Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

В связи с  этим в конце 90-х годов в республике начали формироваться элементы новой  системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.). 

В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую позицию  в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан. 

Основной целью  реформы государственного регулирования  и надзора финансового рынка  и финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой  системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка. 

Важным фактором развития финансового сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка. 

Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций» были определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций: 

1) обеспечение  финансовой стабильности финансового  рынка и финансовых организаций  и поддержание доверия к финансовой  системе в целом; 

2) обеспечение  надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг; 

3) создание равноправных  условий для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции  на финансовом рынке. 

Законодательно  определенными задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны: 

1) установление  стандартов деятельности финансовых  организаций, создание стимулов  для улучшения корпоративного  управления финансовых организаций; 

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы; 

3) сосредоточение  ресурсов надзора на областях  финансового рынка, наиболее подверженных  рискам, с целью поддержания финансовой  стабильности; 

4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах. 

В своей деятельности Агентство сохранило преемственность  политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется, прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного регулирования финансового рынка – создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, включая комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка. 

Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. 

Законодательство  Республики Казахстан о государственном  регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 

Целями государственного регулирования и надзора финансового  рынка и финансовых организаций являются: 

1) обеспечение  финансовой стабильности финансового  рынка и финансовых организаций  и поддержание доверия к финансовой  системе в целом; 

2) обеспечение  надлежащего уровня защиты интересов  потребителей финансовых услуг; 

3) создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке. 

2. Принципами  государственного регулирования  и надзора финансового рынка  и финансовых организаций являются: 

1) эффективное  использование ресурсов и инструментов регулирования; 

2) прозрачность  деятельности финансовых организаций  и финансового надзора; 

3) стимулирование  управления финансовых организаций,  основанного на оценке рисков; 

4) комплексность  мер по обеспечению защиты  интересов потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом рынке; 

5) ответственность  органов финансовой организации. 

Задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций являются: 

1) установление  стандартов деятельности финансовых  организаций, создание стимулов  для улучшения корпоративного  управления финансовых организаций; 

2) мониторинг  финансового рынка и финансовых  организаций в целях сохранения  устойчивости финансовой системы; 

3) сосредоточение  ресурсов надзора на областях  финансового рынка, наиболее подверженных  рискам, с целью поддержания финансовой  стабильности; 

4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах. 

Не допускается  осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей лицензией, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

Сделки по оказанию финансовых услуг, совершенные без  соответствующей лицензии уполномоченного  органа, являются недействительными. 

Пруденциальными нормативами являются экономические  ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций  в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов  потребителей финансовых услуг. 

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной основе. 

Определенное  участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций. 

Национальный  банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203]. 

Компетенция Правительства  Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает: 

1) разработку  основных направлений социально-экономической  политики, стратегических и тактических  мер по ее осуществлению; 

2) разработку  государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов; 

3) разработку  и исполнение республиканского  бюджета; 

4) разработку  и осуществление мер по укреплению  финансовой системы страны, обеспечение  контроля за соблюдением законности  при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов; 

5) осуществление  структурной и инвестиционной  политики; 

6) организацию  управления государственной собственностью; 

7) решение вопросов  социально-экономического развития  регионов; 

8) разработку  мер по реализации внешнеэкономической  политики, сотрудничеству с другими  государствами и взаимодействию  с международными финансовыми  организациями; 

9) осуществление  иных полномочий в соответствии  со статусом, определенным Конституцией  страны. 

Общегосударственные финансы управляются Министерством  финансов. 

Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов и налоговых органов. 

Предупреждение, выявление, привлечение и расследование  правонарушений в сфере экономической  и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция – как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем. 

Органы финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности. 

Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными  органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций. 

Задачами таможенных органов являются защита экономических  интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств [5, 211]. 

3. Методика преподавания  основ экономики в школе  

 

3.1 Основные методические  требования к современному уроку  по основам экономики 

На современном  этапе развития общества гуманизация  и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования в Республике Казахстан. В этих условиях образование в общеобразовательной школе рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности, не исключает высокого уровня экономического развития, «…увеличение внимания к личности учащегося, как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектами, моральными и физическими качествами». Такая постановка вопроса требует переориентировки всей системы воспитания и образования на личность ребенка. В связи с этим, одной из главных педагогических проблем, стоящих сегодня перед преподавателем, является формирование у учащихся положительного отношения к процессу обучения в общем и к занятиям по экономике в частности. Значение экономического воспитания школьника обусловлена потребностями государства в подготовке трудоспособного подросткового поколения, кадров, востребованных на рынке труда. В связи с интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением компьютеризации, проблема повышения эффективности школьного урока и, в частности, методика преподавания экономики становится наиболее актуальна. Урок – творческий акт, он требует от учителя и учащегося мобилизации их интеллекта и эмоциональных сил. 

Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы