Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа
Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее, стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазного государства.
Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее передать (расход).
Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.
Профессор
Л. А. Дробозина выделяет финансовую
политику, как основополагающий элемент
в системе управления финансами.
Исходя из определения финансов как
специфических стоимостных
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений,- обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производственных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.
Воспроизводственный процесс
Финансовая политика- это самостоятельная
сфера деятельности
Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.
Политика охватывает все
Финансовая политика имеет
Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:
Следовательно, финансовая политика- это определение целей и задач, на решение которых направляются процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ- долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и нормальных финансовых отношений.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества ( или определенные ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировки в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более низких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.
Финансовая политика должна
Другие экономисты, такие как, профессор Романовский М. В. и Бабич А.М. выделяют финансовую политику, как совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансами. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Это можно изобразить в виде
схемы «системы управления
Система управления государственными финансами |
субъект управления | инструмент воздействия | объект управления | конечная
цель |
Финансовая система | Финансовая политика | Система финансов | Финансовая устойчивость |
- Президент - принципы управления -отношения по -макроэкономическая
- Парламент - финансовое образованию и сбалансированность
- Правительство прогнозирование использованию -профицит
- Министерство - финансовое бюджетных бюджетного плана
Финансов программирование фондов -отсутствие
- Министерство - финансовое -отношения по государственного
по налогам и планирование образованию и долга
сборам - финансовое использованию
- Центральный регулирование внебюджетных
Банк - финансовый фондов
- Министерство контроль -отношения по
государственного - финансовое образованию и
имущества законодательство использованию
- Счетная - финансовый страховых
Палата анализ фондов
- Федеральная
комиссия по
ценным
бумагам
Во всех государствах
- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
- общность
функций всех финансовых
- общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления;
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т. е. управления финансами, являются:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая
сбалансированность всех
- соответствие интересам всех членов общества;
- использование экономических законов;
- учет
внешних и внутренних
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.