Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа
Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Таким образом, бюджет и бюджетная политика становятся важным инструментом формирования инвестиционного климата, снижение рисков российской экономики, прогнозируемости курса инфляции.
Бюджет
на 2005г. во многом это – бюджет нового
поколения. Он воплощает в себе результаты,
которых страна добилась за последние
годы. За этот период наша бюджетная государственная
система значительно укрепилась, и это
станет опорой для решения социальных
задач в будущем.
2.2.
Российская финансовая
политика: тенденции
и перспективы
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:
Основные проблемы, требующие решения
Дальнейшее повышение качества бюджетной политики невозможно без решения ряда проблем. Бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным требованиям. Сложившиеся механизмы и процедуры ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления государственными финансами.
Остается низкой экономическая эффективность государственного сектора экономики. Он по-прежнему слишком велик и трудноуправляем. Значительная часть государственного имущества не используется для выполнения публичных полномочий. Сохраняются необоснованные ограничения на приватизацию отдельных видов государственного имущества. Сложившаяся сеть бюджетополучателей не является оптимальной, что снижает эффективность использования средств федерального бюджета. Бюджетные ассигнования по-прежнему распределяются между бюджетными учреждениями вне зависимости от объема и качества предоставляемых услуг, их общественной полезности. Контроль со стороны государства за внебюджетной деятельностью федеральных учреждений и принимаемыми ими на себя обязательствами носит в основном формальный характер.
При формировании бюджета в малой степени используются программно-целевые методы. Действующие федеральные целевые программы в основной своей массе не являются эффективным инструментом структурных реформ. Не урегулирована проблема обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год. При формировании бюджета перечень таких обязательств каждый раз подвергается ревизии, часто на основе субъективных критериев.
Применяемые механизмы закупки товаров и услуг для государственных нужд зачастую не способствуют рациональному использованию бюджетных средств. Отвечающим современным реалиям закон о государственных закупках не принят. До сих пор не выработаны эффективные механизмы, обеспечивающие реализацию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения. И в первую очередь для неработающих граждан. Формирование новой системы обязательного медицинского страхования задерживается.
Хотя
общая налоговая нагрузка на предпринимательскую
деятельность снизилась, для многих
видов экономической
Основные задачи бюджетной политики на2005г. и среднесрочную перспективу
Бюджетная
политика призвана способствовать эффективному
решению важнейших социально-
Важнейшей
задачей бюджетной политики остается
обеспечение общей
- гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств;
-
связывание избыточной
-
последовательное сокращение
В
этих условиях использование средств
Стабилизационного фонда
Акценты бюджетного процесса необходимо перенести с управления затратами на управление результатами. Бюджет следует формировать, исходя из цели и планируемых результатов государственной политики ,а бюджетные ассигнования должны иметь чёткую привязку к государственным функциям.
В этих целях необходимы действия по следующим направлениям.
Первое. Реформа бюджетной классификации бюджетного учета. На федеральном уровне должны определяться лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы позиции экономической и функциональной классификации. Такой подход обеспечит большую свободу маневра для органов государственной власти в ходе бюджетного процесса.
Второе. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, включая аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности. Это позволит упростить процедуру рассмотрения бюджета, повысит степень прогнозируемости всей системы бюджетирования, обеспечит определенность в финансировании долгосрочных программ и проектов.
Третье. Повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе. Начиная с 2006г. этот документ должен утверждаться Правительством российской Федерации. Это позволит расширить горизонт планирования. Повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета, создать стимулы для оптимизации бюджетных расходов.
Четвертое. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Это предполагает расширение самостоятельности администраторов бюджетных средств при повышении их ответственности за обеспечение планируемых результатов, которые должны быть описаны использованием четких критериев и индикаторов оценки достижения этих результатов.
Пятое. Четкое определение показателей результативности деятельности федеральных государственных органов.
Шестое. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности. Необходимо ввести в практику значительную часть бюджетных расходов, осуществляемых в настоящее время по сметному принципу.
Седьмое. Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблюдения правил государственных закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах государства закупки (в том числе в сфере обороны и безопасности).
Основные направления налоговой политики
В 2005г. предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов. Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья. Развитию образования и здравоохранения.
Реформирование единого социального налога призвано обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Для этого необходимо снизить эффективную ставку единого социального налога, скорректировать механизм применения регрессии, в том числе снять неоправданные ограничения на доступ к применению регрессии, в том числе снять неоправданные ограничения на доступ к применению регрессии налогоплательщикам.
В 2004г. надлежит принять главы Налогового кодекса. Касающегося налога на наследование и дарение, местного налога на недвижимость и земельного налога. Эти налоги должны способствовать цивилизованному обороту земли и другого имущества, стать стабильным источником доходов региональных и местных бюджетов. Налоговый кодекс следует также дополнить главой о водном налоге, предусмотрев сокращение льгот и количества объектов налогообложения.
Необходимо определиться с размерами государственной пошлины и перечнем юридических значимых действий, при которых она взимается. Размер и порядок уплаты государственной пошлины должны быть экономически обоснованными и необременительными для граждан и юридических лиц.
Изменения, которые предполагается внести в лесное и водное законодательство, должны предусматривать установление системы платежей за пользование природными ресурсами, способствующей их рациональному использованию. Размер платежей должен быть адекватен реальной стоимости этих ресурсов.
Актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний.
Назрела необходимость усовершенствовать порядок взимания налога на добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы современного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. С 2006г. целесообразно снизить ставку этого налога.
Работу налоговых инспекций следует оценивать по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить е разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности.
Проведение
выездных налоговых проверок не должно
препятствовать предпринимательской
деятельности законопослушных
Основные приоритеты бюджетных расходов
Основные
приоритеты на 2005г. лежат в сфере
финансового обеспечения
Снижение единого социального налога может привести к возникновению в 2005г. текущего дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. В этих условиях необходимо предусмотреть возможность выделения из федерального бюджета средств Пенсионному фонду РФ, с тем чтобы обеспечить безусловное выполнение обязательств государства по выплате пенсий.
Следует определить и законодательно закрепить объем государственных гарантий в сфере здравоохранения и подкрепить их необходимыми финансовыми ресурсами. Финансовые взаимоотношения федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования должны строиться с учетом формирования в субъектах Российской Федерации механизмов страхования неработающего населения.