Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа
Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Основные изменения налоговой реформы направлены на сокращение налогового бремени для обрабатывающих отраслей экономики. В 2005г. снижаются ставки единого социального налога. Это даст дополнительное ускорение темпам экономического роста примерно на 0,5 %. Такими мерами поддерживаются внутренние факторы роста экономики, обеспечивается снижение зависимости её от внешних условий.
Это
- очередной шаг, направлений на улучшение
финансового положения
В 2005г. регионы смогут переходить на новый порядок сбора земельного налога, ориентируясь на рыночную стоимость земли, определенную по соответствующей методике. С 2006г. переход на новый порядок для всех регионов станет обязательным, что даст дополнительные доходы бюджетам субъектов Федерации. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельство собственности, оценки земли и т. д.
Расходы федерального бюджета в 2005г. составят 16,3% ВВП (в 2004г.-17,2%ВВП) при этом непроцентные расходы составят 14,9% ВВП и будут направлены, прежде всего, на финансовое обеспечение социальных реформ, модернизацию военной организации государства, развития общественной инфраструктуры.
Как и предыдущие годы, в 2005г. произойдет снижение расходов федерального бюджета в отношении к ВВП. Но в номинальном выражении расходы бюджета вырастают на 10,2%, а в реальном выражении – на 2%. Поэтому увеличивается финансирование всех ведущих отраслей экономики, социальных реформ, модернизации Вооруженных Сил, развития общественной инфраструктуры.
В текущем году на 35 % увеличиваются и расходы на субсидирование экономики. Кроме этого, на лизинг авиационной техники будет выделено 6 млрд. руб. Более ста самолетов разных моделей и типов будут строиться для сдачи в лизинг российским авиакомпаниям. Увеличится выдача кредитов и субсидирование ставок по кредитам на поддержку российского экспорта высокотехнологической продукции. Для малого бизнеса будет выделено 1,5 млрд. руб. На 700 млн.руб. вырастет капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, что ему аккумулировать дополнительно 4,5 млрд. руб. и на них выкупить закладные у банков и у организаций, которые кредитуют сегодня население. Тем самым будет улучшен порядок получения ипотечного кредита, он станет дешевле и , следовательно, доступнее нашим гражданам.
Продолжатся
государственная поддержка
Расходы
на развитие и содержание дорожной
сети в бюджете текущего года увеличились
почти на 6 млрд. руб. и составили
примерно 86 млрд. руб., 29 млрд. руб. направляются
на субсидии субъектов Федерации
на поддержку территориальных
В
результате централизации водного
налога серьезно увеличиваются расходы
на ремонт и реконструкцию водно-
На федеральные целевые программы будет выделено 270 млрд. руб., 8,9% всех расходов, что на 40% больше, чем в 2004г. В составе федеральных целевых программ существенно возрастают расходы на закупку оборудования и капитальных вложений. Они составляют 120 млрд. руб. Это - необходимые расходы на создание и укрепление материально-технической базы здравоохранения, образования, социальной сферы.
Расходы на здравоохранение вырастут на 13,5%, в сфере социальной политики – на 3,5%. Этот расходов сопровождается совершенствованием законодательства об обязательном медицинском страховании, заменой натуральных льгот на денежные компенсации, увеличением лекарственного обеспечения льготных категорий. Решение о замене льгот на денежные компенсации создает финансовую базу для улучшения обеспечения льготных категорий.
Так, в результате внедрения социального пакета, который сможет получить каждый льготник, относящийся к федеральному уровню, с 2005г. увеличивается на 45 млрд. руб. покупка медикаментов для обеспечения льготных категорий.
Если все субъекты Российской Федерации в 2004г. выделили из региональных бюджетов на бесплатное обеспечение медикаментами около 5,7 млрд. руб., то в 2005г. только через федеральный бюджет на это будет направлено 50,8 млрд. руб., т.е. в 10 раз увеличивается доступность этих медикаментов. Состояние льготников, прежде всего, инвалидов, пенсионеров, тех, кто в этих лекарствах остро нуждается, станет существенно лучше.
В 2005г. в результате внедрения социального пакета планируется обеспечить санаторно-курортным лечением более миллиона льготников, это в пять раз больше, чем в 2004г. В связи разграничением полномочий в субъекты Федерации передается сеть межбюджетных образовательных учреждений вместе со средствами для их финансирования. Это – 24 млрд. руб.
В числе важнейших решений – индексация заработной платы работникам бюджетной сферы, а также увеличение надбавок военнослужащим за особые условия военной службы с 70 до 120%. Зарплату работникам бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, планируется повысить, по крайней мере, дважды. В январе 2005г. была проведена индексация на 20%, а с 1 сентября – еще на 11%. Таким образом, за год зарплата вырастет на30%, с опережением инфляции. Решение о повышении заработной платы работникам бюджетных учреждений, финансируемых из региональных бюджетов, будет приниматься органами власти субъектов Федерации.
Дальнейшее повышение зарплат бюджетников намечено на 1 мая 2006г.- еще на 30%. За период с 1 декабря 2004г. по 1 мая 2007г. рост зарплаты в бюджетной сфере составит 83% в номинальном выражении и 52% - в реальном. Таким образом, разрыв заработной платы в бюджетной сфере и в реальном секторе экономики будет сокращаться, чтобы работа в бюджетной сфере оставалась привлекательной для специалистов высокого уровня.
Министерство финансов осуществляет постоянный мониторинг исполнения бюджетов субъектов Федерации. В составе федерального бюджета предусмотрен специальный резерв средств для оказания помощи особо нуждающимся регионам, в том числе и на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.
На 28% вырос раздел «Национальная оборона», на 26% - раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Прежде всего, эти средства идут на укрепление обороноспособности страны, восстановление того, что было завоевано ранее. Усиливается финансирование научных разработок, финансирования оснащения Вооруженных Сил, подготовки специалистов.
В бюджете 2005г. реализованы принципиальные структурные преобразования в межбюджетных отношениях. Исполнение закона связано, прежде всего, с разграничением полномочий.
В результате принятия Федерального закона от 20 августа 2004г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации части регулирования межбюджетных отношений» в Бюджетном кодексе были уточнены разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней, бюджетное устройство и общие принципы организации бюджетной системы РФ, порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, урегулировано предоставление межбюджетных трансфертов.
Теперь для каждого уровня власти более точно определены те полномочия, которые он должен исполнять, и те финансовые ресурсы, которыми он обладает для исполнения этих полномочий. Это позволяет сбалансировать бюджеты субъектов Федерации.
Совершенствуются формы финансовой поддержки субъектов. Утверждена с соответствием с постановлением Правительства РФ от22 ноября 2004г. №670 Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Механизм формирования и распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности был существенно упрощен, усилена направленность оказания финансовой поддержки наименее обеспеченным субъектам Федерации, повышена точность оценки налогового потенциала. Разработаны многочисленные рекомендации регионам и муниципалитетам по управлению общественными финансами, создана методика распределения средств Фонда регионального развития.
Фонд финансовой поддержки регионов теперь формироваться не из 14% от доходной базы за вычетом таможенных платежей, а ежегодно нарастать в соответствии с уровнем инфляции. Есть и другие фонды – фонд софинансирования социальных расходов и фонд компенсаций.
Кроме
того, в ходе работы над проектом
федерального бюджета было выделено
дополнительно 30 млрд. руб., которые
были распределены в процессе обсуждения
законопроекта в
В
федеральном бюджете 2005г. впервые
нет приложения, предусматривающего
приостановление положений
С 2005г. не будет уменьшаться налоговая база в субъектах Федерации, если только сам субъект РФ не примет такое решение. Не будут передаваться в регионы дополнительные обязательства с федерального уровня. Федеральный уровень, приняв на себя расходные обязательства, должен будет сам их финансировать из средств федерального бюджета. Любой уровень власти, принимая решения, обязан их исполнять, рассчитывая только на свои ресурсы. Такой порядок повышает социальную ответственность всех уровней власти за исполнение своих функций и обязательств.
Бюджетная обеспеченность в субъектах Российской Федерации никогда не была одинаковой. Но за последние четыре года дотационные Регины в реальном выражении улучшили финансирование своих расходов на 70-80%. В текущем году ситуация ухудшиться, а в ближайшем будущем рост расходов в региональных бюджетах продолжится (на 20-40% в реальном выражении).
Распределение доходов и
Экономическая политика Правительства страны, новые возможности, которые дает реформа по разграничению и укреплению полномочий, создают условия для того, чтобы каждый субъект Российской Федерации устойчиво наращивал темпы роста.
Государственные финансы влияют факторов создания инвестиционного климата, кредитных возможностей, в том числе частного сектора. Понятно, что ни одно предприятие страны не получит кредитный рейтинг выше суверенного. И задача Правительства – повышать суверенный рейтинг, открывая новые возможности для повышения эффективности своей работы и снижения рисков для каждого предприятия. Сбалансированность доходов и расходов, профицит, политика снижения инфляции увеличивают суверенный рейтинг страны, а тем самым увеличивают и дополнительные возможности успешного функционирования и дальнейшего развития для каждого предприятия в нашей стране, увеличивают инвестиционную емкость рынка.
Проведение мероприятий, направленных на сокращение государственного внешнего долга, в том числе урегулирование долга бывшего СССР и, соответственно, снижение показателей долгового бремени страны повлияло на кредитоспособности России на мировых финансовых рынках и, наряду с другими мероприятиями в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, привело к повышению в 2004г. международным рейтинговым агентством Fitch Ratings суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного уровня с ВВ+ до ВВВ-.