся, должны ими усваиваться
в определенной, педагогически обоснованной
системе. Но система понимается в дидактике
упрощенно, только как систематичность,
как последовательность и логическая
связь в изучении материала.
Исходя из этого
принципа, педагог обосновывает и
применяет средства и метод обучения.
Принцип наглядности
рассматривается наряду с принципом
доступности в качестве основополагающего:
подчеркивается высокая значимость наглядных
опор.
Принцип связи
теории с практикой. Теория и практика
обучения рассматриваются как единое
и неразрывное в системе
Связь теории с
практикой требует решения ряда неотложных
задач, и в первую очередь следующих:
• выявление
и анализ факторов, определяющих отношение
теории и практики в конкретной сфере
человеческого бытия;
• установление
соответствия и закономерной связи
этих факторов с теоретическим и практическим
обучением в школе;
• внесение в
теорию и практику обучения соответствующих
выводов и обобщений;
• установление
связи развития науки, техники, производственного
и практического опыта с
Эти задачи распространяются
на все виды учебной работы, исходя из
конкретных учебных и практических целей
каждого вида обучения и каждого учебного
предмета.
Принцип сознательности
понимается как обоснованное самостоятельное
мышление и оправданные действия
учащихся. Сознательность рассматривается
как личное убеждение в процессе приобретения
знаний, навыков, умений. Сознательность
учащихся выражается через самодисциплину
и организованность, которые выражают
такую степень внутренней интеллектуальной
собранности, когда вся обучающая деятельность
выполняется с интересом и совершенно
свободно.
Принцип соединения
индивидуального и
• коллектив
предъявляет к каждому своему
члену определенные, сложившиеся, закрепившиеся
общие требования;
• каждый член учебного
коллектива своей активностью и
инициативой не только подтверждает
общие требования, но и дополняет,
расширяет и обогащает их.
Единство индивидуального
и коллективного в обучении требует
хорошего знания учителем индивидуальных
свойств и особенностей каждого
ребенка, его интересов, способностей,
привычек, уровня его развития.
Принцип единства
конкретного и абстрактного указывает
на необходимость взаимосвязи изучаемых
конкретных, реальных фактов, предметов
и их признаков и свойств с отвлеченными
понятиями и их теоретическим, отвлеченным
обобщением на основе выделения существенного,
основного и общего.
Наглядность рассматривается
при этом как условие перехода в обучении
от конкретного к абстрактному, от сущего
к мысли, от признаков и представлений
к понятиям и определениям.
Принцип доступности.
Обучение должно быть доступным и
посильным по возрасту, способностям
и уровню развития учащихся.
На основе этого
принципа определяется степень научно-теоретической
сложности учебного материала, его
объем, формы и методы обучения. В
то же время принцип доступности
лежит в основе учета индивидуальных
и общепсихологических
Исходя из этого
принципа, определяется степень пользы
учебного материала, которая является
необходимым условием для затраты
сознательного и напряженного труда
при обучении. В этом условии важным является
то, что процесс преодоления трудности
обучения рождает самостоятельное творческое
мышление.
Принцип прочности
знаний. Приобретаемые учащимися
знания должны быть прочными, т.е. обладать
высокой степенью их запоминания. Знания
приобретают не только для их объема, но
и для использования в дальнейшей самостоятельной
работе, для формирования научного мировоззрения
и для практического применения. В свете
современных задач теории обучения принцип
прочности знаний не обладает условиями
достаточной четкости и всеобщности.
Принцип надежности
обучения. Надежность в решении задач
обучения в теоретическом плане
рассматривается как
Принцип преемственности
предполагает последовательное продвижение
в обучении с опорой на совершившиеся
циклы развития: учет уровня актуального
развития детей и ориентацию на их зону
ближайшего развития.
Принцип пропедевтики
реализуется в процессе организованной
предварительной подготовки учащихся
к усвоению учебных предметов. Например,
подготовительная языковая работа (обогащение
словарного запаса, активизация словаря,
развитие фонематического слуха и умения
проводить звукобуквенный анализ слов,
уточнение смысла слов) предшествует обучению
грамоте, усвоению грамматических правил,
формированию навыков чтения; целенаправленная
система упражнений по развитию мелкой
моторики руки предваряет формирование
графических навыков; специальная актуализация
представлений о множестве, пространственно-временных
ориентирах, количественных и качественных
признаках предметов, подлежащих сравнению
и анализу, измерительная деятельность
готовят детей к овладению экономическими
понятиями и решению экономических задач.
Принцип рационализации
учебного процесса реализуется посредством
структурирования содержания учебного
материала, предусматривающего актуализацию
сущностных (а не формальных) признаков
изучаемых явлений, структурирование
учебного материала с опорой на объективные
внутренние связи между элементами, соблюдение
в определении объема изучаемого материала
принципа необходимости и достаточности.
Принцип личностного
подхода предполагает опору в учебно-воспитательной
работе на наиболее сильные качества учебной
деятельности и личности ребенка, направлен
на максимальное стимулирование развития
и саморазвития каждого ученика и реализуется
в процессе педагогизации всех сфер личностно
значимых отношений.
Принцип победности
учения в условиях преодоления посильных
трудностей диктует необходимость
индивидуализации и дифференциации
педагогических методов, приемов и
средств исходя из индивидуального
темпа, характера усвоения учебного материала,
ведущего типа восприятия учебной информации,
необходимости психологической комфортности
ребенка в ситуации учения, уверенности
его в своих силах и радости от достигаемых
результатов с одновременным упражнением
в преодолении посильных трудностей, культивированием
волевых усилий.
Принцип педагогического
оптимизма подчеркивает важность высокого
уровня ожиданий по отношению к ребенку,
веры в его силы и возможности,
акцентирует решающую роль благоприятных
педагогических условий для стимулирования
и активизации внутренних компенсаторных
механизмов психической деятельности,
гармонизации развития.
Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы