Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

Содержание

Введение 3
Обзор литературы 5
1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.1 Цели и сущность финансовой политики 7
2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской 20
Федерации, проблемы ее реформирования
2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия

имени В.Р. Филиппова» 
 
 

Кафедра финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на  тему: Финансовая политика государства

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнила: ст-ка эконом. фак-та

                                             гр.5312 Петунова О.С.

                        Проверила:  Амагаева О.Г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Улан-Удэ

2005 

Содержание 
 

Введение          3 

Обзор литературы                                5 

1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики                         

      1.1 Цели и сущность финансовой политики                            7 

      2.1. Виды финансовой политики и механизм ее реализации                          13 

2. Проведение финансовой политики в России                          

      2.1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской                 20  

                  Федерации, проблемы ее реформирования                       

            2.2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы                          30 

Заключение                                  36 

Список  использованной литературы                               37 

Приложение                                                                                                                           39 

Введение 

       Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательные и исполнительные ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.

       Бюджетная политика в 2004г. характеризовалась последовательностью достижения намеченных целей и повышением ее роли в обеспечении макроэкономической стабильности. В целом завершено формирование основных элементов современной налоговой системы, в большей мере обеспечивающей стимулирование позитивных структурных изменений в экономике и в социальной сфере. Началось внедрение элементов среднесрочного финансового планирования. Определены концептуальные подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку бюджетных расходов и планируемых результатов.

       Главная задача федерального  бюджета на 2005г. заключается в  поддержании общей макроэкономической  стабильности, реализации фундаментальных структурных реформ в секторе государственного управления, создании благоприятных условий для реального сектора экономики за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки.

     При подготовке бюджета Правительство  исходило из того, что бюджет является не только финансовым выражением государственной политики, но и важнейшим инструментом реализации стратегический приоритетов, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, таких как - устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности. В Послании Президента они развернуты в конкретные задачи, решение которых и легло в основу бюджетной политики на 2005г. и среднесрочную перспективу.

       Одна из важных задач бюджета  - повышение устойчивости финансовой системы к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры все еще памятен 1998г., когда Россия не могла исполнить ни свой бюджет, ни внешние обязательства. В результате девальвации рубля и повышения инфляции существенно упал жизненный уровень граждан. Бюджет 2005г. построен на принципах, предотвращающих сколько-нибудь серьезный кризис, подробный тому, который был в 1998г. Создание Стабилизационного фонда должно всегда предотвратить риск подобного рода.

     Однако  для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес  представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

             Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обзор литературы 

            В последние годы вопросам  проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики посвящается значительное количество публикаций.

            Так, например, в статье Ирины Граник «Секреты российского бюджета» рассматриваются главные особенности нового федерального бюджета, который составлен по обычной методике. Автор данной статьи опубликовал высказывания многих депутатов, в том числе председателя комитета по экономической политике Валерия Драганова, председателя Счетной палаты Сергея Степашина и вице-премьера Александра Жукова. Валерий Драганов заявил, что правительство, как обычно, сознательно занизило прогноз ВВП (всего 6,3%), чтобы облегчить себе жизнь и вывести из под контроля Думы часть бюджетных доходов, которые в авральном порядке будут распределены задним числом в конце года. Также в данной статье затронут главный бюджетный вопрос, который в бюджете-2005 пока не отражен в полной мере. Речь идет о новой системе бюджетного планирования, которая позволит оценить истинную эффективность бюджетных расходов и заставит ведомства расходовать бюджетные деньги на реальное улучшение жизни граждан. Эта система позволит наглядно и конкретно оценить, что дает бюджет народу.

     В статье А. Л. Кудрина «Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики» более подробно раскрыты такие аспекты как: доходы федерального бюджета; реализация одобренных Правительством РФ «Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004гг. и на период до 2006 года»; налоговая нагрузка, которая снижается, но при этом расширяется налоговая база, поддерживается экономический рост и обеспечивается прирост доходов федерального бюджета; расходы федерального бюджета. Также в этой статье говориться, что в бюджете 2005г. реализованы принципиальные структурные преобразования в межбюджетных отношениях. Исполнение закона связано, прежде всего, с разграничением полномочий. Теперь для каждого уровня власти более точно определены те полномочия, которые они должны исполнять, и те финансовые ресурсы, которыми они обладают для исполнения этих полномочий. Это позволяет сбалансировать бюджеты субъектов Федерации. И оговорены задачи Правительства – повышать суверенный рейтинг, открывая новые возможности для повышения эффективности своей работы и снижения рисков для каждого предприятия. Сбалансированность доходов и расходов, профицит, политика снижения инфляции увеличивают суверенный рейтинг страны, а тем самым увеличивают и дополнительные возможности успешного функционирования и дальнейшего развития для каждого предприятия в нашей стране, увеличивают инвестиционную емкость нашего рынка.

     В Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2005 году» содержится информация об основных направлениях и ориентирах бюджетной политики в 2005г. В данной статье сказано, что бюджетная политика призвана способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач. В основу бюджета должны быть положены долгосрочные приоритеты развития страны. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. А также здесь указаны основные приоритеты бюджетных расходов на 2005г., которые лежат в сфере финансового обеспечения социальных реформ, модернизации военной организации государства, развития общественной инфраструктуры. И в 2004-2005гг. предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Условия налогообложения должны быть четкими и не допускать произвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов. Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.

     В статье С.А. Ананенко, заместителя мэра г. Череповца Вологодской области  под названием «Повышение эффективности  бюджетных расходов с помощью  системы сбалансированных целевых показателей» опубликованы проблемы традиционной системы управления, новый подход к управлению, функционирование и распространение системы сбалансированных показателей. Очень интересным представляется опыт стратегического планирования Череповца и выбранная городом модель реализации стратегии, основанная на системе сбалансированных целевых показателей. На их взгляд, эта система может стать механизмом, который в значительной степени поможет реализовать идеи, заложенные в основу реформирования бюджетной сферы страны.

     Под редакцией Селезнева А. «Проблемы  бюджетной политики в 2005г.» в основном описана задача для удвоения ВВП, которая по своей сути является очень трудной, ибо общее отставание России от ведущих мировых держав в годы реформ ускорилась, а инновационные ресурсы и финансовое обеспечение роста являются явно недостаточными. Россия в ближайшее время не компенсирует «потери» ВВП от недостижения в предыдущие годы среднегодового темпа прироста ВВП на уровне 7,15%, но и в последующие годы не достигнет такого темпа. Об этом говорят все проектировки официального прогноза, согласно которому даже при оптимистическом сценарии прирост ВВП в 2005-2007гг. будет достигнут соответственно 6,3; 6,1; 6,5%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 

1.1. Сущность и цели финансовой политики  

        Крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стэнли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Информация о работе Финансовая политика государства