Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа
Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
имени
В.Р. Филиппова»
Кафедра
финансов
Выполнила: ст-ка эконом. фак-та
гр.5312 Петунова О.С.
Проверила: Амагаева О.Г.
Улан-Удэ
2005
Содержание
Введение
3
Обзор
литературы
1.
Финансовая политика
как инструмент регулирования
экономики
1.1
Цели и сущность финансовой политики
2.1.
Виды финансовой политики и механизм ее
реализации
2.
Проведение финансовой
политики в России
2.1.
Современное состояние бюджетной системы
и политики Российской
20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика:
тенденции и перспективы
30
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
Введение
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.
Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.
Главная задача федерального
бюджета на 2005г. заключается в
поддержании общей
При подготовке бюджета Правительство исходило из того, что бюджет является не только финансовым выражением государственной политики, но и важнейшим инструментом реализации стратегический приоритетов, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, таких как - устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности. В Послании Президента они развернуты в конкретные задачи, решение которых и легло в основу бюджетной политики на 2005г. и среднесрочную перспективу.
Одна из важных задач бюджета - повышение устойчивости финансовой системы к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры все еще памятен 1998г., когда Россия не могла исполнить ни свой бюджет, ни внешние обязательства. В результате девальвации рубля и повышения инфляции существенно упал жизненный уровень граждан. Бюджет 2005г. построен на принципах, предотвращающих сколько-нибудь серьезный кризис, подробный тому, который был в 1998г. Создание Стабилизационного фонда должно всегда предотвратить риск подобного рода.
Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание
и изучение всех факторов, определяющих
политику, служат гарантией тому, что ее
относительная самостоятельность не перерастет
в независимость от объективных экономических
отношений. Опыт показывает, что отрыв
финансовой политики от экономики оборачивается
серьезными экономическими трудностями,
неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней. Научный подход
к выработке финансовой политики предполагает
ее соответствие закономерностям общественного
развития, постоянный учет выводов финансовой
теории. Нарушение этого важнейшего требования
приводит к большим потерям в народном
хозяйстве.
Обзор
литературы
В последние годы вопросам
проведения государственной
Так, например, в статье Ирины Граник «Секреты российского бюджета» рассматриваются главные особенности нового федерального бюджета, который составлен по обычной методике. Автор данной статьи опубликовал высказывания многих депутатов, в том числе председателя комитета по экономической политике Валерия Драганова, председателя Счетной палаты Сергея Степашина и вице-премьера Александра Жукова. Валерий Драганов заявил, что правительство, как обычно, сознательно занизило прогноз ВВП (всего 6,3%), чтобы облегчить себе жизнь и вывести из под контроля Думы часть бюджетных доходов, которые в авральном порядке будут распределены задним числом в конце года. Также в данной статье затронут главный бюджетный вопрос, который в бюджете-2005 пока не отражен в полной мере. Речь идет о новой системе бюджетного планирования, которая позволит оценить истинную эффективность бюджетных расходов и заставит ведомства расходовать бюджетные деньги на реальное улучшение жизни граждан. Эта система позволит наглядно и конкретно оценить, что дает бюджет народу.
В
статье А. Л. Кудрина «Федеральный бюджет
– важнейший инструмент реализации
государственной политики»
В Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2005 году» содержится информация об основных направлениях и ориентирах бюджетной политики в 2005г. В данной статье сказано, что бюджетная политика призвана способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач. В основу бюджета должны быть положены долгосрочные приоритеты развития страны. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. А также здесь указаны основные приоритеты бюджетных расходов на 2005г., которые лежат в сфере финансового обеспечения социальных реформ, модернизации военной организации государства, развития общественной инфраструктуры. И в 2004-2005гг. предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов. Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
В статье С.А. Ананенко, заместителя мэра г. Череповца Вологодской области под названием «Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы сбалансированных целевых показателей» опубликованы проблемы традиционной системы управления, новый подход к управлению, функционирование и распространение системы сбалансированных показателей. Очень интересным представляется опыт стратегического планирования Череповца и выбранная городом модель реализации стратегии, основанная на системе сбалансированных целевых показателей. На их взгляд, эта система может стать механизмом, который в значительной степени поможет реализовать идеи, заложенные в основу реформирования бюджетной сферы страны.
Под
редакцией Селезнева А. «Проблемы
бюджетной политики в 2005г.» в основном
описана задача для удвоения ВВП, которая
по своей сути является очень трудной,
ибо общее отставание России от ведущих
мировых держав в годы реформ ускорилась,
а инновационные ресурсы и финансовое
обеспечение роста являются явно недостаточными.
Россия в ближайшее время не компенсирует
«потери» ВВП от недостижения в предыдущие
годы среднегодового темпа прироста ВВП
на уровне 7,15%, но и в последующие годы
не достигнет такого темпа. Об этом говорят
все проектировки официального прогноза,
согласно которому даже при оптимистическом
сценарии прирост ВВП в 2005-2007гг. будет
достигнут соответственно 6,3; 6,1; 6,5%.
Глава
1. Финансовая политика
как инструмент регулирования
экономики
1.1.
Сущность и цели финансовой
политики
Крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стэнли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.