Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

Содержание

Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

      Более структурированным выглядит определение  данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой  в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее, стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.

      Таким образом, в марксистской трактовке  финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики  практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).

      Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.

      Профессор Л. А. Дробозина выделяет финансовую политику, как основополагающий элемент  в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как  специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

            Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений,- обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производственных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.

            Воспроизводственный процесс представляет  собой совокупность различных  общественных потребностей, степень  удовлетворения которых зависит  прежде всего от финансовых  возможностей, от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода- основного источника роста благосостояния общества.

             Финансовая политика- это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений.  Эта деятельность направлена  на обеспечение соответственными финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

            Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.

            Политика охватывает все направления  деятельности государства. В зависимости  от сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.

            Финансовая политика имеет самостоятельное  значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

             Политика, политическое воздействие,  политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

  1. определение и постановка главным целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
  2. разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
  3. подбор и расстановкой кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

            Следовательно, финансовая политика- это определение целей и задач, на решение которых направляются процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

            Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ- долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и нормальных финансовых отношений.

             Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества ( или определенные ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

               Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировки в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более низких задач, определением сроков и  методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

               Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

               Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу  факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.

               Финансовая политика должна быть  направлена прежде всего на  формирование максимально возможного  объема финансовых ресурсов, т. к. они -материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное- достоверной.

                Другие экономисты, такие как, профессор Романовский М. В. и Бабич А.М. выделяют финансовую политику, как совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансами. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

                Это можно изобразить в виде  схемы «системы управления государственными  финансами РФ» 
 

        Система управления государственными финансами

               
                                                                                                     

                                                      

субъект управления инструмент  воздействия объект управления конечная 

цель

                                                                                                                                          

            

Финансовая  система Финансовая  политика   Система финансов       Финансовая  устойчивость
 

- Президент                  - принципы управления -отношения по       -макроэкономическая

- Парламент                  - финансовое    образованию и       сбалансированность

- Правительство             прогнозирование   использованию    -профицит

- Министерство            - финансовое   бюджетных            бюджетного плана

  Финансов  программирование   фондов -отсутствие  

- Министерство            - финансовое -отношения по   государственного

  по налогам и                планирование   образованию и       долга

  сборам                        - финансовое    использованию

- Центральный   регулирование   внебюджетных

  Банк                           - финансовый   фондов

- Министерство    контроль -отношения по

  государственного      - финансовое    образованию и

  имущества   законодательство   использованию

- Счетная                      - финансовый    страховых

  Палата  анализ   фондов

- Федеральная

  комиссия по

  ценным бумагам 

          Во всех государствах финансовая  политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление  финансами с учетом специфики  звеньев системы финансов;

- общность  функций всех финансовых учреждений;

- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов               управления;

     Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т. е. управления финансами, являются:

- зависимость  от конечной цели;

- макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

- соответствие интересам всех членов общества;

- использование  экономических законов; 

- учет  внешних и внутренних экономических  условий на основе реальных возможностей;

       Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

Информация о работе Финансовая политика государства