Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

Содержание

Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

            1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов;

            2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

            3. Государственное  антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

      Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

      В связи с этим интересен принцип  взимания налогов в зависимости  от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой базы (дохода).

      Анализируя  налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно  остановиться на регулирующих их функциях:

            — установление и  изменение системы налогообложения;

            — определение налоговых  ставок, их дифференциация;

            — предоставление налоговых  льгот — освобождение от налогов  части прибылей и капитала с условиями  их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

      Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

      Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

      Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

      Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

      Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

            Глава 2. Проведение финансовой политики в России 

    2.1.Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации, проблемы ее реформирования 

     Вот главные особенности нового федерального бюджета. Он составлен по обычной методике. Доходы и расходы, запланированные на 2004 год, в первую очередь пересчитаны с учетом прогноза среднегодовой инфляции на 2005 год – 7,5-8%. В расчетах также учтено перераспределение доходных источников и расходных полномочий между уровнями власти в результате реформы государственной власти и межбюджетных отношений в стране, а также замена натуральных льгот для населения денежными компенсациями и другие налоговые изменения в законодательстве. Главную налоговую лепту в формирование бюджета внесло снижение ставки единого социального налога с 35,6% до 26% (федеральной части с 14% до 6%). Это снизило не только налоговую нагрузку на предприятия до 32,1% ВВП (в 2002 году было 36,5%), но и доходы бюджета на 284,4 млрд. руб. Отметим, что в любом случае на 85,5% доходы бюджета, как и прежде, формирует налог на добавленную стоимость, налог добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности.

     После всех расчетов планируемые доходы бюджета-2005 по сравнению с бюджетом-2004 выросли на 583 млрд. руб. – с 2,743 трлн. руб. до 3,326 трлн. руб., расходы – с 2,660 трлн. руб. до 3,048 трлн. руб. Профицит составит 278,1 млрд. руб.

            Статьи                    2004г.               2005г.
          Доходы 

          Расходы 

         Профицит

           
      2,743 трлн.руб. 

      2,660 трлн.руб. 

      83 млрд.руб.

      3,326 трлн.руб. 

      3,048 трлн.руб. 

      278,1 млрд.руб.

     Что касается бюджетных расходов, то больше всего – на 27% и 26% - возрастут затраты на оборону и обеспечение национальной безопасности. Увеличение расходов на социальную сферу в федеральном бюджете оказалось существенно скромнее – 6,4%, однако в результате реформы государственной власти множество полномочий по социальным расходам перешло в регионы (это же перераспределение вызвало снижение федеральных расходов на ЖКХ и образование).

    Год Доходы Расходы Дефицит(-)

    Профицит(+)

    1992

    1993

    15,8

    14,9

    18,9

    20,6

    -3,1

    -5,5

    1994

    1995

    1996

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    13,4

    15,1

    14,9

    13,9

    11,9

    12,9

    16,0

    17,6

    19,4

    18,5

    17,9

    17,8

    23,4

    17,9

    18,6

    17,6

    17,2

    14,0

    14,6

    14,7

    17,8

    18,0

    17,4

    16,3

    -10,0

    -2,8

    -3,7

    -3,7

    -5,3

    -1,1

    1,4

    2,9

    1,6

    0,5

    0,5

    1,5

     В бюджете-2005 более или менее решен  и традиционно самый острый вопрос межбюджетных отношений. Учитывая жалобы отдельных регионов на выпадающие доходы вследствие реформы государственной власти и перевода натуральных льгот в денежные компенсации, правительство предусмотрело в бюджете резерв в 300 млрд. руб. на дополнительную помощь регионам.

     Наконец, в бюджете-2005, как и в прошлом  году продолжает накапливаться стабилизационный фонд – туда идут все доходы, полученные от экспорта нефти по цене свыше  $20 за баррель. Благодаря нынешним запредельно высоким ценам на нефть в стабилизационном фонде в начале нынешнего года должно быть свыше 500млрд руб., что позволит направить эти деньги на неотложные нужды. Правительство пока предложило потратить в 2005 году 74,7 млрд. руб. на покрытие дефицита Пенсионного фонда, возникшего из-за снижения единого социального налога, и 168 млрд. руб. – на погашение внешних долгов. Напомним, что на 1 января 2005 года российский внешний долг составил $113,7 млрд. На обслуживание внешнего долга в расходах бюджета запланировано 185,9 млрд. руб., ($6.2 млрд.). На погашение основного долга уйдет $11,5 млрд. – на $2.5 млрд. больше, чем в прошлом году. 

     Структура и динамика расходов федерального бюджета  в 2004-2005 годах

         Раздел 
         
          2004 год        2005 год  
    Темпы роста (%)
    млрд.          руб.   % к расходам всего млрд. руб. % к расходам всего
    Всего расходы

    Общегосударственные вопросы

    Национальная  оборона

    Национальная  безопасность и              

    правоохранительная  деятельность

    Национальная  экономика

    Жилищно-коммунальное хозяйство

    Охрана  окружающей среды

    Образование

    Культура, кинематография, СМИ

    Здравоохранение и спорт

    Социальная  политика

    Межбюджетные  трансферты

    2659,4

    458,7

    413,7

    316,3 

    213,5

    16,6

    5,0

    156,4

    32,8

    75,

    154,1

    816,7

    100,0

    17,3

    15,6

    11,9 

    8,0

    0,6

    0,2

    5,9

    1,2

    2,8

    5,8

    30,7

    3048,0

    488,6

    529,1

    398,4 

    234,0

    6,8

    4,6

    154,5

    38,5

    82,5

    172,0

    938,9

    100,0

    16,0

    17,4

    13,1 

    7,7

    0,2

    0,2

    5,1

    1,3

    2,7

    5,6

    30,8

    114,6

    106,5

    127,9

    126,0 

    109,6

    41,0

    92,0

    98,8

    117,4

    109,3

    111,6

    114,9

     Наконец, в бюджете-2005, как и в прошлом  году продолжает накапливаться стабилизационный фонд – туда идут все доходы, полученные от экспорта нефти по цене свыше $20 за баррель. Благодаря нынешним запредельно высоким ценам на нефть в стабилизационном фонде в начале нынешнего года должно быть свыше 500млрд руб., что позволит направить эти деньги на неотложные нужды. Правительство пока предложило потратить в 2005 году 74,7 млрд. руб. на покрытие дефицита Пенсионного фонда, возникшего из-за снижения единого социального налога, и 168 млрд. руб. – на погашение внешних долгов. Напомним, что на 1 января 2005 года российский внешний долг составил $113,7 млрд. На обслуживание внешнего долга в расходах бюджета запланировано 185,9 млрд. руб., ($6.2 млрд.). На погашение основного долга уйдет $11,5 млрд. – на $2.5 млрд. больше, чем в прошлом году. 
 
 
 

     Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики

     Раздел 
 
     
        2004 год          2005 год  
Темпы роста

(%)

млрд.

руб.

% к расходам 

всего

млрд.

руб.

% к расходам

всего

Повышение уровня и качества жизни населения

Укрепление  национальной безопасности

Создание  условий для экономического роста

Создание  потенциала для будущего развития

Повышение эффективности государства

1056,4 

730,0 

244,2 

170,2 

146,5

39,7 

27,4 

9,2 

6,3 

5,5

1176.0 

927,5 

283,6 

172,3 

204,3

38,6 

30,4 

9,3 

5,7 

6,7

111,3 

127,1 

116,1 

101,2 

139,5

Информация о работе Финансовая политика государства