Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 06:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику финансовой системы государства,
- проанализировать правовые основы деятельности финансовой системы страны,
- раскрыть методику преподавания основ экономики в школе.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

Создание действенных  механизмов размещения денежных средств банков в организованные формы наращивания финансово-инвестиционного потенциала страны должно ставить своей первоочередной целью правильное формирование и эффективное использование кредитных ресурсов, т.е. сокращение дисбалансов в формировании сбережений и распределении кредитов, как между секторами внутренней экономики, так и внешней, должно стать в перспективе одним из ключевых приоритетов макроэкономического регулирования. 

В течение последних  лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья. 

В связи с  предстоящим вступлением Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих  подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных  финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода. 

В течение последних  лет наблюдаются позитивные тенденции  развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья. 

В связи с  предстоящим вступлением Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода. 

Одной из важнейших  задач государства является обеспечение  благоприятных условий для производственной и инвестиционной деятельности хозяйствующих  субъектов и домашних хозяйств, от которых ожидается активность как в сфере потребления, так и сбережения доходов. Эффективность реализации мероприятий государства в данной области находится под влиянием ряда факторов и причин, среди которых выделяется действенность проводимого в стране денежно-кредитного регулирования и развития банковского сектора. 

Переход к рыночной экономике потребовал новых и  более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Возникла необходимость в использовании  экономических рычагов, присущих банкам, разработке и реализации принципиально новых подходов к управлению денежным оборотом страны. Одним из направлений структурной перестройки экономики стала реорганизация банковской системы как необходимое условие макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста. 

Банковская система  играет огромную роль в функционировании экономики, предоставляя на возвратной основе денежные средства населению  и юридическим лицам. Важнейшим  результатом за десятилетний период развития рыночных отношений стало то, что в Казахстане была создана двухуровневая банковская система, при которой банки второго уровня имеют самостоятельное право на совершение кредитных операций в национальной и иностранной валюте. Теперь она представлена не только учреждениями государственной собственности, но собственностью частной, смешанной, а также институтами муниципальными и созданными на паевых началах. С появлением коммерческих банков ослабла монополия государства в банковском деле, развивается финансовый рынок со всеми его сегментами и набирает силу конкуренция между субъектами этого рынка. 

В Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Глава государства  поставил перед Правительством ряд важнейших стратегических задач, направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства. 

В настоящее  время, чтобы и дальше повышать уровень  жизни населения, необходимо поддерживать постоянный рост экономики. А он в современном мире возможен только в том случае, если мы перейдем к современному типу экономики, основанному на передовой науке и информационных технологиях. 

В решении поставленных задач бюджетной системе принадлежит  важнейшая роль. Министерство финансов Республики Казахстан, являющееся одним из главных экономических ведомств страны и уполномоченным органом по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию государственной политики в области налогообложения, исполнения бюджета, учета и отчетности об исполнении бюджетов. 

В этой связи  необходимо решение ряда проблем. 

В области налогообложения, необходимо решить проблемы: 

- при осуществлении  учета и ведении лицевых счетов  налогоплательщиков; 

- при представлении  налоговой отчетности в электронном виде и организации удаленного доступа к лицевым счетам; 

- при осуществлении  электронного камерального контроля  по НДС; 

- при проведении  налоговых проверок и документировании  процедур проверок с помощью  специализированного компонента  интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС) «Электронный контроль налогового аудита» (ЭКНА); 

- отсутствие  автоматизированного взаимодействия  при работе с банками второго  уровня по получению информации  о движении денежных средств  на банковских счетах бездействующих налогоплательщиков; 

- при текущем  использовании информационных технологий, отрицательно влияющих на эффективность  применения информационных систем  налогового администрирования. 

Также в части  отсутствия единой системы, осуществляющей мониторинг правильности, полноты и своевременности обработки документов, поступающих от населения в органы, осуществляющие ведомственную регистрацию, а также недостаточно оборудованных помещений, выделенных для размещения серверного и коммуникационного оборудования [13]. 

Поэтому в качестве первого направления выделена мобилизация  финансовых ресурсов, в цели которой  входит обеспечение полноты поступлений  налогов и других обязательных платежей в бюджет, финансирование дефицита бюджета. 

Для реализации данного направления необходимо повысить собираемость налогов и максимально обеспечить их поступление в бюджет, внедрить электронный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет и широко использовать информационные технологии при взаимодействии с уполномоченными органами. 

Учитывая то, что с каждым годом объемы бюджетных  средств, направленные на развитие экономики, растут, результаты их использования  и управления ими должны быть максимально  эффективны и прозрачны, в этой связи  вторым стратегическим направлением было решено определить обеспечение эффективного использования и управления государственными финансовыми ресурсами. 

В рамках данного  направления планируется улучшить работу службы внутреннего контроля, обеспечить эффективное управление государственными активами, государственным и гарантированным государством долгом, правительственными требованиями и обязательствами, исполнение расходной части бюджета путем проведения анализа факторов, влияющих на индикаторы результативности, отчетность об исполнении бюджетов и т.д. 

В цели указанного направления входит анализ факторов, влияющих на индикаторы результативности исполнения бюджета. 

Для реализации данного направления необходимо обеспечить своевременное и эффективное  исполнение республиканского бюджета, взаимодействие с администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами в процессе мониторинга исполнения бюджета, совершенствование бюджетного законодательства в части исполнения бюджета. 

Так, в части  исполнения бюджетных программ существуют следующие проблемы: 

- многоступенчатость  и сложность бюджетных процедур  при исполнении бюджета (от  принятия решений по мероприятиям  бюджетных программ, до окончательных  расчетов), которые приводят к  неэффективной реализации бюджетных  программ; 

- продолжает  оставаться острой проблема своевременного  исполнения бюджетных программ. Несмотря на некоторое повышение  бюджетной дисциплины в этом  вопросе, благодаря усилению административных  мер воздействия на государственные  органы, продолжают иметь место недостатки в планировании сроков и ресурсов для реализации мероприятий бюджетных программ. 

В настоящее  время имеются отдельные проблемы, которые отражаются на эффективности  финансового контроля. Прежде всего, это касается критериев определения  сумм к возмещению, так как в законодательстве четко не определены понятие и процедуры возмещения незаконно использованных средств. 

Кроме того, сегодня  достаточно большой объем государственных  финансовых ресурсов направляется вновь  созданным институтам развития, а  также в корпорации со смешанным капиталом в рамках реализации стратегических планов развития страны, что фактически выводит их за рамки контроля со стороны Правительства и, как следствие, указанные активы могут оказаться в «серой зоне». Это вызывает необходимость создания новых инструментов финансового контроля и расширение полномочий соответствующих органов. 

Однако и со стороны управления предприятиями  со смешанным капиталом имеется  ряд проблем, в том числе недостаточно эффективное управление государственными активами со стороны государственных органов, а также должностных лиц, представляющих интересы государства в органах управления государственными предприятиями, акционерными обществами (товариществами с ограниченной ответственностью), пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству. Кроме того, виды деятельности, осуществляемые государственными предприятиями шире, нежели определенные законодательством Республики Казахстан, а также представлены в конкурентной среде. 

В результате убыточной  деятельности некоторых организаций произошло уменьшение размера собственного капитала, что привело к уменьшению стоимости активов государства, переданных на праве хозяйственного ведения и балансовой стоимости акций, принадлежащих государству. 

В ряде организаций имеется дебиторская задолженность, сроки истребования которой наступили год и более тому назад. Такая ситуация самым негативным образом сказывается на финансовом состоянии организаций. 

Отдельные государственные  органы после неоднократных реорганизаций  утратили связь с подведомственными им ранее организациями, не владеют информацией об их деятельности, не предпринимают необходимые меры по обеспечению выведения нефункционирующих организаций из единого Государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств. 

Также своевременно не вносятся соответствующие изменения  и дополнения в Перечень республиканских  государственных предприятий в  связи с реорганизацией либо ликвидацией, передачей в коммунальную собственность  республиканских государственных предприятий. 

Кроме того, на сегодняшний  день обозначились проблемы, которые  явились следствием отсутствия должного контроля со стороны государственных  органов и несоблюдения подведомственными  им организациями норм законодательства Республики Казахстан. 

В настоящее  время многие компании еще остаются в государственной собственности  и играют важнейшую роль в экономике  Казахстана, ряд из них обеспечивают инфраструктуру, необходимую для  успешного функционирования других организаций. 

Поэтому эффективность деятельности этих госкомпаний имеет важнейшее значение для развития казахстанской экономики. 

В этих целях  Правительством Республики Казахстан  поставлена цель – вывести эти  госкомпании на максимально высокий  уровень эффективности деятельности. В основе концепции создания государственной холдинговой компании заложен международный опыт таких стран, как Сингапур, Испания, Великобритания. 

На сегодняшний  день поступления дивидендов на государственные  пакеты акций, доходов на долю участия  товариществ с ограниченной ответственностью, отчислений части чистого дохода республиканских государственных предприятий сформированы исходя из нынешней ситуации в сфере управления государственными активами. При этом данные показатели могут быть откорректированы только после утверждения перечней объектов государственной собственности, передаваемых в национальные холдинги, национальную управляющую компанию, социально-предпринимательским корпорациям и в конкурентную среду [14]. 

Информация о работе Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы