Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа
Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
3. Государственное
антициклическое и
Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.
В связи с этим интересен принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).
Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:
— установление и
изменение системы
— определение налоговых ставок, их дифференциация;
— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.
Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.
Избрав
либеральную или
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.
Подводя
итог, хотелось бы особенно отметить, что
в любом случае государство, имея
возможность применять все элементы финансовой
политики, обладает мощнейшим инструментом,
позволяющим весьма эффективно бороться
с любыми трудностями, которые бы не постигли
российскую экономику. Важно лишь со знанием
дела использовать имеющиеся средства,
последовательно и правильно продвигаться
по пути укрепления экономики и возрождения
России.
Глава 2. Проведение
финансовой политики
в России
2.1.Современное
состояние бюджетной
системы и политики
Российской Федерации,
проблемы ее реформирования
Вот главные особенности нового федерального бюджета. Он составлен по обычной методике. Доходы и расходы, запланированные на 2004 год, в первую очередь пересчитаны с учетом прогноза среднегодовой инфляции на 2005 год – 7,5-8%. В расчетах также учтено перераспределение доходных источников и расходных полномочий между уровнями власти в результате реформы государственной власти и межбюджетных отношений в стране, а также замена натуральных льгот для населения денежными компенсациями и другие налоговые изменения в законодательстве. Главную налоговую лепту в формирование бюджета внесло снижение ставки единого социального налога с 35,6% до 26% (федеральной части с 14% до 6%). Это снизило не только налоговую нагрузку на предприятия до 32,1% ВВП (в 2002 году было 36,5%), но и доходы бюджета на 284,4 млрд. руб. Отметим, что в любом случае на 85,5% доходы бюджета, как и прежде, формирует налог на добавленную стоимость, налог добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности.
После всех расчетов планируемые доходы бюджета-2005 по сравнению с бюджетом-2004 выросли на 583 млрд. руб. – с 2,743 трлн. руб. до 3,326 трлн. руб., расходы – с 2,660 трлн. руб. до 3,048 трлн. руб. Профицит составит 278,1 млрд. руб.
Статьи | 2004г. | 2005г. |
Доходы
Расходы Профицит |
2,743 трлн.руб. 2,660 трлн.руб. 83 млрд.руб. |
3,326 трлн.руб. 3,048 трлн.руб. 278,1 млрд.руб. |
Что касается бюджетных расходов, то больше всего – на 27% и 26% - возрастут затраты на оборону и обеспечение национальной безопасности. Увеличение расходов на социальную сферу в федеральном бюджете оказалось существенно скромнее – 6,4%, однако в результате реформы государственной власти множество полномочий по социальным расходам перешло в регионы (это же перераспределение вызвало снижение федеральных расходов на ЖКХ и образование).
Год | Доходы | Расходы | Дефицит(-)
Профицит(+) |
1992
1993 |
15,8
14,9 |
18,9
20,6 |
-3,1
-5,5 |
1994
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 |
13,4
15,1 14,9 13,9 11,9 12,9 16,0 17,6 19,4 18,5 17,9 17,8 |
23,4
17,9 18,6 17,6 17,2 14,0 14,6 14,7 17,8 18,0 17,4 16,3 |
-10,0
-2,8 -3,7 -3,7 -5,3 -1,1 1,4 2,9 1,6 0,5 0,5 1,5 |
В бюджете-2005 более или менее решен и традиционно самый острый вопрос межбюджетных отношений. Учитывая жалобы отдельных регионов на выпадающие доходы вследствие реформы государственной власти и перевода натуральных льгот в денежные компенсации, правительство предусмотрело в бюджете резерв в 300 млрд. руб. на дополнительную помощь регионам.
Наконец,
в бюджете-2005, как и в прошлом
году продолжает накапливаться стабилизационный
фонд – туда идут все доходы, полученные
от экспорта нефти по цене свыше
$20 за баррель. Благодаря нынешним запредельно
высоким ценам на нефть в стабилизационном
фонде в начале нынешнего года должно
быть свыше 500млрд руб., что позволит направить
эти деньги на неотложные нужды. Правительство
пока предложило потратить в 2005 году 74,7
млрд. руб. на покрытие дефицита Пенсионного
фонда, возникшего из-за снижения единого
социального налога, и 168 млрд. руб. – на
погашение внешних долгов. Напомним, что
на 1 января 2005 года российский внешний
долг составил $113,7 млрд. На обслуживание
внешнего долга в расходах бюджета запланировано
185,9 млрд. руб., ($6.2 млрд.). На погашение основного
долга уйдет $11,5 млрд. – на $2.5 млрд. больше,
чем в прошлом году.
Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2004-2005 годах
Раздел |
2004 год | 2005 год | Темпы роста (%) | ||
млрд. руб. | % к расходам всего | млрд. руб. | % к расходам всего | ||
Всего
расходы
Общегосударственные вопросы Национальная оборона Национальная безопасность и правоохранительная деятельность Национальная экономика Жилищно-коммунальное хозяйство Охрана окружающей среды Образование Культура, кинематография, СМИ Здравоохранение и спорт Социальная политика Межбюджетные трансферты |
2659,4
458,7 413,7 316,3 213,5 16,6 5,0 156,4 32,8 75, 154,1 816,7 |
100,0
17,3 15,6 11,9 8,0 0,6 0,2 5,9 1,2 2,8 5,8 30,7 |
3048,0
488,6 529,1 398,4 234,0 6,8 4,6 154,5 38,5 82,5 172,0 938,9 |
100,0
16,0 17,4 13,1 7,7 0,2 0,2 5,1 1,3 2,7 5,6 30,8 |
114,6
106,5 127,9 126,0 109,6 41,0 92,0 98,8 117,4 109,3 111,6 114,9 |
Наконец,
в бюджете-2005, как и в прошлом
году продолжает накапливаться стабилизационный
фонд – туда идут все доходы, полученные
от экспорта нефти по цене свыше $20 за баррель.
Благодаря нынешним запредельно высоким
ценам на нефть в стабилизационном фонде
в начале нынешнего года должно быть свыше
500млрд руб., что позволит направить эти
деньги на неотложные нужды. Правительство
пока предложило потратить в 2005 году 74,7
млрд. руб. на покрытие дефицита Пенсионного
фонда, возникшего из-за снижения единого
социального налога, и 168 млрд. руб. – на
погашение внешних долгов. Напомним, что
на 1 января 2005 года российский внешний
долг составил $113,7 млрд. На обслуживание
внешнего долга в расходах бюджета запланировано
185,9 млрд. руб., ($6.2 млрд.). На погашение основного
долга уйдет $11,5 млрд. – на $2.5 млрд. больше,
чем в прошлом году.
Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики
Раздел |
2004 год | 2005 год | Темпы роста (%) | ||
млрд.
руб. |
%
к расходам
всего |
млрд.
руб. |
%
к расходам
всего | ||
Повышение
уровня и качества жизни населения
Укрепление национальной безопасности Создание условий для экономического роста Создание потенциала для будущего развития Повышение эффективности государства |
1056,4 730,0 244,2 170,2 146,5 |
39,7 27,4 9,2 6,3 5,5 |
1176.0 927,5 283,6 172,3 204,3 |
38,6 30,4 9,3 5,7 6,7 |
111,3 127,1 116,1 101,2 139,5 |