Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

Содержание

Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

     В общем бюджет-2005 выглядит весьма прилично. Даже председатель Счетной палаты Сергей Степашин признал, что бюджет хорошо сбалансирован и отличается «наибольшим запасом прочности из всех бюджетов, принимаемых в последние годы».

     Однако, если вспомнить, что бюджет является квинтэссенцией экономической политики, возникает широкое поле для критики. Чем не преминула воспользоваться Дума, даже при декларированном согласии думского большинства с бюджетом.

     Тот же Сергей Степашин, похвалил бюджет за невиданные запас прочности, оговорился, что этот запас возник в силу благоприятных  макроэкономических факторов, явно имея в виду благоприятные внешние  экономические факторы. У правительства  иная точка зрения. Как утверждает вице-премьер Александр Жуков, в предыдущие годы 2/3 прироста российской экономики давал экспорт, теперь же, в 2005 году 2/3 прироста экономики дадут внутренние факторы. А именно рост инвестиций (в 2004 году на 11%, а в нынешнем – на 9,8%) и рост доходов населения на 9 % в 2005 году, что будет стимулировать рост экономики через расширение спроса. Естественно, заслуги в активизации внутренних факторов роста правительство приписывает себе.

     Однако  многие депутаты вместе с председателем  Счетной палаты усомнились в том, что новый бюджет внесет большие улучшения в жизнь народа. Дискуссия сосредоточилась на двух ключевых позициях экономической политики – росте ВВП и борьбе с бедностью.

     Правительство первым делом обвинили в том, что  в проекте бюджета-2005 заложен слишком скромный рост ВВП – всего 6,3%. В то время как для выполнения поставленной президентом задачи удвоения ВВП к 2010 году необходимо в год расти почти на 10%. Обвинения правительства в невыполнении президентских задач предъявили не только Сергей Степашин и оппозиционеры-коммунисты, «Родина», но и председатели обоих профильных думских комитетов – по бюджету и по экономической политике. Председатель комитета по экономической политике Валерий Драганов заявил, что правительство, как обычно, сознательно занизило прогноз ВВП, чтобы облегчить себе жизнь и вывести из-под контроля Думы часть бюджетных доходов, которые в авральном порядке будут распределены в конце года. По оценкам комитета, ВВП к концу 2005 года может вырасти как минимум на 8-9%, особенно если правительство будет в 2005 году активно повышать конкурентоспособность российской экономики. По этим же оценкам, доходы бюджета-2005 занижены не менее чем на 150 млрд. руб. О невозможности удвоить ВВП к 2010 году при заложенных в бюджете темпах роста говорит и председатель бюджетного комитета Юрий Васильев.

     Что касается борьбы с бедностью, то Сергей Степашин заявил, что реализация бюджета-2005 «медленно сокращает пропасть в  доходах между самыми богатыми и  бедными слоями населения, что делает проблему с бедностью пока еще проблематичной». Думские коммунисты были более конкретными и потребовали поднять минимальный уровень зарплаты бюджетников с 600 руб. не до 720 руб., как заложено в бюджете, а выше, стремясь довести ее до прожиточного минимума. Однако внятных рекомендаций, как в рамках бюджета быстро побороть бедность в стране, высказано не было. Со своей стороны, вице-премьер Александр Жуков и министр финансов Алексей Кудрин объяснили, что все планы по борьбе с бедностью остаются в силе и что доля бедного населения до 2007 года должна сократиться с нынешних 20,6% до 11%. В 2005 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (примерно до 3 тыс. руб.) снизится до 15%. По мнению правительства, сокращение бедности будет способствовать трансформация натуральных льгот в денежные компенсации, борьба с инфляцией, чему способствует накопление нефтяных денег в стабилизационном фонде, а также реформа бюджетных учреждений, предполагающая расширение их финансовой самостоятельности.

     Дума  осталась недовольна и тем, как правительство  формирует стабилизационный фонд. Председатель банковского комитета Вячеслав Резник и председатель комитета по собственности  Виктор Плескачевский считают, что прогноз среднегодовой цены на нефть на 2005 год, исходя из которых рассчитывались доходы стабилизационного фонда, занижены. Правительство посчитало, что цены на российскую нефть могут упасть до $28 за баррель. Депутаты же считают, что мировые рынки не допустят опуститься ей ниже $37 за баррель – ведь стоимость фьючерсных контрактов, задающих годовой коридор колебаний цен на нефть, уже сейчас известна.

     В связи с этим в стабилизационном фонде точно будет больше денег, которые можно пустить не на проедание, а на развитие страны. Виктор Плескачевский также пояснил, что средствами стабилизационного фонда Россия также могла бы поучаствовать в формировании будущих цен на нефть на мировых рынках фьючерсных контрактов. Эти вложения к тому способные приносить дополнительную прибыль государству, обеспечили бы дополнительную страховку российского бюджета от падения нефтяных цен.

     Пока  что правительство выполнило  лишь одно требование депутатов в  отношении  стабилизационного фонда – указало, в долговые бумаги каких стран и на каких условиях будут размещаться деньги фонда. По оценкам Счетной палаты, из-за промедления с размещением средств фонда бюджет страны за прошлый год потерял 9 млрд. руб.

     Теперь  о главном бюджетном вопросе, который в бюджете-2005 пока не отражен в полной мере. Речь идет о новой системе бюджетного планирования, которая позволит оценить истинную эффективность бюджетных расходов и заставит ведомства расходовать бюджетные деньги на реальное улучшение жизни граждан. Эта система позволит наглядно и конкретно оценить, что дает бюджет народу.

     Пока  что эффективность бюджетные  политики измеряется не общественно  значимых результатах по всем направлениям бюджетных статей, а в объемах  бюджета. Алексей Кудрин в своем  выступлении перед депутатами, оценивая бюджетные успехи страны, с гордостью отметил, что объем бюджета в 2005 году. составит более $100мрлд., в то время как в 2000 году он составлял всего $37млрд.

     Конечно, много денег – это всегда хорошо. Но не достаточно для успеха. Главный  вопрос – как расходуются эти деньги. С 2003 года Министерство финансов начало заниматься реформой бюджетного планирования. И тот же Алексей Кудрин согласился с экспертами, полагающими, что в российском бюджете имеется до 33% внутренних резервов, т.е. тех расходов, которые можно эффективно перераспределить между бюджетными статьями.

     После того, как летом прошлого года важность бюджетной реформы была признана президентом, правительство одобрило подготовленный возглавляемой Александром  Жуковым комиссией сводный бюджетный  доклад. Суть доклада сводиться к тому, что все стоящие перед государством и обозначенные в послании президента стратегические цели, в том числе удвоение ВВП и борьба с бедностью расписываются в конкретные и понятные любому гражданину тактические цели и задачи для каждого ведомства. Причем по установленной для этих задач и целей системе показателей и в итоге можно оценить и работу ведомств. В итоге большая часть расходов бюджета из безликой сметной формы укладывается в понятную  налогоплательщику программную форму. При росте ответственности ведомства получают и большую самостоятельность в расходовании средств в рамках трехлетнего бюджетного планирования. Имеющиеся сейчас в бюджете федеральные целевые программы буду пересмотрены согласно новой концепции.

     Бюджет-2006 будет составлен по новым принципам. В связи с эти ведомства к апрелю 2005 года должны представить бюджетные доклады с обоснованием своих расходов. Напомним, что в 2003 году, когда Министерство финансов начало проводить эксперименты по составлению бюджетных докладов, средняя оценка всех ведомств и бюджетных учреждений составило всего 1,8 из 5 возможных. Ведомства и учреждения испытывали трудности в том числе и при формулировании своих стратегических задач, а также не очень хорошо справлялись с задачами по повышению эффективности расходов. В 2004 году после работы комиссии Александра Жукова, основательно «поучивший» ведомства, составление бюджетных докладов пошло веселее.

     В проекте бюджета-2005 предпринята  первая попытка в рамках бюджетной  реформы сгруппировать расходы федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики. Впервые из бюджета можно понять, сколько денег выделено в 2004 году и будет выделено в 2005 году на повышение уровня и качества жизни населения, на укрепление национальной безопасности в целом, на создание условий для экономического роста, на создание потенциала будущего развития и на повышение эффективности государства. Теперь осталось лишь перейти от констатации фактов к формированию реальных инструментов воздействия на планирование будущих бюджетов.

     Главная задача федерального бюджета на 2005г. заключается в поддержании общей  макроэкономической стабильности, реализации фундаментальных структурных реформ в секторе государственного управления, создании благоприятных условий  для реального сектора экономики за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки.

     При подготовке бюджета Правительство  исходило из того, что бюджет является не только финансовым выражением государственной  политики, но и важнейшим инструментом реализации стратегический приоритетов, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, таких как - устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности. В Послании Президента они развернуты в конкретные задачи, решение которых и легло в основу бюджетной политики на 2005г. и среднесрочную перспективу.

     Текущий год вбирает в себя целый ряд  реформ, в том числе реформу  и модернизацию Вооруженных Сил, административную реформу и разграничение полномочий, формирование бюджетов, ориентированное на результат, и другие.

     Принятие  Федерального закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ позволило обеспечить сбалансированность бюджетов и всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации путем  отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, и реализацию установленных законодательством мер социальной поддержки различных категорий граждан путем замены «натуральных; льгот денежными компенсациями.

     Планирование  бюджета все больше будет ориентироваться на результатах, который должен быть получен в итоге финансовых влияний. Каждый бюджетополучатель в ближайшие два-три года в рамках программы «Бюджетирование, ориентированное на результат» должен будет определить качественные и количественные критерии своей работы, которая будет финансироваться из бюджета, прежде всего федерального.

     Реализация  одобренных Правительством РФ «Принципов реструктуризации бюджетного сектора  в Российской Федерации в 2003-2004гг. и на период до 2006г.» направлена на:

     -совершенствование  управления действующей сетью  получателей бюджетных средств;

     -внедрение  новых механизмов бюджетного  финансирования  с учетом специфики  конкретных видов общественных  услуг;

     -расширение  возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;

     -формирование  условий для преобразования организаций  бюджетного сектора в иные  организационно-правовые формы,  предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической стабильности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства.

     Одна  из важных задач бюджета - повышение  устойчивости финансовой системы к  воздействию внешнеэкономической конъюнктуры все еще памятен 1998г., когда Россия не могла исполнить ни свой бюджет, ни внешние обязательства. В результате девальвации рубля и повышения инфляции существенно упал жизненный уровень граждан. Бюджет 2005г. построен на принципах, предотвращающих сколько-нибудь серьезный кризис, подробный тому, который был в 1998г. Создание Стабилизационного фонда должно всегда предотвратить риск подобного рода.

     Стабилизационный  фонд сдерживает процесс накопления рубля и, тем самым, ограждает  нашу экономику от серьезного снижения конкурентоспособности в сравнении с другими странами, позволяет снижать инфляцию. По оценкам Минфина, в 2005г. Стабилизационный фонд превысит планку 500 млрд. руб. и часть превышение будет направлена на поддержку Пенсионного фонда и выплаты по внешнему долгу.

     Принятые  решения позволяют уже в текущем  году возможность дополнительного  погашения внешнего долга и значительно  сократить расходы на его обслуживание. Погашение каждых 10 млрд. дол. долга  дает 700 млн. дол. Доходов в виде экономии процентных платежей и миллиарды долларов в ближайшие годы.

     Налоговая нагрузка снижается, но при этом расширяется  налоговая база, поддерживается экономический  рост и обеспечивается прирост доходов  федерального бюджета. Если четыре года назад бюджет составил 37 млрд. дол.,  то в 2005г. он превысит 100 млрд. дол., т.е. в долларовом выражении вес федерального бюджета существенно увеличивается.

Информация о работе Финансовая политика государства